Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории развития половой идентичности

В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, маскулинность (мужественность) и фемининностъ (женственность) противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, эти качества рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. Подобным образом построена шкала № 5 опросника MMPI. В-третьих, они могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки. Поэтому, хотя биологических полов существует всего два, психологических вариаций полоролевой идентичности отмечается намного больше.

Психология последних лет ориентируется Р Р…Р В° смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, Р С—Р С• 4 для мужчин Р С‘ женщин. Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы Р С‘ СЃРІРѕР±РѕРґРЅС‹. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать Р РЋР С“ мужчинами Р С‘ претендовать Р Р…Р В° РёС… место Р Р† профессии, социуме, сексе. Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения Р С‘ достижения РґСѓС…Р°, нередко принадлежат Р С” РјРёСЂСѓ искусства. Фемининные женщины ‑ это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть «фоном» Р Р† жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью Р С‘ отсутствием СЌРіРѕРёР·РјР°.

Андрогинные мужчины сочетают Р Р† себе продуктивность Р С‘ чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога Р С‘ С‚.Р Т‘. Андрогинные женщины СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинность ‑ скорее признак высокой жизнестойкости РёС… обладателей, которые нередко успешно самореализуются Р С‘ Р Р† семье, Р С‘ Р Р† работе. Наконец, недифференцированные мужчины Р С‘ женщины характеризуются скорее недостатком либидо Р Р† широком смысле слова Р С‘ страдают РѕС‚ нехватки жизненных СЃРёР».

Как же появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон.

1. Психоанализ Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј развивал взгляд 3.Фрейда Р Р…Р В° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ женщин, который состоял Р Р† том, что женщина ‑ это мужчина, лишенный пениса. Поэтому СЃРІРѕСЋ энергию женщина тратит Р Р…Р В° то, чтобы овладеть пенисом Р Р† доступной ей форме ‑ через унижение мужчины или установление над РЅРёРј контроля. Позитивного определения женственности Фрейд (как, впрочем, Р С‘ РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ психологи, Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј изучавшие мужчин) Р Р…Р Вµ давал. Отсюда ‑ противопоставление полов Р С‘ вечная Р±РѕСЂСЊР±Р° между РЅРёРјРё.

К.Хорни, яркая представительница психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами (наличие которого сомнению не подвергается) является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание «отнимать» у мужчины, а не получать. То есть подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности, что выражается чаще всего либо в явлении фригидности как отторжения мужчины, либо в агрессии по отношению к нему. К.Хорни, впрочем, весьма критически относилась ко многому в классическом психоанализе, подчеркивая параллельность ряда его положений «типичным представлениям мальчиков о девочках» (12).

Итогом взаимного приспособления полов, согласно К.Хорни, может быть не любовь и привязанность, а лишь смягчение антагонизма и сосуществование.

Анализируя причины противопоставления полов, психоанализ апеллирует к культурным источникам, которые отражали амбивалентность отношения к женщине: так, Ева произошла из ребра Адама, рожать надо в муках и т.д. Мужской страх (также изначальный) укоренен в сексе, так как мужчина боится потерять сексуально привлекательную женщину и потому должен ее контролировать, держать ее в рабском состоянии (та, что дает жизнь, может и отнять ее).

В первобытных племенах существовала уверенность в воздействии женщин на мужские гениталии и лишении их силы (страх кастрации), что также приводило к подчинению женщин. Кроме того, у самцов выше сексуальность, чем у самок, что делает мужские особи зависимыми от женских (6, 14).

И, наконец, стремление к смерти в психоанализе иногда рассматривается как стремление воссоединиться с матерью. Таким образом, вырисовываются реальные мотивы борьбы за власть между полами, основанные на конфликте между самоотдачей и самосохранением.

Существенным шагом Р Р† развитии психоаналитических представлений Р Р…Р В° глубинные РѕСЃРЅРѕРІС‹ отношений мужчин Р С‘ женщин явилось введение Р В РЎв„ў.-Р“.Юнгом понятий анимы Р С‘ анимуса ‑ бессознательных образов женщины Р Р† душе мужчины Р С‘ мужчины Р Р† душе женщины, являющихся обобщенным представлением Р С• противоположном поле Р С‘ облегчающим контакт Р РЋР С“ РЅРёРј посредством неосознанного «узнавания» (14). (Как известно, нет Р С‘ Р Р…Р Вµ может быть никакого человеческого опыта без наличия субъективной готовности. Р СњР С• Р Р† чем состоит эта субъективная готовность? РћРЅР° Р Р† конечном счете состоит РІРѕ врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, РІСЃРµ существо мужчины предполагает женщину ‑ как телесно, так Р С‘ РґСѓС…РѕРІРЅРѕ" (15, Р РЋР С“. 255).)

2. В бихевиоризме (теории социального научения) принятие половой роли рассматривается как результат приобретения навыков, подкрепляемых поощрением, подражанием, выбором модели поведения.

Маленькие девочки Р С‘ мальчики уже, как правило, имеют особенности творчества Р С‘ поведения Р Р† соответствии Р РЋР С“ полом, Р С—Р С• которым можно проводить диагностику тенденций полоролевой социализации. Так, еще Р В Р’В­.Р­СЂРёРєСЃРѕРЅ отмечал, что девочки чаще СЂРёСЃСѓСЋС‚ нечто замкнутое, завершенное, имеющее внутреннюю область; Р Р† РёС… рисунках преобладают кружки ‑ это может быть озеро, солнце, причем внутреннее пространство всегда заполнено (13). Это соответствует преобладанию внутренних процессов Р С‘ изменений над внешними. Р Р€ мальчика же СЂРёСЃСѓРЅРєРё содержат остроконечные (фаллические) фигуры: башни замка, карандаши, которые, как правило, обращены РІРѕ внешнее пространство. Это различие соответствует психологическому предназначению мужского Р С‘ женского пола, которое РЎС“ мужчин состоит Р Р† инструментальном отношении Р С” РјРёСЂСѓ, активном Р С‘ завоевательном поведении, Р В Р’В° РЎС“ женщин ‑ Р С” созерцанию, принятию, впитыванию, переработке внутреннего содержания. Дети также Р С—Р С•-разному играют: для мальчиков типичное действие РёРіСЂС‹ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЏРІРЅРѕ, РІРѕ внешнем плане ‑ это авария, катастрофа, РІРѕР№РЅР°, строительство Р С‘ С‚.Р С—. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес Р С” тому, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ внутри построенного РґРѕРјРёРєР°, Р Р† замке, окруженном СЂРІРѕРј, Р Р† кастрюле, стоящей Р Р…Р В° РѕРіРЅРµ, Р С‘ С‚.Р Т‘.

Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр. Сумма требований отражается в полоролевых стереотипах, существующих в обществе и семье: укоренившихся представлениях о том, какими должны быть мужчины и женщины. Особенности внутрисемейной обстановки во многом определяют содержание полоролевой идентичности ребенка. Важно, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями; если нет, существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений и вызывание противоположных. Отмечается и еще одна интересная закономерность: если пол ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика.

Существенно также отношение родителей к собственному полу, проецирующееся на детей. Так, например, обнаружено, что матери в своем родительском отношении не выделяют полоролевых различий у своих дочерей и сыновей и не проецируют на них маскулинно-фемининные стереотипы, принятые в нашей культуре, а отцы по-разному воспринимают и воспитывают детей различного пола. Дочерей они воспринимают гармонично, выделяя и поощряя в них фемининные качества. Восприятие же сыновей у них противоречиво, они считают их далекими от идеала и хотят видеть более мужественными, чем те в действительности являются.

Итак, осознанно Р С‘ бессознательно поощряя РѕРґРЅРё формы поведения Р С‘ оттормаживая РґСЂСѓРіРёРµ, можно регулировать процесс маскулинизации ‑ феминизации ребенка.

3. В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются (7).

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин.

Таблица 18

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...