Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ уровня среднереализационных цен

 

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

,

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

.

Данные можно свести в табл.3.

Сорт продукции Цена за туб, тыс. руб. Объем реализации, нат. изм. Удельный вес сортов, % Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм. Выручка от продаж, тыс. руб.
план Факт План Факт +,- при фактической сортности при плановой сортности
I +5
II -5
Всего - -

Таблица 3 – Расчет влияния качества изделия на его среднюю цену реализации

 

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).

Полученные данные свидетельствует о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручки от ее реализации увеличилась на 114375 тыс.руб (22531875-22417500), а средняя цена единицы продукции - на 3,75 тыс.руб=[(+5 . 750)+(-5 . 675)] :100.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = УРП (Ц - С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = УРП (Ц-ь)-А,

где ь - переменные затраты на единицу продукции;

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б

Показатель Объем реализации продукции Цена единицы продукции Себестоимость изделия В том числе переменные затраты Сумма постоянных расходов Прибыль
Значение показателя (УРП), шт.   (Ц), тыс.руб.   (С), тыс.руб.   (ь)   (А), тыс.руб. (П), тыс.руб.
По плану (п)   3,1   2,6   1,85      
По факту (ф)   3,7   3,1   2,0      

 

Пп = УРПп(Цп-ьп)-Ап = 10045(3,1-1,85)-7534 = 5022 тыс.руб.

П1 = УРПф(Цп-ьп)-Ап = 5904(3,1-1,85)-7534 = -154 тыс.руб.

П2 = УРПф(Цф-ьп)-Ап = 5904(3,7-1,85)-7534 = 3388 тыс.руб.

П3 = УРПф(Цф-ьф)-Ап = 5904(3,7-2,0)-7534 = 2503 тыс.руб.

Пф = УРПф(Цф-ьф)-Аф = 5904(3,7-2,0)-6494 = 3542 тыс.руб.

Общее изменение прибыли составляет:

Побщ = 3542-5022 = -1480 тыс.руб.

В том числе произошли изменения за счет:

1) количества реализованной продукции Пурп = П1-Пф = (-154)-5022 = - 5176 тыс.руб.

2) цены реализации Пц = П2-П1 = 3388- (-154) = +3542 тыс.руб.

3) удельных переменных затрат Пь = П3-П2 = 2503-3388 = -885 тыс.руб.

4) суммы постоянных затрат ПА = Пф-П3 = 3542-2503 = +1039 тыс.руб.

Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.

(-5176)+3542+(-885)+1039= -1480 тыс.руб.

В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика маржинального анализа прибыли несколько усложняется в условиях много продуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = сумма/УРПобщ * Удi(Цi-ьi)/-А

 

 

Вид продукции Объем продаж, шт Структура продаж Цена, тыс.руб Переменные затраты на изделие, тыс.руб Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб
  план факт план факт план факт план факт план факт
А 0,5 0,68 5,0 6,0 2,8 3,2
Б 0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,0
Итог 1,0 1,0 - - - -

Таблица 5

На основе данных таблицы 5 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

Пп = сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап = 20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*(3,1-1,85)-20080 = 15477 тыс.руб.;

П1 = сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап = 18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080 = 11921 тыс.руб.;

П2 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап = 18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080 = 14901 тыс.руб.;

П3 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап = 18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080 = 30989 тыс.руб.;

П4 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап = 18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080 = 25085 тыс.руб.;

Пф = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф = 18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568 = 18597тыс.руб.;

Побщ = Пф-Пп = 18597-15477 = +3120 тыс.руб.

В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:

1) Пурп = П1-Пп = 11921-15477 = -3556 тыс.руб.

2) Пстр = П2-П1 = 14901-11921 = 2980 тыс.руб.

3) Пц = П3-П2 = 30989-14901 = 16088 тыс.руб.

4) Пь = П4 = П3 = 25085-30989 = -5904 тыс.руб.

5) ПА = Пф-П4 =18597-25085 = -6488 тыс.руб.

Итого: + 3120 тыс.руб.

Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...