Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Учебно-методические материалы для студентов по курсу «Методология и методы социально-педагогического исследования»

 

 

МИНСК 2007

 

Учебно-методические материалы подготовлены кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка» В.Н. Клипининой.

 

Научные рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Мицкевич

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Тесля

 

 

Клипинина В.Н.

Социальная педагогика: Введение в научное исследование: Учебно-методические материалы по курсу «Методология и методы социально-педагогического исследования». – Мн.: Изд-во БГПУ, 2007. - 75 с.

 

Клипинина В.Н., 2007

Издательство БГПУ, 2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................

1.ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.....................................

1.1 Социальная педагогика как сфера научного знания.

1.2 Поисково-исследовательская функция социального педагога

1.3 Методология науки. Методология исследования ………………………

1.4 Научное познание и научное исследование в социальной педагогике…….

1.5 Логика процесса научного исследования ……………

2.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

2.1 Учебная программа курса «Методология и методы социально-педагогического исследования».......

2.2 Планы семинарских и практических занятий по курсу «Методология и методы социально-педагогического исследования»

2.3 Методологический тезаурус………………………………

2.4 Контрольные вопросы к экзамену

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие социальной педагогики в значительной степени определяется взаимосвязью науки и практики. В настоящий момент социальная педагогика представляет собой формирующуюся сферу научного знания, методология которой находится в стадии становления. Одним из аспектов содержательного понимания термина « методология» является понимание того, что в ней реализуется эвристическая функция предметной области исследования ( В.А. Ядов). В связи с этим, именно исследование в социальной педагогике как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение социально значимых новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизме социальных и социально-педагогических процессов, является условием развития социально-педагогических технологий, инноваций, систем социального воспитания разной степени сложности.

Цель данного пособия – сформировать представление о том, какими знаниями должен обладать компетентный специалист в области социально-педагогической деятельности для того, чтобы проводить научное исследование.

Пособие рассчитано на две целевые группы. Первая – это студенты – будущие социальные педагоги. Для них представленные учебно-методические материалы могут являться опорным конспектом в процессе освоения курса «Методология и методы социально-педагогического исследования в социальной», который нацелен на формирование знаний и умений, необходимых для подготовки курсовых и дипломных работ.

Вторая целевая группа – преподаватели, осуществляющие научное руководство курсовыми и дипломными работами, а также те, кто заинтересован в реализации исследовательского подхода в процессе преподавания дисциплин по специальности «социальная педагогика».

Данное пособие основано на эмпирическом материале и результатах десятилетнего опыта преподавания курсов, связанных с методологией психолого-педагогических, социально-педагогических исследований и научных исследований в сфере социальной работы. В нем отражены современные подходы к пониманию методологии научного исследования в сфере социальной педагогики и социальной работы, используемые в практике подготовки специалистов для социальной сферы в университетах России, Украины, Польши, Германии, Великобритании.

Для студентов, стремящихся стать учеными-исследователями, знакомство с предлагаемыми учебно-методическими материалами позволит сделать первый шаг по пути научного познания. Глубокое изучение курса «Методология и методы социально-педагогического исследования» в соответствии с представленной программой, планом семинарских и практических заданий в сочетании с творчеством и самостоятельностью позволит достичь результатов в форме открытий как субъективно, так и объективно новых знаний.

Предлагаемая информация может быть также полезна магистрантам и аспирантам, исследования которых связаны с контекстом теории и практики социальной педагогики.

 

 

1.ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

1.1 Социальная педагогика как сфера научного знания

 

Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как известно, наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания. Непосредственная цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука – сложная область интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.

В современном понимании наука имеет два основных аспекта. С одной стороны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны,это и результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки. Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.

Профессионализация социальной педагогики является характерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости. Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика к настоящему времени превратилась не только в профессиональную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного знания, требующего научного осмысления и научного обоснования.

Социальная педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возможностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и подростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.

Анализ концептуальных подходов к теории социальной педагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент природа знаний, используемых в теории и практике социально-педагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл, так как использует закономерности, принципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медицины, правоведения, демографии и др.

Однако специалисты в сфере теории социальной педагогики называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев как:

- наличие специфической, обособленной предметной области;

- сложившийся категориально-понятийный аппарат;

- установленность закономерностей и принципов теории социальной педагогики;

- система идей, позволяющих объяснить множество фактов из практический опыта социально-педагогической деятельности.

Объект социальной педагогики как любой социальной науки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И.А. Липский, основной объект познания в социальной педагогике– «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)…» (3, С.129). Предмет социальной педагогики в научной литературе, как правило, не определен однозначно и включает весь корпус научных знаний, представленных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины.

Это особенно актуально для социальной педагогики, так как она развивается на «стыке» научный дисциплин благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук: политологов, историков, социологов, психологов, психотерапевтов, педагогов, экономистов, юристов, медиков.

Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования. В сфере социальной педагогики они достаточно междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфической методики исследования.

Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования:

1) информационную – накапливает и содержит сведения о реальных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, которая в социальной педагогике не иссследована или исследована недостаточно;

2) объяснительную – описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции;

3) эвристическую – выявляет существенные необходимые связи, закономерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека

4) прикладную – служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.

 

Исследования

Научное обоснование социально-педагогического исследования как определение сущности, логики и области исследовательской деятельности.

Понятие о методологическом аппарате исследования.

Объективная область исследования. Факторы, влияющие на её определение: актуальность, новизна, перспективность; образование , научные интересы и жизненный опыт исследователя; связь с практикой.

Проблема исследования и её сущность. Источники проблем. Проблемная социальная ситуация. Формулировка и обоснование проблемы. Тема исследования как результат фиксации рамок проблемы.

Цель и задачи исследования. Содержание категорий «цель», «задачи». Аспекты содержания цели исследования: теоретический, практический, образовательный.

Объект исследования как совокупность свойств и отношений, существующих объективно и отражаемых исследователем. Объект исследования в социальной педагогике.

Предмет исследования как аспект объекта. Анализ объекта и предмета исследования.

Гипотеза исследования. Её роль в научном обосновании социально-педагогического исследования. Виды гипотез. Выдвижение гипотезы как процедура теоретического исследования. Способы конструирования гипотез. Правила формулирования и требования к научной гипотезе.

Понятие о результатах исследования.

Социальные и социально-педагогические явления и факты. Факт как единица научного знания. Формы выражения фактов: словесно-логическая, аудио-визуальная, графическая, в виде формул.Способы фиксации фактов. Требования к фактам. Обработка, анализ и интерпретация фактов. Обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.

Основные понятия:научное обоснование исследования, объективная область исследования, проблема исследования, тема исследования, цель и задачи исследования, проблемная социальная ситуация, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, социально-педагогические явления, факты, объективность и валидность фактов, обработка, анализ и интерпретация фактов, обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.

 

 

РАЗДЕЛ 2

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по курсу «Методология и методы социально-педагогического исследования»

 

 

Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методы научных исследований в социальной педагогике» предполагают изучение учебного материала блоками. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий активизирующих познавательную деятельность. На каждом семинарском занятии студентам, прежде всего, предлагается рассмотреть вопросы Информационного блока (ИБ). Подготовка по данным вопросам позволит усвоить основное содержание курса.

Проблемный блок (ПБ) призван будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания, учит искать и размышлять. Его задания выполняются на практических занятиях.

Управляемая самостоятельная работа (УСР) предполагает самостоятельную учебную деятельность студентов с целью формирования исследовательских умений, что позволит и поможет не только более полно разобраться в конкретном учебном материале, конкретной исследуемой ситуации, но и должно стать логическим завершением познавательного акта. В связи с этим целесообразно использовать предлагаемые материалы и алгоритмы самоподготовки и самоконтроля.

Блок самоконтроля (БСК) содержит вопросы для проверки знаний. Не упускайте возможность проверить себя, ибо одно из главных качеств социального педагога и социального работника – профессиональная уверенность.

Помните, что Studens – (лат.) – «усердно работающий, жаждущий знаний». Удовлетворить эту жажду вам поможет изучение курса «Методология и методы научных исследований в социальной педагогике» и активная познавательная деятельность, которой вы сможете научиться при подготовке к занятиям, а также в процессе семинарских и практических занятий, используя предложенные учебно-методические материалы.

 

Тематика

практических и семинарских занятий для студентов.

Семинарское занятие 1.(2 ч.)

Семинарское занятие 2.(2 ч.)

Семинарское занятие 4. (2 ч.)

Тема:Методологические принципы, логика и организация исследования.

 

ИБ:Вопросы для подготовки:

1. Понятие о принципах исследования. Их общенаучный характер.

2. Анализ гносеологических принципов исследования:

a. объективности;

b. научности;

c. единства логического и исторического;

d. концептуального единства;

e. системного подхода;

f. деятельностного подхода;

g. социального детерминизма;

h. единства исследовательской и практической деятельности;

3. Этапы социально-педагогического исследования.

4. Формы организации исследования.

ПБ:Проанализируйте принципы социально-педагогического исследования; разделите их на группы: общенаучные, конкретнонаучные. Четко сформулируйте требования, соответствующие каждому принципу исследования. Подумайте, как они должны быть реализованы в конкретном социально-педагогическом исследовании?

 

БСК:Подготовьтесь к письменному коллоквиуму. Проверьте свои знания, ответив на вопросы по темам занятий 1 – 2, а также на следующие вопросы:

1. Определите понятие «принцип исследования».

2. Назовите общенаучные принципы исследования.

3. Объясните суть принципа объективности.

4. Какими приемами можно повысить объективность социально-педагогического исследования?

5. Охарактеризуйте принцип научности и вытекающие из него требования к исследованию.

6. В чем заключается принцип единства логического и исторического?

7. Что такое концепция? Какова суть принципа концептуального единства исследования?

8. Определите понятия: «система», «социально-педагогическая система».

9. Назовите особенности социально-педагогических систем.

10. Что означает системный подход в исследовании?

11. Сформулируйте аксиомы системного подхода.

12. Что означает принцип изучения социально-педагогических явлений в их развитии?

13. Каково содержание принципа деятельностного подхода в исследовании? Как, с точки зрения социальных наук, определяется «деятельность». Назовите виды деятельности человека. Вспомните, какие виды деятельности являются ведущими в тот или иной период?

14. В чем заключается принцип аналитико-синтетического изучения социально-педагогических явлений?

15. Определите философские категории «общее», «единичное», «особенное». Проанализируйте их соотношение и взаимосвязь на примере социально-педагогических объектов.

16. В чем суть принципа социального детерминизма?

17. Определите принципы «надежность», «достоверность», «валидность».

18. Что означает принцип единства исследовательской и практической деятельности?

19. Назовите основные этапы исследования.

20. Как Вы понимаете понятие «форма организации исследования»?

21. Охарактеризуйте панельное исследование.

22. Какова суть сравнительного исследования?

23. В чем заключается особенность поколенных, трендовых и когортных исследований?

24. Определите понятие «социально-педагогическое обследование». Назовите его виды.

25. Дайте характеристику разведывательному(пилотажному) исследованию.

26. В чем состоит полевое исследование?

27. Назовите основные характеристики полевого исследования.

 

Семинарское занятие 5. (2 ч.)

Тема:Методы исследования, их классификация и общая характеристика

 

ИБ: Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Понятие о методе и методике исследования.

2. Оптимальная классификация методов исследования.

3. Всеобщие методы исследования.

4. Общенаучные методы исследования.

ПБ: Работа в микрогруппах:

- Разработайте модель оптимальной классификации методов социально-педагогического исследования;

- Изобразите предлагаемую классификацию графически;

- Представьте вашу схему группе.

БСК:

1. Определите понятия «метод», «научный метод», «метод исследования».

2. Проанализируйте структуру метода исследования.

3. Дайте определение понятию «методика исследования.

4. Как Вы понимаете, что означает классификация методов исследования?

Какова цель классификации?

5. Охарактеризуйте многообразие подходов к классификации методов исследования.

6. Сформулируйте и обоснуйте подходы, используемые в оптимальной классификации методов исследования.

7. В чем сущность всеобщих методов исследования?

8. Почему анализ и синтез считаются универсальными научными методами?

9. Назовите формы теоретического анализа и охарактеризуйте их.

10. Проанализируйте общенаучные методы научного познания.

11. Объясните в чем достоинства теоретических общенаучных методов исследования. Каким недостатком они обладают? В чем состоит их назначение в социально-педагогическом исследовании?

Литература:

Основная:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. –М., 1995

2 Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.

3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики: Учебн.пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.:Пед.об-во России, 2002.- С. 26 –37

  1. Методы исследования в социвльной педагогике и социальной работе: Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.,2001. – С.113 –116.

 

 

Дополнительная:

1.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования.- М.: ИНФРА –М., 2004.

2. Коджаспирова Г.М., А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. – М.: Акадеаия, 2000. – С.84 –86.

3. Подласый И.П. Педагогика:Новый курс. – В двух кн. – Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.44 - 69

4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методика научно-педагогических исследований.- М.,1989,- с.141-167.

5.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001.- С.146 – 160.

6.Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб.пособие. – М.: Пед.обшество России, 1999.- С.57 – 87.

7. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ.ред. проф. М.А,Галагузовой.- М.:ВЛАДОС,2000. – С.131 – 145.

6. Философия. Учебник для студентов ун-тов. Любой автор, любое издание. Раздел (тема) – Методы научного познания.

 

ПБ :

1. Изучите метод работы с литературными источниками. Каковы его приемы? Предложите свою технологическую схему работы с научной литературой и архивными материалами.

2. Составьте библиографию по теме исследования. Подумайте, каковы правила составления списка литературы?

3. Отберите из литературных источников по проблеме исследования научную статью из журнала и проведите ее анализ по алгоритму:

- Дайте е библиографическое описание статьи.

- В процессе чтения и анализа содержания сделайте выписки, составьте тезисы, выпишите цитаты, подтверждающие тезисы.

- Напишите краткую аннотацию изученного источника.

- сделайте выводы

4. Составьте рабочий план реферативного исследования по избранной теме.

 

Литература

1.Альберт Ю.В. Списки литературы в научных изданиях: Сост. и оформ.- Киев: Наук. Думка, 1983.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. –М., 1995

4.Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001

5. Клипинина

6. Курсовые и дипломные работы:От выбора темы до защиты:Справочное пособие/авт.сост. И.Н. Кузнецов.- Мн.: Мисанта, 2003.

 

Семинарское занятие 9.

Тема:Методы опроса и их технология.(2 ч.)

ИБ:Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Беседа как метод сбора фактов в социально-педагогических исследованиях.

2. Анкетирование. Специфика использования массовых опросов в социальной педагогике и социальной работе.

3. Интервью. Виды. Особенности применения в социально-педагогических исследованиях.

 

ПБ: Разработка и апробация инструментария для реализации методов опроса.

1. Используя опросный лист, составьте план беседы по проблеме исследования.

2. Разработайте анкету с учетом особенностей объекта исследования.

3. Определите вопросы для эспресс-интервью. Подумайте, как влияет статус интервьюера на результаты исследования. В чем заключаются трудности интервьюирования детей и подростков? Каковы этические нормы поведения в процессе интервью?

 

БСК:

1. Дайте характеристику методу «исследовательская беседа».

2. Какова технология исследовательской беседы?

3. Каковы правила ведения беседы7

4. Назовите «барьеры» в общении, препятствующие получению достоверной информации.

5. Оцените достоинства беседы как метода эмпирического исследования? В чем недостатки метода?

6. Охарактеризуйте метод анкетирования.

7. Назовите виды вопросов, применяемых при разработке анкет.

8. Определите основные фазы анкетного опроса.

9. Какие правила следует соблюдать при проведении анкетирования?

10. Каковы особенности опроса детей и подростков?

11. Укажите достоинства и недостатки анкетного метода.

12. Охарактеризуйте метод интервью.

13. Назовите виды интервью.

14. Определите этапы проведения интервьюирования.

15. Сделайте вывод: Каковы достоинства и недостатки устного и письменного опроса.

 

 

Литература:

1. Как провести социологическое исследование.- М.: Изд-во полит. литературы, 1985.

2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – в 2-х книгах.- М.: Наука, 1990.

3. Никончук А.С. Социально-педагогические исследования в социуме. –Сацыяльна-педагагічная работа.- 1998.- N1. С.27-41.

4. Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии.- М.: Международн.пед. академия, 1993.

5. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1985.

6. Социология: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – С.824 – 1021

7. Фридман М.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.:Просвещение, 1988.

 

Микроконференция.

 

Доклады:

1. Тестирование как метод социально-педагогического исследования.

2. Проективные тесты и техники.

3. Шкалирование, рейтинг, экспертная оценка.

4. Социометрия и референтометрия.

 

ПБ:

1. Разработайте несколько тестовых моделей для выявления скрытого в детской натуре, которые бы начинались словами: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была шапка-невидимка, в ситуации …?»

2. Проанализируйте предложенные преподавателем детские рисунки и сделайте диагностические выводы.

3. Продолжите заполнение таблицы – анализ методов исследования

 

БСК:

1. Что значит понятие «диагностика»?

2. В чем суть социально-педагогической диагностики?

3. Какова структура процесса социально-педагогической диагностики?

4. Определите понятие «социальная соотносительная норма».

5. В чем заключаются этапы сравнения, анализа, прогнозирования, интерпретации в процессе диагностики?

6. Назовите признаки теста.

7. Какова технология тестирования?

8. Какие виды тестов применимы в социально-педагогических исследованиях?

9. Каковы современные подходы к применению тестовых методик?

10. Определите достоинства и недостатки тестирования как метода исследования.

11. Дайте определение методу шкалирования. Каково его назначение в социально-педагогических исследованиях?

12. Назовите виды шкал.

13. Определите сущность метода экспертной оценки, укажите его другое название.

14. Объясните, каким методом измеряются социальные отношения. В чем его суть?

15. Какие правила были предложены Дж. Морено для эффективного проведения социометрии?

16. Как составляется социометрическая матрица, социограмма?

17. В чем заключается референтометрия?

18. Каковы приемы проведения социометрии с людьми разного возраста?

Литература:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

4. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

5. Клигер С.А., Косолапов М.С. и др. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.

6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. М., 1992.

7. Ниринберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу: Сокр. Пер. с англ. М., 1990.

8. Познай себя и других (сборник методик). Сост. С.Ф. Спичак. М., 1995.

9. Рабочая книга социолога. М., 1983.

10. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1995.

12. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М., 1996.

 

 

Семинарское занятие 5. (2 ч.)

Тема:Комплексные методы исследования в социальной педагогике.

 

ИБ: Вопросы для обсуждения:

1. Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта как комплексная методика социально-педагогического исследования.

2. Биографический метод исследования личности. Социальная история, социальная биография.

3. Метод изучения случая.

 

 

ПБ:

1. Проанализируйте достоинства и недостатки комплексных методов.

2. Сделайте письменный анализ комплексных методов в виде таблицы:

Метод, его исследовательская сущность Достоинства метода + Недостатки метода -

 

3. Составьте примерную схему анализа педагогического опыта Какие методы и этапы исследования он предполагает?

БСК:

1. Определите понятия « педагогический опыт», «изучение, анализ и обобщение опыта».

2. Какие виды педагогического опыта могут быть предметом изучения?

3. Какова технология изучения передового опыта?

4. Назовите критерии передового педагогического опыта.

5. В чем заключается анализ опыта социально-педагогической работы в учреждениях образования и социальной сферы?

6. Проанализируйте метод социальных биографий. Какие эмпирические и диагностические процедуры и операции он предполагает?

7. В чем суть метода изучения случая?

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

3. Курсовые и дипломные работы:От выбора темы до защиты:Справочное пособие/авт.сост. И.Н. Кузнецов.- Мн.: Мисанта, 2003.- С. 30 –57.

4. Никончук А.С. Социально-педагогические исследования в социуме.// Соц.-пед. работа. - №1 – 1998. – С. 27-41.

5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учеб. Пособие. Л., 1983.

6. Скаткин М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. М., 1977.

7. Фридман М.М, Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. М., 1988.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности.- М.: Добросвет, 2001.

 

Семинарское занятие 6. (2 ч.)

Тема:Экспериментальные методы исследования.

 

ИБ:

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о научном эксперименте.

2. Сущность и виды экспериментов в социально-педагогических исследованиях.

3. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы.

4. Требования к социально-педагогическому эксперименту.

5. Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы.

 

Рефераты:

1. Лабораторный и естественный эксперимент.

2. Методика сравнительного эксперимента.

3. Моделирующий эксперимент.

 

ПБ:

1. Разработайте методологический аппарат исследования, опираясь на те данные, которые были сформулированы Вами на предыдущих занятиях.

2. Определите факты, которые Вам необходимо получить, чтобы решить проблему конструктивно.

3. С помощью каких методов Вы планируете получить новую информацию?

4. Продумайте концепт тех знаний, которые Вы получите в результате своего исследования.

5. Обсудите, каким образом с помощью полученных знаний можно изменить социальную реальность. К каким результатам это приведет? В чем будет роль Вашего социального проекта? Кто его сможет реализовать? Какие необходимы ресурсы? Какие дополнительные исследования нужно провести?

 

БСК:

1. Определите понятие «научный эксперимент».

2. Какие виды эксперимента существуют в социальных науках?

3. Каково содержание и этапы опытно-экспериментальной работы?

4. Проанализируйте методические подходы, обеспечивающие эффективность экспериментальных исследований.

5. Назовите критерии результативности эксперимента.

6. В чем заключается эксперимент «экс пост факто»?

7. как организовать эксперимент по принципу:

· единственного различия;

· единственного сходства;

· сопутствующих изменений?

8. Определите понятие «мысленный эксперимент».

9. В чем заключается метод комплексного социального моделирования?

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. М., 2001.

3. Маслак А.А. Основы планирования и анализа эксперимента в педагогике и психологии. Курск, 1998.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.

5. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Р н/Д., 1989.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социальных исследований. М., 1998.

 

Семинарское занятие 7. (2 ч.)

Тема:Методы обработки и представления результатов исследования.

 

ИБ: Микроконференция.

Темы докладов:

1. Качественные методы и качественный анализ.

2. Количественный анализ и его виды.

3. Основыне виды изложения результатов исследования.

4. Научная работа, ее план, структура и содержание.

 

ПБ: Разработка плана-проекта научной работы.

1. Изучите материалы лекции и рекомендуемую литературу. Определите, каковы основные структурные компоненты, составляющие отчет по научной работе.

2. В соответствии с темой исследования разработайте и обсудите в микрогруппе, подходы к рубрикации научного произведения. Дайте название предполагаемым главам (разделам, параграфам).

Литература:

1. Гласс ДЖ., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1978.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. М., 2001.

3. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (В помощь начинающему педагогу-исследователю). М., 1994.

4. Паренмель Ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков, 1998.

 

Практическое занятие 7. (2 ч.)

Тема:Планирование исследования и разработка исследовательского проекта.

 

ИБ:Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об организации и технологии научного исследования.

2. План и программа исследования.

3. Исследовательский проект и его структура.

4. Критерии эффективности социально-педагогического исследования.

 

ПБ:

1. Объединитесь в микрогруппы в соответствии с Вашими исследовательскими интересами для разработки модели исследовательского проекта.

2. Распределите роли и обязанности по выполнению проектной работы.

3. Используя Ваши предыдущие разработки, сконструируйте:

· методологическую часть Вашего проекта;

· методическую часть исследовательского проекта.

4. Оформите результаты проекта, используя метод постерной наглядности.

5. Представьте Ваш проект в учебной группе.

 

Литература:

1. Андреева А.Г. Программа конкретного социального исследования. Лекции по методике конкретных социальных исследований./ Под.ред. Г.М. Андреевой. М., 1972.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

3. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС

&n

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...