Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная программа курса «Методология и методы социально-педагогического исследования»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Прогресс в теоретической разработке проблем социального воспитания предполагает развитие методов и форм научного мышления, способов научного объяснения социальной действительности. В настоящее время актуальность развития методологии научного познания проистекает из комплекса условий, которые определяют место и роль науки в современном обществе. Проблемы методологии познания привлекают к себе пристальное внимание всех социальных наук, в том числе и социальной педагогики.

Актуальность методологического знания для будущих социальных педагогов определяется особенностями этапа познания, на котором находится современная социальная педагогика.

Для социального педагога ориентация на освоение методологических знаний диктуется задачами, вытекающими из современных потребностей воспитания и социализации детей, подростков, молодёжи, поскольку назревают проблемы, которые не всегда возможно решить на том уровне знания, которым располагает молодой специалист.

Как показывает анализ практики, социально-педагогическая деятельность не рецептурна. Она предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социально-педагогических проблем. В связи с этим выделяется новая функция социального педагога – исследовательская и возникает такое понятие как «исследовательская грамотность» – готовность осуществлять исследовательскую деятельность.

Социально-педагогическое исследование, как целесообразная деятельность по получению новых знаний, в своём прикладном аспекте позволяет социальному педагогу понимать, критически оценивать и избирательно использовать новую информацию, результаты обследования, эмпирические данные. Исследовательская деятельность учит специалистов в социальной сфере быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов. Решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные педагоги, в значительной мере зависят от готовности использовать существующие научные методы исследования этих проблем. Исследование дает возможность не только объяснить суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений. С помощью исследования социальные педагоги могут достаточно объективно оценить уровень психо-социального развития детей и подростков, их потребности в социально-педагогической помощи, подвергнуть анализу проблемные социальные и социально-педагогические ситуации.

Исследовательская грамотность позволяет социальному педагогу достойно представлять необходимую информацию при отстаивании интересов своих подопечных в представлениях о необходимости организации социальной защиты, социальной политики по отношению к детям, подросткам, молодёжи, на макро- и микро- уровнях.

исследовательская функция социального педагога является достаточно актуальной как для совершенствования практики, так и для развития науки, поскольку, во-первых, как исследователь, социальный педагог, выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Во-вторых, он предлагает возможные пути решения этой проблемы, то есть разрабатывает предположения и гипотезы. В-третьих, осуществляет проверку возможных гипотез путём опытно-экспериментальной работы, что коррелирует с деятельностью исследователя.

Социальный педагог постоянно ставится в положение исследователя и «первооткрывателя», сталкивается с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. Его профессиональная деятельность пронизана соотнесением частных фактов с познавательными схемами и моделями.

модель, алгоритм и технология исследовательской деятельности социального педагога – это те дефиниции, без усвоения которых нет осознанного восхождения к вершинам профессионализма в данной неординарной сфере.

Предлагаемая программа курса «Методология и методы социально-педагогического исследования » представляет собой систематическое программное изложение основных положений методологии и методов научного исследования. Исходным пунктом изложения содержания образования по данному предмету является понятие процесса научного познания как целого.

Настоящий курс призван ознакомить студентов, прежде всего, с основными понятиями, объяснить взаимоотношения общей методологии познания объективной действительности и методологии социальной педагогики. Большое внимание уделено характеристике особенностей предмета социально-педагогического исследования, анализу процесса разработки научной теории в педагогических науках, куда входят формулировка научной проблемы, гипотезы исследования, определение цели, объекта, предмета и задач исследования, концептуальное обоснование ведущей идеи и анализ социально-педагогических фактов как категории научного познания.

Значительная часть программы посвящена характеристике методов научного исследования, причём эти методы и приёмы исследования связываются с предметом исследования в социальной педагогике, со специфическими особенностями конкретных социальных и социально-педагогических явлений и процессов.

Анализ методов исследования представлен таким образом, чтобы сформировать у студентов понятие о методологических знаниях, о современном состоянии познания в исследуемой области, о перспективах и тенденциях его дальнейшего развития.

Объяснение всех категорий методологии и методики исследования исходит из диалектического единства эмпирического и теоретического уровней в развитии научного познания, учитывает единство логического и исторического аспектов в социальных исследованиях. Особое внимание обращается также на вопросы влияния научного познания на практическую социально-педагогическую деятельность.

Программа курса предусматривает не только знакомство и анализ методов исследования, применяемых в социальной педагогике и социальной работе, но и разработку технологии их применения в реальной научно-исследовательской работе.

Таким образом, курс «Методология и методы социально-педагогических исследований» ставит своей задачей формирование у студентов понятий об основных принципах и методах социально-педагогических исследований; наиболее полного комплексного представления о структуре и способах познания социально-педагогической реальности; умений и навыков исследовательской работы в области актуальных социально-педагогических проблем. В результате освоения содержания образования по данному курсу студент получает «ключ» к исследованию социальных и социально-педагогических механизмов взаимодействия человека и социума.

В программе также ставятся вопросы качественного и количественного анализа в социально-педагогических исследованиях, анализируется возможности системного подхода в изучении сложных социальных явлений и процессов, выдвигаются проблемы комплексного и междисциплинарного подходов к исследованию.

Изучение процесса формирования у студентов исследовательских умений, проведенное автором предлагаемой программы, показало, что деятельность современного социального педагога немыслима без серьёзной методологической подготовки и достаточного уровня владения богатым арсеналом исследовательских методик. Программа курса дополнена планами практических и семинарских занятий, предполагающих формирование теоретических и практических исследовательских умений. Эти умения целенаправленно формируются как при усвоении информационного материала курса, так и на практических и семинарских занятиях. К ним относятся:

- умение работать с литературными источниками (информационный поиск, реферирование и аннотирование теоретических концепций, обобщение методологических посылок и ведущих идей);

- умение наблюдать факты, собирать и обрабатывать данные, полученные путём использования эмпирических методов исследования (наблюдение, социально-педагогический опрос, изучение продуктов деятельности, обобщение опыта и т.д.);

- умение проводить практическое экспериментальное исследование;

- умение использовать диагностические методики в исследовательской работе;

- умение обрабатывать, оформлять и конструировать модели, осуществлять внедрение результатов исследования в практическую деятельность.

 

Кроме того, в процессе изучения настоящего курса студенты учатся разрабатывать исследовательские проекты и комплексные методики исследования, реализуемые в дальнейшем процессе УИРС и НИРС.

Программа курса «Методология и методы социально-педагогических исследований» нацелена на формирование умений, необходимых для осуществления успешной исследовательской деятельности социального педагога в процессе учебной и производственной практики, курсовой и дипломной работы, научного поиска в проблемной группе и других формах НИР.

Это предполагает владение приёмами сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, что чрезвычайно важно при проведении коллективного исследования. Учебно-исследовательское проектирование и организация студентов в микрогруппы по принципу выбора актуальной проблемы исследования на практических занятиях формирует умения научного общения в процессе обсуждения заданий проблемного блока той или иной учебной темы, распределения обязанностей при проведении или моделировании исследования, обсуждении результатов поиска.

Апробация рабочей программы курса свидетельствуют о том, что изучение методологических основ исследовательской деятельности будущими социальными педагогами способствует развитию диалектического мышления студентов, повышает уровень познавательной активности и нацеливает на конструктивное решение исследовательских задач в контексте реального учебно- или научно-исследовательского поиска.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...