Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1 Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

Раздел 2

Бухгалтерские информационные системы (БУИС)

Раздел 3

Налоговые информационные системы

».

 

Лекция 1 Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

 

Экономика страны, ее отрасли и первичные хозяйствующие объекты могут рассматриваться как экономические системы (ЭС), характеризующиеся большим количеством включаемых в них элементов, сложной структурой, а также наличием множест­ва внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

Экономика страны включает сотни тысяч хозяйствующих объектов, производящих десятки миллионов наименований про­дукции, объединяет трудовые усилия более 30 млн человек. В ней взаимодействует множество процессов самой различной приро­ды, сочетается множество подсистем, каждой из которых прису­щи свойства сложной системы.

В состав ЭС входят трудовые, природные, материально-веще­ственные, информационные и другие ресурсы. Характерными чертами ЭС прежде всего являются: преобразование ресурсов в материальные блага, непременное участие человека в производ­стве, непрерывное развитие этих систем, соизмерение затрат и результатов в процессе их функционирования.

Экономической системе присущи следующие основные свойства.

1. Сложность структуры, обусловленная одновременным функционированием нескольких различных иерархических структур, взаимодействие между которыми не сводится к прос­тым отношениям иерархического соподчинения. Таковы, напри­мер, структуры административно-производственного управле­ния на предприятии, территориально-регионального и произ­водственного управления и т.д.

2. Специфические особенности природы экономических процессов и явлений, выражающиеся во взаимодействии объек­тивных и субъективных факторов. Например, человек является элементом производственных сил и в то же время носителем про­изводственных отношений.

3. Свойства целостности системы (эмерджентные свойства), т. е. такие, которые не сводятся к свойствам ее элементов (под­систем), рассмотренным отдельно, вне системы, и не выводятся из них. Например, ни одно из подразделений не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем предприятием.

4. Сложность информационных процессов, обусловленная многочисленными связями между управляющей и управляемой подсистемами.

5. Множественность целей, которые могут не совпадать с це­лями отдельных подсистем. Например, одним из показателей эф­фективности работы аппарата управления являются расходы, связанные с его содержанием. Но малочисленный аппарат управления при незначительных расходах на его содержание не обес­печивает эффективного управления предприятием, что ухудшает технико-экономические показатели работы предприятия.

6. Динамичность процессов, имеющих стохастический харак­тер (урожайность культур, расход сырья на изготовление продук­ции и т.д.).

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы необходимо управлять отдельными ее элементами и системой в целом.

Управление призвано обеспечить достижение экономической системой заданных целей. Такими целями могут быть: обеспе­чение устойчивости функционирования, сохранение или приоб­ретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. Как правило, формальным выражением цели является целевая функция систе­мы, экстремальное значение которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления. Очевидно, разнообразие объектов управления в экономике порождает разнообразие целей и средств управления.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управле­ния, обычно называют системой управления. Для ее функциони­рования характерно наличие управляющей подсистемы (субъек­та управления). Подсистема представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его при­ведение к заданному режиму функционирования.

Объектами управления в экономике могут выступать различ­ные экономические системы, к которым можно отнести государ­ственные и торговые организации, коммерческие учреждения, объединения и фирмы. С позиции кибернетики их функциони­рование осуществляется путем информационного взаимодей­ствия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи (рис. 1.1).

Управляющая подсистема получает и обрабатывает информа­цию X о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и, располагая целью управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие Y(прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управля­ющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый фиксированный момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов.

Рис. 1.1. Структура системы управления

 

Общие закономерности и особенности процессов управления экономическими системами наглядно представлены на схеме технологии управления (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Схема технологии управления

 

На первом этапе процесса управления осуществляются сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит переработка информации для получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. Совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воз­действий, называют алгоритмом управления.

Третий этап предусматривает выдачу и доведение до управ­ляемого объекта управляющих предписаний, команд или ко­мандной информации.

Для организации управления экономической системой ха­рактерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и ана­лиза информации. Основные функции любой системы управле­ния — получение информации, ее обработка и определение на ос­нове полученных данных траектории поведения управляемой системы. Необходимые действия и работа технических устройств по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

2. Управление осуществляется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на осно­ве информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функциони­рования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внеш­ней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенап­равленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для экономических систем их поведение определяется обычно не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важ­ности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Рассмотренные закономерности управления в сложных эко­номических системах предопределяют тот факт, что для генера­ции (выработки) в них эффективных управляющих воздействий необходимы, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой — переработка значительных объ­емов разнообразной информации.

Именно этим вызвано широкое развитие работ по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управлен­ческих процессов и средств вычислительной техники и програм­много обеспечения, обеспечивающих оперативную и достовер­ную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

ЭИС — это совокупность различных средств (информацион­ных, программных, технических, организационных и др.), пред­назначенных для сбора, обработки и выдачи информации в целях оптимизации принятия решений, в результате которых снижает­ся непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или ино­го варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечиваю­щего качество управления.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

• полнота и достоверность информации для реализации функций управления;

• своевременность предоставления информации;

• обеспечение необходимой степени достоверности инфор­мации в зависимости от уровня управления;

• экономичность обработки информации, т.е. затраты на об­работку данных не должны превышать получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потреб­ностям.

Задачи, решаемые в ЭИС, обусловливаются целями и услови­ями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются сложные проблемы управления в экономике:

• непрерывность и динамичность принятия решений;

• многовариантность расчетов;

• обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

• организация сплошного комплексного учета и экономичес­кого анализа данных и др.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...