Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правомерны ли действия ОАО как собственника земельного участка? Изменено ли целевое назначение земельного участка? Изменяется ли разрешенное использование земельного участка?

Задача № 5.

Гражданин Ермишкин в связи с реорганизацией получил земельный участок в собственность для ведения крестьянского хозяйства. Он захотел подарить часть земельного участка брату для ведения личного подсобного хозяйства, а часть продать коммерческой фирме для организации туристического центра.

Вправе ли собственник совершать указанные действия.

Задача № 6.

Группа граждан Германии обратилась в мэрию г. Неймана Калининградской области с просьбой предоставить им земельные участки для строительства жилых домов и дач на землях, находящихся в ведении города. Решением администрации просьба была удовлетворена: земельные участки были предоставлены на условиях аренды. Такое решение не устроило заявителей, изъявивших желание стать собственниками земельных участков, и они обжаловали его в судебном порядке. Прокурор города также опротестовал решение администрации, считая, что под видом аренды фактически произошел возврат земли бывшим ее собственникам-иностранцам.

Подлежат ли удовлетворению иски граждан Германии и протест прокурора?

Задача № 7.

ОАО "КАСКАД" обратилось за выкупом земельного участка площадью 9000 кв.м. под зданием, приобретенным на основании договора купли-продажи. В оформлении плана земельного участка площадью 9000 кв.м. органом архитектуры и градостроительства и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству было отказано и предложено произвести формирование земельного участка в соответствии с нормами предоставления земельных участков. В соответствии со строительными нормами и правилам норма предоставления земельных участков для возведения такого типа строений составляет 6500 кв.м. ОАО "КАСКАД" не согласилось с уменьшением площади земельного участка. Правомерны ли действия органа архитектуры и градостроительства и комитета по земельным ресурсам и землеустройству? Какими правами обладает ОАО для защиты своих интересов?

Задача № 8.

Сельскохозяйственный кооператив передал в аренду промышленному предприятию 50 га пашни из состава принадлежащих ему земель для ведения подсобного хозяйства сроком на 10 лет. 80 га сельскохозяйственных угодий были внесены в качестве вклада в уставной капитал совместного предприятия, которое было создано для строительства и последующей эксплуатации туристического комплекса. Оцените правомерность передачи в аренду и в уставный капитал земель Кооператива?

Задачи по ЗПП с решениями

 

Задача№1

Группа работников сельскохозяйственного предприятия обратилась в управление с требованием о выделении в натуре земель в счет принадлежащих им земельных долей с целью передачи их в уставной фонд вновь организуемого сельскохозяйственного кооператива. Председатель правления дал отрицательный ответ на данное требование. Работники, сочтя свои права нарушенными, обратились за защитой в суд. Какое решение должен принять суд? В каких случаях возможно выделение земельных долей в натуре?

Решение.
В данной задаче председатель правления прав, отказав в выделении в натуре земель в счет принадлежащих земельных долей, так как собственники земельных долей имеют право на выдел земельного участка в натуре только для ведения крестьянского хозяйства и для расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство. Так как в данной задаче у работников сельскохозяйственного предприятия другие цели, которые не предусмотрены законодательством, суд должен отказать им в выделении земель в натуре.
Для выделения одной или нескольких земельных долей в натуре в любых правомерных целях собственники земельных долей подают заявление в администрацию. Не позднее, чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей.

 

 

Задача№2
Гаражно-строительному кооперативу был предоставлен земельный участок для строительства 40 гаражных боксов. Во время проверки выяснилось, что на отведенном земельном участке размещено 42 гаражных бокса. Какие меры могут быть приняты в данном случае? Какой государственный орган будет осуществлять контроль?

Решение.
Согласно ст. 8 Закона "Об основах градостроительства в РФ" пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на: строительство на отведенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации.
Правительство РФ Постановлением от 23 декабря 1993 г. утвердило Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.
В Положении закреплен порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в России. Этот порядок обязателен для исполнения всеми физическими,
должностными и юридическими лицами.
Государственный земельный контроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. К последним относятся Госкомзем России и его органы на местах; Минприроды России и его органы на местах; Госсанэпиднадзор России, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы; Госархстройнадзор России и его органы на местах. Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.
В данной задаче гаражно-строительный кооператив нарушил утвержденную градостроительные требования и документацию, в том числе нормы и правила планировки застройки гаражей. Поэтому Госархстройнадзор России и его органы на местах в пределах своей компетенции вправе налагать штрафы за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель (ст. 71 ЗК РФ).
Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве налагаются должностными лицами органов архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в пределах их компетенции, а также комиссиями, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.

 

Задача№3
Кооператив "Заря" арендовал участок леса площадью 2500 гектаров для организации охотничьего хозяйства и туристической деятельности. Охранная служба кооператива проводила регулярное патрулирование границ арендованного участка и не допускала доступ на него лицам, не имеющим разрешения от кооператива. На нескольких участках периметра с той же целью было выставлено ограждение. Имеет ли право кооператив на подобные действия?

Решение.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом.
Кооператив имеет право на действия, указанные в задаче согласно статье 23 ЗК РФ, которая предусматривает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, - законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут (ст. 41 ЗК РФ).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а пожизненного владельца, постоянного пользователя, арендатора - прав владения, пользования и в определенной мере распоряжения своим земельным участком.

 

Задача №4.
Гражданин Русаков, имея на праве постоянного пользования земельный участок, предоставленный ему для дачного хозяйства в 1982 г. обратился в местную администрацию с заявлением о перерегистрации земельного участка на праве собственности. Местная администрация ему отказала и предложила заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Русаков обжаловал решение местной администрации в суд.
1) Подлежит ли удовлетворению жалоба Русакова?
2) Решите дело

Решение.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Согласно п.9.1 вышеуказанного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Согласно ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
-акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
-акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
-иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
3 - 4. Утратили силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ.
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
7. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
-свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
-один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п.1 ст.9 вышеуказанного федерального закона , государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 таким органом признана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
1) Жалоба Русакова не подлежит удовлетворению из-за отсутствия предмета спора.
2) Местная администрация не обладает компетенцией принимать решения относительно перерегистрации права собственности на земельные участки переданные на праве постоянного пользования.
Для регистрации права собственности на такие земельные участки Русаков должен обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по месту жительства в порядке ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

 

Задача №5.
Администрация Сосновского района Челябинской области передала земельный участок в аренду ЗАО "Славянка", которое должно было выращивать на нём овощи. Договор аренды был заключен на пять лет.
Однако через 7 месяцев ЗАО "Славянка" заключило с садово-дачным кооперативом "Отдых" договор о совместной деятельности по строительству на арендованной земле дороги, которая вела бы к дачным участкам. Узнав об этом, Администрация Сосновского района Челябинской области обратилась в суд и потребовала расторжения договора. ЗАО "Славянка" подало встречный иск, указав в нём, что исправно вносило арендную плату.
1) Какое решение должен вынести суд?

Решение.
Согласно пп.1 п.2 ст.46 ЗК РФ, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
1) Суд должен удовлетворить исковые требование местной администрации на основании пп.1 п.2 ст.36 ЗК РФ, так как арендатор использовал земельный участок не в соответствии с его целевым назначением.

 

Задача №6.
Группа работников челябинского акционерного общества "Мечел" обратилась с заявлением в администрацию АО о предоставлении им земельных участков: для садоводства - 5 работников, для дач - 6 работников, для строительства индивидуального жилого дома - 12 работников.
1) Имеют ли право работники завода "Мечел" на землю?
2) Куда они должны обращаться с заявлением?
3) Кто имеет право предоставления земельных участков гражданам РФ из государственных и муниципальных земель?
4) Сроки рассмотрения заявления шоаждан о предоставлении земельных участков.

Решение.

Согласно п.1 ст.5 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.32 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п.2-5 ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

1) Право гражданина РФ быть участником земельных отношений закреплено за ним в п.1 ст.5 ЗК РФ. То есть работники завода "Мечел" имеют право обратиться в установленном порядке в органы местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти.
2) Согласно ст.ст. 29, 32, 34 ЗК РФ, по вопросам предоставления земельных участков работники завода "Мечел" должны обращаться в орган местного самоуправления, в случае если они хотят получить земельные участки на территории городских и сельских поселений, а также земельные участки находящийся в муниципальной собственности или исполнительный орган государственной власти, если земельные участки не находятся в муниципальной собственности или за территорией городского или сельского поселения.
3) Такое право имеют государственные администрации и органы местного самоуправления.
4) Согласно ст. 32 ЗК РФ, в случае предоставления земельного участка для строительства - в двухнедельный строк.
Согласно ст.34 ЗК РФ, в случае предоставления земельного участка в иных целях - также в двухнедельный строк.

 

 

Задача №7

Индивидуальный предприниматель Цветов обратился в администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на территории городского пляжа для организации закрытого платного пляжа и строительства летнего кафе. Администрация, рассмотрев заявление, в предоставлении земельного участка отказала.
Правомерен ли отказ администрации города?

Решение.

 

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 и пунктом 3 статьи 21 настоящего Кодекса, порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 30 - 34 настоящего Кодекса, не применяется. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

 

 

Задача№8
1. Автотранспортное предприятие самовольно заняло 15 га пашни фермерского хозяйства. В результате часть угодий была загрязнена нефтепродуктами. Автотранспортное предприятие отказалось добровольно восстанавливать угодья и возмещать ущерб. Фермер обратился в арбитражный суд.
Определите подведомственность и решите дело.
Решение.
Рассмотрение данного спора подведомственно арбитражному суду субъекта федерации (первой) инстанции.
В данной ситуации на основании Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, главы VIII , статьи 57 «о возмещении убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков» автотранспортное предприятие обязано возместить убытки фермерскому хозяйству в полном объеме. В том числе подлежит возмещению и упущенная выгода. Согласно, данной статьи возмещению в полном объеме подлежат убытки причиненные:
1). изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2). ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3). временным занятием земельных участков;
4).ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Убытки возмещаются фермеру в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков, которые нанесло автотранспортное предприятие фермеру, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации в «Правилах возмещения собственникам земельных участков»….. (утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262).
Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:
а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
г) решение суда.
Размер убытков, причиненных фермеру временным занятием его земельного участка, ограничение его прав собственника земельного участка, и ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке. Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера убытков, причиненных фермеру ухудшением качества земель в результате деятельности автотранспортного предприятия, учитываются убытки, которые фермер мог нести в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Задача№9
Местная администрация вынесла решение о принудительном выкупе пашни крестьянского (фермерского) хозяйства для последующей передачи рудоуправлению для освоения месторождения гравия. Фермер обратился в арбитражный суд.
Решите дело.


Решение.
Арбитражный суд вынес решение об отмене решения местной администрации о принудительном выкупе пашни крестьянского (фермерского) хозяйства для последующей передачи рудоуправлению для освоения месторождения гравия. В своем решении суд руководствовался Земельным кодексом РФ. Так на основании ст.49 (изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд) пунктом 2 предусмотрено ограничение изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий устанавливаются статьями 79, 83, 94 и 101 настоящего Кодекса. Для фермерского хозяйства, поскольку выкупу подлежат сельскохозяйственные угодья, подходит ст. 79 ЗК РФ (особенности использования сельскохозяйственных угодий). Пункт 1 определяет принадлежность пашни к сельскохозяйственным угодьям. А пункт 3 данной статьи гласит, что изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Поскольку гравий является общераспространенным полезным ископаемым, решение местной администрации о принудительном выкупе участка пашни не соответствует действующему законодательству.

 

Задача №10.
В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративные мероприятия. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный.
Правомерно ли решение администрации?
Решение.
В данной ситуации решение местной администрации является соответствующим действующему законодательству. Основанием правомерности данного решения являются положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).
На основании статьи 42 ЗК РФ об обязанностях собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, собственники земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
А основные положения ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" дают понятия воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, деградации земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративных мероприятий. Данные понятия входят в обязанности собственников земли.
Так воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Кроме этого на основании статье 8 данного ФЗ «Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, земельных участков обязаны: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В данном случае наводнение привело к деградации 10 га сельхозугодий, а недопущение деградации – обязанность собственника земли.

&n;

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...