Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусский проект в вихрях противоречий Российской империи.

Разделы Речи Посполитой привели к вхождению белорусских земель в состав Российской империи. Параллельно этому в мире происходили процессы технологической модернизации, устанавливались новые социально-экономические отношения. Российская империя, многонациональная абсолютная монархия, столкнулась с многочисленными противоречиями. Постепенное появление индустриальных центров вело ко все большей интегрированности общества. Встал запрос о формировании российской модерной нации. Однако было очевидным, что она не может быть организована на принципах Сергея Уварова («православие-самодержавие-народность») в границах Российской империи.

Национальные окраины не были согласны быть поглощенными российской модерной нацией. В среде многих этносов появляются национальные движения, претендующие на самоопределение.

С третьей стороны происходит укоренение капиталистических отношений, формирование нового класса буржуазии, что приводит к ответному формированию движений, борющихся за социальную справедливость.

Белорусские земли не были отличием на всем фоне Российской империи. Единственной особенностью являлась огромная пропасть между ополячившимися элитами и интеллигенцией с одной стороны и простым народом. Все это придавало зарождающемуся национальному движению характер борьбы, как за национальную, так и за социальную справедливость.

Зарождающееся движение формировалось в ожесточенной борьбе между сторонниками восстановления Речи Посполитой и группами поддерживающими право всех народов на самоопределение. Это особо четко было видно во время восстания 1863 года, деятели которого раскололись на пропольски настроенных белых и лагерь революционных красных.

Конечно, восстание 1863 года нельзя считать белорусским национальным. К этому времени еще не сформировались окончательно постулаты белорусского движения. Однако многочисленные представители красных очертили основные тезисы социальной и национальной политики, которые впоследствии легли в белорусский проект. В плане идентичности многие из предводителей восстания называли себя поляками. Однако в стане красных имела место быть некая межнациональная солидарность. Один из лидеров движения Зигмунд Сераковский на вопрос, кто он по национальности, отвечал: «Я поляк. Но по правде я хорошо разговариваю по-русски. Было время научиться. Было время и познать русский народ, и полюбить его. Это хороший народ, хороший и справедливый»[23].

Уже после поражения восстания секретарь виленского генерал-губернатора А.Н. Масолов охарактеризовал одного из предводителей восстания Константина Калиновского как «чада всесветной социальной революции»[24]. Таким образом, уже в момент восстания национальное освобождение напрямую увязывалось с идеей освобождения социального.

Однако восстание 1863 года хоть и являлось одной из точек формирование доктрины белорусского проекта, однако было недостаточным. Его многие руководители еще находились в плену полонизации. В ответ на это формируется движение западноруссизма, деятели которого полемизируют с лидерами восстания в части вопроса преодоления последствий ополячивания. Социальная же доктрина заподноруссизма также как и повстанцев 1863 года направлена на освобождение крестьян от гнета ополяченной шляхты и помещиков. Доктрина социального освобождения от польской шляхты и национальной эмансипации от польских элементов в пользу местных становится определяющей в западноруссизме.

Стержневым же смыслом заподноруссизма выступает признание за белорусами общности языка, культуры, этнографических особенностей. Один из его лидеров Михаил Коялович создает карты, использует многочисленные переписи и другие этнографические данные, чтобы показать особость белорусов[25].

Однако заподнорусский проект также не являлся окончательным вариантом белорусской идеи и идентичности. Заподноруссы не признавали белорусов за отдельный, самостоятельный народ, а только как часть «единой и неделимой» Российской империи[26]. Также заподноруссы в большинстве своем оставались на позициях конфессионального разделения. Белорусов католического вероисповедания они относили к полякам.

Как повстанцы 1863 года, так и заподноруссы являлись только предтечами оформления белорусского проекта современной национальной идентичности. Впервые же белорусский национальный проект был сформулирован в 1880-е гг. белорусскими народниками. Основатели журнала «Гомон», шкловский мещанин, еврей по происхождению Хаим Ратнер и мстиславский мещанин, православный белорус Александр Марченко, первыми формулируют белорусскую модерную национальную идею: «Долой эксплуатацию, мы сами желаем управлять собой! Долой чужие руки, Белоруссия должна быть для белорусов, а не для чуждых элементов! Довольно нам подчиняться сильнейшим и ждать, куда они нас поворотят – направо или налево!.. Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежды на других!»[27].

Белорусские народники впервые заложили тот принцип белорусской идеи, который господствует и сегодня. Национальный вопрос может быть решен только самоопределением самих белорусов и глубокой социальной модернизацией белорусского общества. Гомоновцы предложили и геополитический проект федерации с Россией. В дальнейшем ориентация на союз с Россией будет прослеживаться и в основных документах БСГ. Газета Наша Нива получала материальную помощь именно от российской партии кадетов, а лидер БСГ Антон Луцкевич имел дружеские связи с лидером кадетом П. Милюковым.

Глубокую историческую связь белорусов, русских и украинцев высказывал и классик белорусской литературы Максим Богданович: «…рускіх народаў тры. Усе яны аднаго кораню, але шмат часу жылі паасобку і так сталася з іх тры розных народы; у кожнага сваё найменне, свая гаворка, свае звычаі, свае песні, свая вопратка.

Адзін рускі народ жыве пад Масквою і далі; завецца ён вялікарускім. Другі жыве пад Кіевам і завецца ўкраінскім.

Мы – трэці народ рускага кораню, завёмся беларусамі, і старонка наша завецца Беларусь. Ёсць паміж нас і праваслаўныя, ёсць і каталікі, але народ з нас адзін, бо ўва ўсіх адна гаворка, адны звычаі, адны песні, адна вопратка, адзін лад жыцця»[28].

Белорусский национальный проект предлагал решить сразу три проблемы: вопрос национального самоопределения, социальную проблему капитализма, религиозную проблему. Однако в Российской империи данные проблемы решить было невозможно. Противоречие монархического строя с формированием новых технологических укладов, а также попытки купировать национальное самоопределение окраин привело к революциям и поражению самодержавия в России.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...