Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности международного разделения труда на современном этапе

 

Рассмотрение форм и методов международной специализации и кооперирования производства, тенденций их изменения позволяет выделить следующие особенности МРТ на современном этапе:

МРТ становится более детальным, т.е. происходит специализация стран не только на производстве готовых продуктов, но и на деталях, полуфабрикатах, отдельных элементах производства или технологических операциях.

МРТ становится все более "адресным", т.е. устанавливаются заранее согласованные кооперационные связи. Более 30% товарооборота в мире происходит в настоящее время на основе кооперационных поставок.

При определении специализации предпочтение отдается не столько количественным (сделать больше и по более низкой цене), сколько качественным критериям (наукоемкость, надежность, экологическая чистота и др.). Это во многом определяет тот факт, что в большей мере развивается взаимная торговля между промышленными странами (на них приходится уже более 60 % оборота мировой торговли). Наиболее зрелая экономическая интеграционная группировка образовалась как раз между государствами Западной Европы, в то время как степень взаимодействия между развивающимися странами невелика. То же самое можно сказать и о странах с переходной экономикой, во взаимоотношениях которых преобладают центробежные тенденции.

Изменяются целевые установки субъектов мирового хозяйства. Участвуя в МРТ, страны стремятся не только к обеспечению большей эффективности ведения своего национального хозяйства, но и к удовлетворению большего разнообразия потребностей за счет товаров, предлагаемых на мировом рынке. В мировой экономике принцип экономии масштаба начал вытесняться принципом экономии разнообразия.

На мировом рынке усиливаются позиции транснациональных корпораций, которые формируют новое международное разделение труда.

На мировом рынке усиливается конкуренция, при этом возникают новые формы конкурентной борьбы между субъектами мирового хозяйства. Это часто проявляется в создании союзов и альянсов, слиянии бывших конкурентов, в результате чего усиливаются их позиции.

В целом следует отметить, что развитие МРТ на современном этапе ведет к дальнейшему углублению хозяйственных связей между странами. Оно происходит на основе конкурентной борьбы, причем основным аргументом соперничества является сравнение научных потенциалов и технологических возможностей стран. И как следствие этого - специализация развитых стран на производстве и экспорте товаров наукоемких и техноемких отраслей (особенно радиоэлектроники, приборостроения, биотехнологии и др.), а развивающихся стран - на производстве и экспорте ресурсоемкой и трудоемкой продукции. Производство последних зачастую ведет к нарушению экологического равновесия в странах-производителях. Существует сегодня также немало развивающихся стран, которые имеют монокультурную сырьевую специализацию.

5. Международная конкуренция и особенности ее проявления на современном этапе

Глобализация хозяйственных связей приводит к тому, что в международное разделение труда вовлекается все больше субъектов международных экономических отношений. Это могут быть как отдельные страны, так и фирмы (от крупнейших до средних и даже мелких). В итоге мировой рынок отличается жесткой конкурентной борьбой.

Конкуренция - это борьба между хозяйствующими субъектами за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Орудием жесткой конкурентной борьбы становится товар, причем такой, который принято называть конкурентоспособным.

Конкурентоспособность товара-совокупность потребительских свойств товара, определяющих его возможности быть проданным с прибылью на конкурентном рынке. Для этого товар должен иметь более низкую себестоимость и более высокие потребительские свойства. В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию.

К особенностям международной конкуренции сегодня относят перенос акцентов в область неценовых факторов, таких как новизна, наукоемкость, надежность и др. На наш взгляд, правильнее было бы сказать, что неценовые факторы имеют большое значение в конкурентной борьбе тех стран, где сложился высокий уровень доходов. Во многом это связано с воздействием НТР на производство, в результате которого появляются принципиально новые или усовершенствованные, более сложные товары. Эти товары, соответственно, формируют новые потребности и новые товарные рынки или позволяют удовлетворять традиционные потребности на более высоком качественном уровне. Поэтому рыночный успех таких товаров может достигаться при сравнительно высоких ценах, которые имеют меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товаров.

Усиление негативных последствий экологического кризиса на качество жизни человека приводит к тому, что большое значение в конкурентной борьбе приобретают такие свойства товара, как его экологическая чистота. Несмотря на более высокую цену, эти товары пользуются повышенным спросом у людей с высоким уровнем доходов.

В то же время ценовая конкуренция имеет большое значение для ряда развивающихся стран с невысоким уровнем доходов. Так, Китай занял на мировом рынке место поставщика изделий невысокой сложности и, по некоторым оценкам, такая его специализация пока будет сохраняться. Это связано с тем, что спрос формирует предложение. Многие страны предпочитают сегодня приобретать товары более дешевые и худшего качества (велосипеды, часы, низкокачественные станки для ремонтных мастерских, продукцию легкой и обувной промышленности и др.).

Конкурентоспособный товар может производить конкурентоспособная фирма. Конкурентоспособность фирмы определяется набором характеристик, совокупность которых позволяет фирме вести успешную конкурентную борьбу на рынке.

В то же время применительно к мировому хозяйству имеет смысл рассматривать конкурентоспособность не отдельных товаров и фирм, а страны в целом. К основным факторам, обеспечивающим конкурентоспособность страны, можно
отнести:

· научно-технический потенциал;

· экономический потенциал и эффективность управления экономикой;

· стабильность политической и социально-экономической ситуации в стране;

· состояние и развитость инфраструктуры;

· квалификацию и обеспеченность трудовыми
ресурсами;

· “открытость” экономики, особенно новым знаниям и технологиям и др.

Международная организация Европейский форум по проблемам управления (Женева) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности ряда стран. Согласно этим исследованиям традиционно высокий уровень конкурентоспособности имеют США, Япония, Германия, Сингапур, Гонконг, Дания, Голландия и т.д

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...