Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

 

3.1. Понятия и особенности туристского рынка

3.2. Инфраструктура туристического рынка

3.3. Мультипликативный эффект в туризме

3.4. Конкурентоспособность стран в сфере туризма

 

1.

ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Туристский рынок можно рассматривать в качестве:

• совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

• инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

• сферы реализации туристского продукта;

• сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

ТУРИСТСКИЙ РЫНОК выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра.

(СЛАЙД 10) Сущность туристского рынка выражается в его функциях.

Функция (от лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. .

Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.

Какие функции туристского рынка вы знаета?

Туристский рынок выполняет следующие функции:

• реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте (обмен продукта на деньги);

• организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста) (проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации);

• экономическое обеспечение материальных стимулов к труду (получение за свой труд денежных средств).

 

(СЛАЙД 11) Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЕСМКОСТЬ ТУРИСТСКОГО РЫНКА?

Емкость туристского рынка - его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско- сувенирного назначения при существующих ценах и предложении.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЕСКОСТЬ ТУРИСТСКОГО РЫНКА?

Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.

На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предлагает туристская фирма.

Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Предложение на туристском рынке - это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.

Предложение туристского продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристского продукта, уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов.

Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение - цены поднимаются; если же предложение превышает спрос - цены снижаются

 

(СЛАЙД 12) Субъекты туристического рынка:

 

- юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями туристского продукта.

Потребители туристского продукта - граждане, желающие путешествовать, т.е. туристы.

Производители туристского продукта - туристские фирмы (тур­операторы и турагенты), которые работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ДАННАЯ СХЕМА?

Приведенная выше схема показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен определенными предпосылками предьявителей спроса (туристов): люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать; люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.); люди с покупательским поведением. Турист - это покупатель услуг туризма. Его покупательское поведение определяется всеми теми природными, психологическими, социальными и другими причинами, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу. Это очень важный фактор эффективного функционирования туристского рынка. Он требует разделения туристского рынка на отдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимального сочетания предложения и спроса на услуги туризма.

Туристский рынок по отношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью.

В ЧЕМ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ?

Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, а несовершенный и слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность.

Развивающаяся экономика не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов. Изобилие туристских ресурсов предполагает создание довольно сложной и многообразной материально-технической базы туризма. При увеличении экономической отдачи от туристской индустрии одна часть дохода используется для удовлетворения новых туристских потребностей, а другая может быть направлена на развитие других сфер экономики, в том числе и промышленности.

Нельзя односторонне развивать туризм. Для его быстрого подъема требуется гармоничное развитие всех отраслей экономики страны и одновременное увеличение их экономической активности.

(СЛАЙД 13)На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг к другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот - это система экономических и юри­дических (гражданско-правовых) отношений, возникающая меж­ду туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме


1. – турист платит туристической фирме деньги за туристическую путевку (турпакет)

2- туристская фирма выдает туристу туристскую путевку;

3- турист обменивает туристскую путевку на туристский продукт, т.е. конкретные услуги туризма;

4- в процессе реализации туристского продукта турист получает удовлетворение от своих денет, затраченных им на покупку ту­ристского продукта, т.е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;

5- туристская фирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии (материально-технической базы туризма) и на создание новых видов туристского продукта;

6- туристская фирма получает новые виды туристского продукта;

7- туристская, фирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

Скорость туристского кругооборота во многом определяется сезонностью туризма.

Вопрос сезонности туризма мы разберем на первом практическом занятии

2.

ЧТО ЗНАЧИТ СТРУКТУРА РЫНКА?

(СЛАЙД 7) ВИДЫ СТРУКТУР РЫНКА.

Для рынка совершенной конкуренциихарактерно наличие в отрасли очень большого числа мелких предприятий, производящих однородную продукцию, не имеющих никакой возможности влиять на цену товаров.

Создание новых предприятий и прекращение деятельности предприятий не наталкивается на какие-либо препятствия. Сегодня этот тип рынка имеет место лишь в сельском хозяйстве.

Рынок несовершенной конкуренциивключает рынки чистой монополии, олигополии и рынок монополистической конкуренции.

Рынок чистой монополии– это прямая противоположность рынку свободной конкуренции. В отрасли существует лишь одно очень крупное предприятие, которое производит уникальную продукцию.

Монополия имеет полный контроль над ценой, вхождение в отрасль блокировано.

Рынок монополистической конкуренции– промежуточный между указанными двумя типами рынков. Для него характерно наличие значительного числа средних по размерам предприятий, которые производят дифференцированные продукты, имея ограниченное, но все же влияние на процесс ценообразования на свою продукцию. Выход и вход новых предприятий в отрасль относительно легок.

Олигополистический рынокпредставлен несколькими очень крупными предприятиями, которые производят как однородные, так и разнородные товары, имеют значительный контроль над ценами. Вход на рынок имеет ограниченный характер, обусловленный эффектом масштаба предприятий и другими причинами

ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

 

3.1. Понятия и особенности туристского рынка

3.2. Инфраструктура туристического рынка

3.3. Мультипликативный эффект в туризме

3.4. Конкурентоспособность стран в сфере туризма

 

1.

ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Туристский рынок можно рассматривать в качестве:

• совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

• инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

• сферы реализации туристского продукта;

• сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

ТУРИСТСКИЙ РЫНОК выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра.

(СЛАЙД 10) Сущность туристского рынка выражается в его функциях.

Функция (от лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. .

Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...