Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ В ТУРИЗМЕ

Для удовлетворения всех потребностей туриста формируется широкий спектр услуг, включая базовые (транспорт, размещение, питание на месте пребывания), специальные, направленные на удовлетворение потребности, истекающей из специфики цели поездки (вид туризма), и дополнительные.

Удовлетворение потребностей туриста во всем их многообразии лежит в основе появления новых видов деятельности, имеющих большое значение в качестве основы воспроизводства экономических отношений. Воздействие туризма на экономику — сложно и многопланово, поэтому в экономической науке сложилась традиция подразделять его на прямое и косвенное.

Прямое экономическое воздействие туризма отражается в доходной части бюджетов разного уровня через налоги, формировании валового продукта, а также влияет на количество рабочих мест в данной сфере деятельности. Показатели прямого воздействия туризма на экономику учитываются в действующих национальных счетах. Туризм стал первым видом экономической деятельности, роль которого в национальных экономиках смогли измерять с помощью мировых сателлитных счетов.

Одним из современных инструментов определения влияния туризма на экономику региона является разработанный специалистами UNWTO (Всемирная туристская организация), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), WTTC (Всемирный свет по туризму и путешествиям), EUROSTAT (Статистическое бюро Европейского сообщества) и опубликованный в 2001 году стандарт «TSA: RMF — Рекомендации по методологии вспомогательных счетов индустрии туризма».

По сути TSA - это информационная система, которая использует и сопоставляет статистические данные (финансовые потоки), касающиеся значимых аспектов туризма и подлежащие измерению. TSA сделал возможным сравнение доходности туризма с уровнем доходности других индустрий, сравнение показателей эффективности туризма в разных странах и группах стран, а также стал реальным инструментом управления сферой туризма с широким набором функций.

На современном этапе развития грамотное использование общих национальных и сателлитных счетов позволяет дать не только общую оценку доходности индустрии, не только формировать политику и стратегию туризма, но и оценить эффект — прямой и косвенный — отдельных видов управленческих решений в сфере туризма. В частности, был произведен расчет экономического эффекта от изменения визовой политики более чем в 200 странах мира.

Существует мнение, согласно которому косвенное воздействие туризма шире и превосходит по эффективности прямое. Причиной тому является стимулирование косвенно связанных с туризмом сфер деятельности. Все расходы туриста — это доходы участников сферы туристкой деятельности, предоставляющих товары и услуги. Чем дольше остается турист на месте пребывания, тем больше сумма его расходов, тем выше косвенное (мультипликативное) воздействие туризма.

Косвенный вклад туризма в экономику региона называют «эффект мультипликации» или «мультипликатор».

Мультипликативный эффект— это понятие, которое отражает представление о совокупном (прямом и косвенном) воздействии туризма на национальную экономику. Современная наука позволяет создать практический инструмент учета мультипликативного эффекта — мультипликатор туризма, который суть величина коэффициента влияния туризма на смежные отрасли.

Мультипликатор туризмаможно трактовать как отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов.

Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.

Это отношение новых финансовых вложений к увеличению составляющих туристского продукта и смежных отраслей туристской деятельности.

Развитие производственно-хозяйственной деятельности в тех отраслях экономики и видах экономической деятельности, которые прямо связаны с обслуживанием туристов, выступает инегральной, системообразующей формой воздействия на развитие смежных отраслей. Тем самым достигается эффект мультипликативного воздействия туризма на развитие отраслей и сфер экономики.

Оценка мультипликативного эффекта позволяет более отчетливо определить значение туризма для экономики страны и, соответственно, разрабатывать программы государственной поддержки туризма, совершенствовать инфраструктуру туризма, грамотно использовать и воспроизводить туристские ресурсы.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЦЕНКИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Для оценки мультипликативного эффекта туристской деятельности необходимы:

„-„исходная информация об инфраструктуре (транспортная система, гостиничное хозяйство, множество субъектов турбизнеса для удовлетворения всех потребностей туристов);

„-„характеристика динамики развития рекреации и информационные данные о ее потребностях (текущие, прогнозные), для чего необходим ее мониторинг туристско-рекреационной деятельности1.

Хотя теоретически мультипликативный эффект туризма неоспорим, практически учет его достаточно сложен. Тем не менее круг основных показателей, характеризующих экономический эффект от туристской индустрии, достаточно определен.

Существует семь видов туристских мультипликаторов, которые могут быть рассчитаны для любой национальной экономики:

1) мультипликатор выпуска;

2) мультипликатор продаж;

3) мультипликатор дохода;

4) мультипликатор занятости;

5) мультипликатор заработной платы;

6) мультипликатор государственных доходов;

7) мультипликатор импорта.

Все виды мультипликаторов выражают положительную обратную связь на выходную величину управляемой системы.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА?

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы — доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров. По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...