Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зарубежной практике выделяют три основных вида туристского мультипликатора.

Мультипликатор занятости предполагает деление экономики на два сектора — сектор экспорта (который нацелен на внешние рынки) и локальный сектор (который нацелен на внутренние или местные рынки). В этой модели в качестве показателя применяют занятость.

При этом мультипликатор экспорта представляет собой отношение между общим увеличением в региональной занятости и начальным увеличением в секторе экспорта. Применение этой модели в туризме означает необходимость проведения оценки дополнительной занятости за счет развития туризма.

Вторым видом является мультипликатор расходов (доходов). В этом случае мультипликатор представляет собой отношение между автономным увеличением экспорта и / или инвестиций и увеличением регионального продукта или дохода. Этот множитель рассчитывается в такой экспортной индустрии как туризм, поэтому подобен мультипликатору международной торговли в макроэкономике.

Третий вид — мультипликатор производства, оценивающий увеличение активности и производства в туризме. Это увеличение распределяется между фактором дохода и расхода на промежуточном звене закупок (стоимость материалов и услуг, необходимых для производства, исключающее первичные закупки и труд). Эти промежуточные звенья закупок являются производством для других отраслей, некоторые из которых находятся на территории государства, а некоторые за границей, поэтому производство повышается. В свою очередь повышение в продукции от этих отраслей промышленности делится между фактором дохода и промежуточным звеном закупок, таким образом, давая дальнейший стимул для других отраслей, в которых могут быть получены аналогичные результаты. Межотраслевой процесс передачи генерирует мультипликативный результат воздействия, снижающийся с каждым циклом процесса.

!!Размер величины регионального добавленного (дополнительного) мультипликатора для каждой отрасли зависит от степени, в которой межотраслевые эффекты передаются к региональным отраслям и к внешним отраслям (импорту). Более того, степень, к которой стимулы передаются к импорту меньше величины добавленного мультипликатора. Если импорт является относительно большим, то величина добавленного множителя не превысит единицу.

Все три модели предполагают, что отношения мультипликаторов постоянны, совпадающие сектора являются статичными в своих предсказаниях. Кроме того, мультипликаторы производства не учитывают технологическое продвижение или изменения в относительных ценах на затраты (как труд, так и промежуточное звено).

Так, например, дополнительные туристские расходы в $10 млн могут дать $30 млн выпуска для экономики страны и $9 млн прямого и вторичного доходов для данного региона. Эти дополнительные туристские расходы также могут дать 1200 дополнительных рабочих мест, 300 вторичных рабочих мест. Таким образом, мультипликатор выпуска равен 3, мультипликатор дохода равен 0,9, а мультипликатор занятости равен 1,25 (т.е. 1500 / 1200) или 1,5, если измерять вторым способом (т.е. 1,5 рабочих места на $10.000 туристских расходов).

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот. Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Необходимо учесть тот факт, что часть первоначальных поступлений утекают из экономики принимающего региона, не создавая какого-либо изменения дохода у местного населения. И такая утечка намного больше именно в небольших регионах.

Мультипликатор дохода для небольшого региона может быть получен из обычной модели дохода региона:

Ya = Ca + Ia + Ga Ti a + Xa Ma, (1)

где a — регион а;

Y — доход региона;

C — размер потребительских расходов населения региона а;

I — инвестиции;

G — расходы правительства на товары и услуги;

Ti — косвенные налоги (на товары и услуги);

X — размер экспорта региона;

M — размер импорта региона;

Для следующих уравнений также потребуется:

B — государственные пособия;

Td — прямой налог + всевозможные сборы.

Из уравнения (1) можно выразить региональный мультипликатор дохода через следующие операции:

где cj — часть с (потребительских расходов), которая тратится вне региона.

где М — объем регионального импорта промышленного сектора, коммерческого сектора и сектора услуг региональной экономики;

Чтобы измерить эффект от поступления одной дополнительной единицы расхода приезжающих туристов ΔE в экономику региона, надо учитывать только предельные происходящие изменения. Подставляя равенства (2)—(9) в уравнение (1) и включая ΔE в систему, мы получим:

Поделив это уравнение на получим:

Отсюда

является мультипликатором К региона

Если задать предположительные, но вполне возможные значения параметрам, мы можем получить приблизительное значение мультипликатора регионального дохода.

с=0,9

td=0.20

b=0.20 m=0.7

 

тогда

Следовательно, изменение, созданное одной дополнительной единицей расхода приезжающих туристов в доходе гипотетического региона, составляет 0,701, т.е. дополнительный расход туриста, равный $10.000 повысит уровень доходов в регионе на 7010 долл. США1.

Мультипликаторы могут рассчитываться на основе математической модели межотраслевого баланса или модели экономической базы. И первый, и второй методы имеют достоинства и недостатки. Мультипликаторы, рассчитанные на основе уравнения экономической базы, страдают большим количеством ограничений из-за высокой степени агрегации. В то же время они просты, и их расчет обходится гораздо дешевле. Мультипликаторы, рассчитываемые на основе межотраслевого баланса, являются наиболее универсальным инструментом анализа статического влияния туристской деятельности на экономику региона.

Институтом экономики Карельского научного центра РАН была предложена и апробирована упрощенная методика оценки мультипликативного эффекта, основанная на выявлении доли туризма в валовом региональном продукте. Данная методика основана на понятии совокупного дохода от туризма как основного показателя, позволяющего судить об экономическом влиянии туризма на экономику региона.

ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД СОВОКУПНЫМ ДОХОДОМ

Под совокупным доходомпонимается совокупность ежегодных прямых и косвенных выгод, получаемых регионом от туристской деятельности, выраженных в стоимостном виде.

ЧТО ТАКОЕ КОСВЕННЫЕ ДОХОДЫ?

Косвенные доходы от туризма представляют собой денежные средства. затраченные туристскими фирмами, самими туристами, предприятиями туристской инфраструктуры региона на приобретение производственного оборудования, потребительских товаров и услуг у предприятий, не относящихся к туристской индустрии. Кроме того, косвенными доходами от туризма для региона является лишь та часть затраченных денежных средств (прямых и общих затрат), которые не уходят за его пределы.

Оценить косвенные доходы от туризма позволяет методика определения мультипликатора для сопоставления вклада отраслей в развитие экономики региона.

М — совокупный доход (прямой и косвенный, с учетом мультипликативного эффекта) от туризма в регионе;

Мт — объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедший в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма);

М1 — часть выручки от туризма, оказывающая влияние на ВРП (объем ВРП, вызванный заказами туризма);

VT — объем услуг (выручка) туризма в стоимостном выражении;

ZТИ — объем затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для обслуживания туристов, у других предприятий (себестоимость гурпродукта);

Y — валовой региональный продукт;

Х — валовой общественный продукт;

R — коэффициент, отражающий степень замкнутости экономики региона и отражающий связь двух последовательных кругов обращения средств. вырученных от туризма в регионе.

Основой расчетов служит оценка объема средств — МT, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедших в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма). Это показатель расходов туристов, произведенных на рассматриваемой территории.

Учет совокупного воздействия туризма возможен при выполнении ряда условий, кроме самой концепции, а именно разработки:

· математической модели мультипликатора;

· методики учета туристских расходов;

· методики расчета туристского баланса в экспортно-импортных операциях;

· методики учета накоплений и утечки денежных средств;

· формы федерального контроля за деятельностью организаций, связанных с туризмом;

· форм статистического наблюдения за расходами туристами в регионе их пребывания в рамках принятой вто классификации туристских расходов;

· программного обеспечения для учета косвенных расходов туристов;

· проектов нормативно-правовых актов по внесению изменений

· в систему учета, отчетности, национальных счетов и т.д..

Методика оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные отрасли региональной экономики должна отличаться от других тем, что за базу ее оценки принимаются темп роста и прироста объема оказанных услуг, налоговых поступлений, численности занятых в туристской индустрии и смежных с ней отраслей в результате процесса инвестирования. Кроме того, она должна обладать системностью, так как «вписывается» в сложную социально-экономическую систему региона, и комплексностью, потому что учитываются последствия ее реализации.

Формализованная оценка мультипликативного воздействия туристской деятельности является актуальной научно-экономической задачей, решение которой позволяет обосновать принципы управления и выбора направлений развития туристской деятельности на основе прогнозных оценок ее мультипликативного воздействия на составляющие туристского продукта и смежные отрасли национальной экономики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...