Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача 5. Для заданного номинального размера соединения выбрать размеры шпонки и шпоночных пазов для соединения с призматической шпонкой.ОБРАЗЕЦ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К курсовой работе по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»
Выполнил студент гр. ТОМ – …. Незнайкин Н.Н. Проверил: ст. препод. Выскребенцев Э.П.
Алчевск, 2009 Задача 1. Известны предельные значения варианта сопряженных диаметров отверстия и вала: D = 220+0,029 мм и d= 220 мм. Как изменится характер посадки, если изменятся предельные отклонения у сопрягаемых деталей на EI= +55 мкм и ei= -25 мкм, при неизменных значениях величин допусков TD и Td. Решение представить аналитически и графически.
Решение. По данным в условии задачи построим схему расположения полей допусков заданного сопряжения. Смотреть рисунок 1. Из задания видно, что отверстие имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями ES = +0,029 мм, а EI = 0. А вал имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями es = +0,050 мм ei = +0,004 мм. Допуск на изготовление отверстия будет равен TD = ES – EI = 0,029 – 0 = 0,029 мм. Допуск у вала Td = es – ei = 0,050 – 0,004 = 0,046 мм. Выясним характер посадки методом “max-min” для этого выясним, что возникнет в сопряжении, если отверстие и вал будут иметь значения, определяемые их предельными отклонениями. При сопряжении Dmax и dmax размер вала будет больше размера отверстия и в сопряжении может возникнуть натяг (N). Соответственно сравним другие варианты сопряжения предельных размеров через их предельные отклонения. Из схемы полей допусков видно, что ES > ei – тогда возникнет максимальный зазор равный Smax = ES – ei = 0,029 – 0,004 = 0,025 мм. Но в тоже время EI < es – тогда возникает максимальный натяг равный Nmax = es – EI = 0,050 – 0 = 0,050 мм. А ei > EI – тоже возникнет натяг. Из анализа видно, что в сопряжении могут возникнуть как зазоры, так и натяги, следовательно, это переходная посадка. Если изменить координаты предельных отклонений, а при этом величина допуска у вала и отверстия останется неизменным, то тогда координаты других предельных отклонений у вала и отверстия будут равны: ES = EI + TD = 0,055 + 0,029 = 0,084 мм, еs = ei + Td = (–0,025) + 0,046 = +0,021 мм По полученным данным построим схему расположения полей допусков у изменённой посадки. Смотреть рисунок 2. Проанализируем характер посадки методом сравнения. Из схемы видно, что выполняется условие EI > es, значит это посадка с гарантированным (Nmin) натягом. Для такой посадки необходимо знание максимального и минимального натяга. Они будут равны Nmax = ES – ei = 0,084 – (–0,025) = 0,109 мм, Nmin = EI – es = 0,055 – 0,021 = 0,034 мм.
Вывод: в случае изменения предельных отклонений у вала и отверстия, при неизменных значениях их допусков, изначальный характер переходной посадки изменится на посадку с гарантированным натягом.
Задача 2. В новой машине посадка двух деталей имела свое значение Ø 45 К8/h8. При ремонте машины, в результате износа отверстия, был изготовлен вал размером Ø 50,5 . Каким должен быть ремонтный размер отверстия для сохранения первоначального характера посадки. Решение должно сопровождаться аналитическим и графическим решением. Решение. Из условия задачи установим размеры и поля допусков сопрягаемых деталей. Размер отверстия Ø 45 К8, а вала Ø 45 h8. Из справочной литературы [1, табл. 3.2] по условному обозначению полей допусков, состоящего из обозначения основного отклонения (буква) и квалитета (цифра), определим их предельные отклонения. Для отверстия ES = +0,012 мм; EI = (–0,027) мм. Для вала es = 0 мм, ei = (–0,039) мм. По полученным данным построим схему расположения полей допусков (см. рисунок 3) и проанализируем характер посадки. Используя метод сравнения из схемы видно, что EI < es и ei < ES отсюда делаем вывод – в новой машине установлена переходная посадка. Для такой посадки необходимо знание максимального натяга и максимального зазора возможного в соединении. Они будут равны: Nmax = es – EI = 0 – (–0,027) = 0,027 мм, Smax = ES – ei = 0,012 – (–0,039) = 0,051 мм. Для того чтобы с выточенным ремонтным валом остался прежний характер посадки отверстие должно иметь такие предельные отклонения: ES = ei + Smax = 0,003 + 0,051 = 0,054 мм, EI = es – Nmax = 0,023 – 0,027 = (–0,004) мм. В результате вычислений ремонтное отверстие должно быть расточено с таким размером: Ø 50,5
Задача 3. Для подшипника 6-204 выбрать посадки колец на вал и в корпус. Исходные данные: радиальная нагрузка Fr = 2500 H, нагрузка ударная, перегрузка 150%, осевая нагрузка отсутствует. Вид нагружения колец: внутреннего – циркуляционный, наружного – местный. Из маркировки подшипника следует, что задан радиальный однорядный шариковый подшипник легкой серии, класс точности 6. В таблице В.1[1,с.72] находим основные размеры подшипника: - посадочный размер наружного кольца D = 47 мм; - посадочный размер внутреннего кольца d = 20 мм; - ширина колец В = 18 мм; - радиус фаски r = 1,5 мм. В таблице В.2 и В.3 [1,с.73] находим предельные отклонения посадочных размеров колец. Внутреннее кольцо имеет отклонения: ES = 0, EI = - 8 мкм = - 0,008 мм. Наружное кольцо: es = 0, ei = - 9 мкм = - 0,009 мм. Наружное кольцо испытывает местный вид нагружения. Дляотверстия, соединенного с этим кольцом, по таблице В.4 [1,с.74] выбираем рекомендуемое поле допуска Js6. Отклонения отверстия Æ47 Js6 по таблице А.2 [1,c. 58] составляют: ES = +8 мкм = +0,008 мм, EI = - 8 мкм = – 0,008 мм. Для внутреннего кольца, испытывающего циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки
где Fr = 2500 H = 2,5 кH – радиальная нагрузка; В = 18 мм = 0,018 м – ширина кольца; r = 1,5 мм = 0,0015 м – радиус фаски; К1 – динамический коэффициент посадки при перегрузке до 150% К1 = 1,0; К2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2 = 1,0); К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или сдвоенных подшипниках. Для однорядных К3 = 1,0. Значения коэффициентов взяты из [3, C.286]. Тогда интенсивность нагрузки будет: Pr = 2,5 /(0,018 – (0,0015∙2) 1,0 х 1,0 х 1,0 = 119 кН/м Согласно таблице В.5, [1,С.74] заданным условиям нагрузки для вала соответствует поле допуска js6. Из таблицы А.2 [1,С.57] находим предельные отклонения вала Æ20js6: es = +6,5 мкм = +0,0065 мм, ei = – 6,5 мкм = –0,0065 мм. Внутреннее кольцо подшипника имеет размер Æ20 – 0, 008 мм. Вал, соединяемое с этим кольцом, имеет размер Æ20 ±0,0065 мм. Наибольший натяг составит: Nmax = es – EI = 0,0065 – (- 0,008)= 0,0145 мм. Проверим допустимость этого натяга из условия прочности кольца (11,4 x 2,8 x 0,020 x 400) / (2 x 2,8 – 2)103 = 0,07 мм, где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, м; [sp] – допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали ШХ15 [sp] » 400 МПа); k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (для легкой серии k = 2,8). Условия прочности кольца выполняются, так как Nmax = 0,0145 < [N] = 0,07. По таблице В.6 [1,С.75] назначаем шероховатость посадочных поверхностей. Для вала Rа £ 0,63 мкм, для отверстия Rа £ 1,25 мкм, для торцов заплечиков Rа £ 2,5 мкм. Отклонения геометрической формы для подшипников Р0 и Р6 составляют Т/o/ £ 0,25Т, где Т – допуск размера посадочной поверхности. Для вала Æ 20js6(±0,0065) допуск цилиндричности будет: Т/o/ £ 0,25´ 0,013 £ 0,003 мм. Для отверстия в корпусе Æ47 (±0,008) допуск цилиндричности будет: Т/o/ £ 0,25´ 0,016 £ 0,004 мм. По результатам выполненных расчётов выполняем графическую часть к задаче.
Задача 8 На рис. 8.2 показана схема размерной цепи узла крепления вала эксцентрикового насоса (рис 8.1). Зазор между торцом крышки и торцом кольца подшипника S=AS = 0,5±0,25 мм. Заданы номинальные размеры составляющих звеньев: А1=А3=1,4мм, А2=125 мм, A4=A5=6мм, А6=79,3 мм. Ширина кольца подшипника В=18-0,15 мм (стандартный размер). Рисунок 8.2 – Схема размерной цепи Применяя правило обхода по контуру определяем, что звено А1, A2, A3 является увеличивающим , а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими. По основному уравнению размерной цепи проверяем правильность назначения номинальных размеров звеньев , 0,5 = (125+1,4+1,4) - (6 + 18 + 79,3 + 18 + 6) = 0,5. Равенство выполняется, следовательно, размеры назначены верно. Определяем расчетное значение допуска замыкающего звена Определяем среднее число единиц допуска составляющих зве4ньев
где i = 0,45 - единица допуска для звена, определяется по таблице Ж.1 [1,С.105]. Для А1=А3=1,4 мм i=0,55, для А2=79,3мм i=1,87, для А4=А5=6 мм i=0,73 для А6=125 мм i=2,52. По таблице Ж.2 [1,С.105] находим, что такое число единиц допуска соответствует примерно восьмому квалитету в ЕСДП. Примем, что в данных условиях такая точность целесообразна и назначаем допуски на размеры по IT8. По таблице Ж.3 [1,С.106] находим допуски звеньев размерной цепи: ТА4=ТА5=18 мкм = 0,018 мм, ТА6=46 мкм = 0,046 мм, Назначаем отклонения размеров звеньев за исключением звена A2, которое принимаем в качестве зависимого звена. Так как составляющие звенья А4=А5 и А6 являются уменьшающими, то допуск Т распределяем в минус (нижнее отклонение EJ = -T, верхнее отклонение ES=0). A1=A3=1,4+0,014 мм ,А4=А5=6-0,018 мм, А6=79,3-0,046 мм, В=18-0,15 мм. Определяем отклонения зависимого звена А6 ESA2= = =0,25 –( 0,014 + 0,014) + (-0,018 -0,018 -0,046 – 0,15 – 0,15) = - 0,16 мм; EIA6= = = - 0,25 – 0 + 0 = - 0,25 мм. Допуск ТА2 = ESA2 – EIA2= - 0,16 – (-0,25) = 0,09 мм. Размер звена А6= мм. Проверяем правильность решения по уравнению баланса допусков
0,5=2´0,014+0,046+0,018´2 +0,09+2´0,15=0,5. Равенство выполняется, следовательно, задача решена верно. Решаем ту же размерную цепь методом регулирования. Для сборочной единицы (рисунок 8.1 ) рассчитать неподвижный компенсатор (набор прокладок), обеспечивающий требуемую точность зазора S = AS =0,5±0,25 мм. Номинальные размеры звеньев: А3=1,4мм, А2=125 мм, A4=A5=6мм, А6=79,3 мм. Ширина кольца подшипника В = 18-0,15 мм (стандартный размер). Решение Звено А1 принимаем в качестве компенсатора (А1 = Ак). Применяя правило обхода по контуру определяем, что звено АК, A2, A3 является увеличивающим , а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими. Назначаем на звенья цепи экономически целесообразный допуск по четырнадцатому квалитету, пользуясь данными таблицы Ж.2: ТА2 = 1000 мкм; ТА3 = 250 мкм; ТА4 = ТА5 = 300 мкм; ТА6 = 740 мкм Распределяя допуск ²в тело² детали, получим: А2 = 125-1; А3 = 1,4-0,25; А4 = А5 = 6-0,3; В = 18-0,15; A6=79,3-0,74 Из схемы размерной цепи следует, что звенья Ак, А2, А3 являются увеличивающими, а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими. Номинальный размер компенсатора (Ак) определяем из уравнения
Ак = 0,5-(125+1,4)+(6+6+79,3+2х18)=1,4 мм. В расчете размер звена Ак берем со знаком ²+², т.к. звено является увеличивающим. Определяем величину компенсации
Координату середины поля допуска компенсирующего звена (ECAк) определяем из уравнения
ECAк = 0-(-500-125)+(-2х150-2х75-370)=-195 мкм. где EC – координаты середины допусков звеньев размерной цепи: ЕСАå= 0; ЕСА2= -500 мкм; ЕСА3= -125 мкм; ЕСВ= -75 мкм; Статья I. Определяем отклонения компенсирующего звена
Проверяем правильность решения по уравнениям
Равенства выполняются, следовательно, отклонения определены верно. Принимаем мм. Размер Ак min принимаем равным толщине постоянной прокладки в наборе Sпост=0,4 мм. Определяем количество прокладок в наборе
Принимаем n=6 штук. Толщина одной сменной прокладки мкм.
Принимаем S=0,5 мм. Проверим правильность расчетов по условиям
Условия выполняются. Возможен также вариант набора: Sпост=0,4 мм; S1=0,4+0,5=0,9 мм; S2=0,9+0,6=1,5 мм; В этом случае будет устанавливаться одна из прокладок Si+Sпост, т.е. так называемое простановочное кольцо.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК 1.Егоров А.А., Стародубов С.Ю.Пособие к решению задач курса взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – Алчевск, ДГМИ, 2003. – 111 с., ил. 2.Допуски и посадки. Справочник. Часть 1/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – 544с., ил.; 3.Допуски и посадки. Справочник. Часть 2/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.Д. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – 448 с., ил.; 4. Выскребенцев Э.П. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений в задачах и примерах. – Дон ДТУ, 2005. – 213
ОБРАЗЕЦ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К курсовой работе по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»
Выполнил студент гр. ТОМ – …. Незнайкин Н.Н. Проверил: ст. препод. Выскребенцев Э.П.
Алчевск, 2009 Задача 1. Известны предельные значения варианта сопряженных диаметров отверстия и вала: D = 220+0,029 мм и d= 220 мм. Как изменится характер посадки, если изменятся предельные отклонения у сопрягаемых деталей на EI= +55 мкм и ei= -25 мкм, при неизменных значениях величин допусков TD и Td. Решение представить аналитически и графически.
Решение. По данным в условии задачи построим схему расположения полей допусков заданного сопряжения. Смотреть рисунок 1. Из задания видно, что отверстие имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями ES = +0,029 мм, а EI = 0. А вал имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями es = +0,050 мм ei = +0,004 мм. Допуск на изготовление отверстия будет равен TD = ES – EI = 0,029 – 0 = 0,029 мм. Допуск у вала Td = es – ei = 0,050 – 0,004 = 0,046 мм. Выясним характер посадки методом “max-min” для этого выясним, что возникнет в сопряжении, если отверстие и вал будут иметь значения, определяемые их предельными отклонениями. При сопряжении Dmax и dmax размер вала будет больше размера отверстия и в сопряжении может возникнуть натяг (N). Соответственно сравним другие варианты сопряжения предельных размеров через их предельные отклонения. Из схемы полей допусков видно, что ES > ei – тогда возникнет максимальный зазор равный Smax = ES – ei = 0,029 – 0,004 = 0,025 мм. Но в тоже время EI < es – тогда возникает максимальный натяг равный Nmax = es – EI = 0,050 – 0 = 0,050 мм. А ei > EI – тоже возникнет натяг. Из анализа видно, что в сопряжении могут возникнуть как зазоры, так и натяги, следовательно, это переходная посадка. Если изменить координаты предельных отклонений, а при этом величина допуска у вала и отверстия останется неизменным, то тогда координаты других предельных отклонений у вала и отверстия будут равны: ES = EI + TD = 0,055 + 0,029 = 0,084 мм, еs = ei + Td = (–0,025) + 0,046 = +0,021 мм По полученным данным построим схему расположения полей допусков у изменённой посадки. Смотреть рисунок 2. Проанализируем характер посадки методом сравнения. Из схемы видно, что выполняется условие EI > es, значит это посадка с гарантированным (Nmin) натягом. Для такой посадки необходимо знание максимального и минимального натяга. Они будут равны Nmax = ES – ei = 0,084 – (–0,025) = 0,109 мм, Nmin = EI – es = 0,055 – 0,021 = 0,034 мм.
Вывод: в случае изменения предельных отклонений у вала и отверстия, при неизменных значениях их допусков, изначальный характер переходной посадки изменится на посадку с гарантированным натягом.
Задача 2. В новой машине посадка двух деталей имела свое значение Ø 45 К8/h8. При ремонте машины, в результате износа отверстия, был изготовлен вал размером Ø 50,5 . Каким должен быть ремонтный размер отверстия для сохранения первоначального характера посадки. Решение должно сопровождаться аналитическим и графическим решением. Решение. Из условия задачи установим размеры и поля допусков сопрягаемых деталей. Размер отверстия Ø 45 К8, а вала Ø 45 h8. Из справочной литературы [1, табл. 3.2] по условному обозначению полей допусков, состоящего из обозначения основного отклонения (буква) и квалитета (цифра), определим их предельные отклонения. Для отверстия ES = +0,012 мм; EI = (–0,027) мм. Для вала es = 0 мм, ei = (–0,039) мм. По полученным данным построим схему расположения полей допусков (см. рисунок 3) и проанализируем характер посадки. Используя метод сравнения из схемы видно, что EI < es и ei < ES отсюда делаем вывод – в новой машине установлена переходная посадка. Для такой посадки необходимо знание максимального натяга и максимального зазора возможного в соединении. Они будут равны: Nmax = es – EI = 0 – (–0,027) = 0,027 мм, Smax = ES – ei = 0,012 – (–0,039) = 0,051 мм. Для того чтобы с выточенным ремонтным валом остался прежний характер посадки отверстие должно иметь такие предельные отклонения: ES = ei + Smax = 0,003 + 0,051 = 0,054 мм, EI = es – Nmax = 0,023 – 0,027 = (–0,004) мм. В результате вычислений ремонтное отверстие должно быть расточено с таким размером: Ø 50,5
Задача 3. Для подшипника 6-204 выбрать посадки колец на вал и в корпус. Исходные данные: радиальная нагрузка Fr = 2500 H, нагрузка ударная, перегрузка 150%, осевая нагрузка отсутствует. Вид нагружения колец: внутреннего – циркуляционный, наружного – местный. Из маркировки подшипника следует, что задан радиальный однорядный шариковый подшипник легкой серии, класс точности 6. В таблице В.1[1,с.72] находим основные размеры подшипника: - посадочный размер наружного кольца D = 47 мм; - посадочный размер внутреннего кольца d = 20 мм; - ширина колец В = 18 мм; - радиус фаски r = 1,5 мм. В таблице В.2 и В.3 [1,с.73] находим предельные отклонения посадочных размеров колец. Внутреннее кольцо имеет отклонения: ES = 0, EI = - 8 мкм = - 0,008 мм. Наружное кольцо: es = 0, ei = - 9 мкм = - 0,009 мм. Наружное кольцо испытывает местный вид нагружения. Дляотверстия, соединенного с этим кольцом, по таблице В.4 [1,с.74] выбираем рекомендуемое поле допуска Js6. Отклонения отверстия Æ47 Js6 по таблице А.2 [1,c. 58] составляют: ES = +8 мкм = +0,008 мм, EI = - 8 мкм = – 0,008 мм. Для внутреннего кольца, испытывающего циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки
где Fr = 2500 H = 2,5 кH – радиальная нагрузка; В = 18 мм = 0,018 м – ширина кольца; r = 1,5 мм = 0,0015 м – радиус фаски; К1 – динамический коэффициент посадки при перегрузке до 150% К1 = 1,0; К2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2 = 1,0); К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или сдвоенных подшипниках. Для однорядных К3 = 1,0. Значения коэффициентов взяты из [3, C.286]. Тогда интенсивность нагрузки будет: Pr = 2,5 /(0,018 – (0,0015∙2) 1,0 х 1,0 х 1,0 = 119 кН/м Согласно таблице В.5, [1,С.74] заданным условиям нагрузки для вала соответствует поле допуска js6. Из таблицы А.2 [1,С.57] находим предельные отклонения вала Æ20js6: es = +6,5 мкм = +0,0065 мм, ei = – 6,5 мкм = –0,0065 мм. Внутреннее кольцо подшипника имеет размер Æ20 – 0, 008 мм. Вал, соединяемое с этим кольцом, имеет размер Æ20 ±0,0065 мм. Наибольший натяг составит: Nmax = es – EI = 0,0065 – (- 0,008)= 0,0145 мм. Проверим допустимость этого натяга из условия прочности кольца (11,4 x 2,8 x 0,020 x 400) / (2 x 2,8 – 2)103 = 0,07 мм, где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, м; [sp] – допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали ШХ15 [sp] » 400 МПа); k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (для легкой серии k = 2,8). Условия прочности кольца выполняются, так как Nmax = 0,0145 < [N] = 0,07. По таблице В.6 [1,С.75] назначаем шероховатость посадочных поверхностей. Для вала Rа £ 0,63 мкм, для отверстия Rа £ 1,25 мкм, для торцов заплечиков Rа £ 2,5 мкм. Отклонения геометрической формы для подшипников Р0 и Р6 составляют Т/o/ £ 0,25Т, где Т – допуск размера посадочной поверхности. Для вала Æ 20js6(±0,0065) допуск цилиндричности будет: Т/o/ £ 0,25´ 0,013 £ 0,003 мм. Для отверстия в корпусе Æ47 (±0,008) допуск цилиндричности будет: Т/o/ £ 0,25´ 0,016 £ 0,004 мм. По результатам выполненных расчётов выполняем графическую часть к задаче.
Задача 5. Для заданного номинального размера соединения выбрать размеры шпонки и шпоночных пазов для соединения с призматической шпонкой. 12 |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |