Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 5. Для заданного номинального размера соединения выбрать размеры шпонки и шпоночных пазов для соединения с призматической шпонкой.

ОБРАЗЕЦ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

К курсовой работе

по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»

 

Выполнил студент гр. ТОМ – ….

Незнайкин Н.Н.

Проверил: ст. препод.

Выскребенцев Э.П.

 

Алчевск, 2009

Задача 1. Известны предельные значения варианта сопряженных диаметров отверстия и вала: D = 220+0,029 мм и d= 220 мм. Как изменится характер посадки, если изменятся предельные отклонения у сопрягаемых деталей на EI= +55 мкм и ei= -25 мкм, при неизменных значениях величин допусков TD и Td. Решение представить аналитически и графически.

 

Решение. По данным в условии задачи построим схему расположения полей допусков заданного сопряжения. Смотреть рисунок 1. Из задания видно, что отверстие имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями ES = +0,029 мм, а EI = 0. А вал имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями es = +0,050 мм ei = +0,004 мм.

Допуск на изготовление отверстия будет равен

TD = ES – EI = 0,029 – 0 = 0,029 мм.

Допуск у вала

Td = es – ei = 0,050 – 0,004 = 0,046 мм.

Выясним характер посадки методом “max-min” для этого выясним, что возникнет в сопряжении, если отверстие и вал будут иметь значения, определяемые их предельными отклонениями. При сопряжении Dmax и dmax размер вала будет больше размера отверстия и в сопряжении может возникнуть натяг (N). Соответственно сравним другие варианты сопряжения предельных размеров через их предельные отклонения.

Из схемы полей допусков видно, что ES > ei – тогда возникнет максимальный зазор равный

Smax = ES – ei = 0,029 – 0,004 = 0,025 мм.

Но в тоже время EI < es – тогда возникает максимальный натяг равный

Nmax = es – EI = 0,050 – 0 = 0,050 мм.

А ei > EI – тоже возникнет натяг.

Из анализа видно, что в сопряжении могут возникнуть как зазоры, так и натяги, следовательно, это переходная посадка.

Если изменить координаты предельных отклонений, а при этом величина допуска у вала и отверстия останется неизменным, то тогда координаты других предельных отклонений у вала и отверстия будут равны:

ES = EI + TD = 0,055 + 0,029 = 0,084 мм,

еs = ei + Td = (–0,025) + 0,046 = +0,021 мм

По полученным данным построим схему расположения полей допусков у изменённой посадки. Смотреть рисунок 2.

Проанализируем характер посадки методом сравнения. Из схемы видно, что выполняется условие EI > es, значит это посадка с гарантированным (Nmin) натягом.

Для такой посадки необходимо знание максимального и минимального натяга. Они будут равны

Nmax = ES – ei = 0,084 – (–0,025) = 0,109 мм,

Nmin = EI – es = 0,055 – 0,021 = 0,034 мм.

 

 

Вывод: в случае изменения предельных отклонений у вала и отверстия, при неизменных значениях их допусков, изначальный характер переходной посадки изменится на посадку с гарантированным натягом.

 

Задача 2. В новой машине посадка двух деталей имела свое значение Ø 45 К8/h8. При ремонте машины, в результате износа отверстия, был изготовлен вал размером

Ø 50,5 . Каким должен быть ремонтный размер отверстия для сохранения первоначального характера посадки. Решение должно сопровождаться аналитическим и графическим решением.

Решение. Из условия задачи установим размеры и поля допусков сопрягаемых деталей.

Размер отверстия Ø 45 К8, а вала Ø 45 h8.

Из справочной литературы [1, табл. 3.2] по условному обозначению полей допусков, состоящего из обозначения основного отклонения (буква) и квалитета (цифра), определим их предельные отклонения.

Для отверстия ES = +0,012 мм; EI = (–0,027) мм.

Для вала es = 0 мм, ei = (–0,039) мм.

По полученным данным построим схему расположения полей допусков (см. рисунок 3) и проанализируем характер посадки. Используя метод сравнения из схемы видно, что EI < es и ei < ES отсюда делаем вывод – в новой машине установлена переходная посадка. Для такой посадки необходимо знание максимального натяга и максимального зазора возможного в соединении.

Они будут равны:

Nmax = es – EI = 0 – (–0,027) = 0,027 мм,

Smax = ES – ei = 0,012 – (–0,039) = 0,051 мм.

Для того чтобы с выточенным ремонтным валом остался прежний характер посадки отверстие должно иметь такие предельные отклонения:

ES = ei + Smax = 0,003 + 0,051 = 0,054 мм,

EI = es – Nmax = 0,023 – 0,027 = (–0,004) мм.

В результате вычислений ремонтное отверстие должно быть расточено с таким размером: Ø 50,5

 

Задача 3. Для подшипника 6-204 выбрать посадки колец на вал и в корпус. Исходные данные: радиальная нагрузка Fr = 2500 H, нагрузка ударная, перегрузка 150%, осевая нагрузка отсутствует. Вид нагружения колец: внутреннего – циркуляционный, наружного – местный.

Из маркировки подшипника следует, что задан радиальный однорядный шариковый подшипник легкой серии, класс точности 6.

В таблице В.1[1,с.72] находим основные размеры подшипника:

- посадочный размер наружного кольца D = 47 мм;

- посадочный размер внутреннего кольца d = 20 мм;

- ширина колец В = 18 мм;

- радиус фаски r = 1,5 мм.

В таблице В.2 и В.3 [1,с.73] находим предельные отклонения посадочных размеров колец.

Внутреннее кольцо имеет отклонения:

ES = 0,

EI = - 8 мкм = - 0,008 мм.

Наружное кольцо:

es = 0,

ei = - 9 мкм = - 0,009 мм.

Наружное кольцо испытывает местный вид нагружения. Дляотверстия, соединенного с этим кольцом, по таблице В.4 [1,с.74] выбираем рекомендуемое поле допуска Js6.

Отклонения отверстия Æ47 Js6 по таблице А.2 [1,c. 58] составляют:

ES = +8 мкм = +0,008 мм,

EI = - 8 мкм = – 0,008 мм.

Для внутреннего кольца, испытывающего циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки

 
 

 


где Fr = 2500 H = 2,5 кH – радиальная нагрузка;

В = 18 мм = 0,018 м – ширина кольца;

r = 1,5 мм = 0,0015 м – радиус фаски;

К1 – динамический коэффициент посадки при перегрузке до 150% К1 = 1,0;

К2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2 = 1,0);

К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или сдвоенных подшипниках.

Для однорядных К3 = 1,0.

Значения коэффициентов взяты из [3, C.286].

Тогда интенсивность нагрузки будет:

Pr = 2,5 /(0,018 – (0,0015∙2) 1,0 х 1,0 х 1,0 = 119 кН/м

Согласно таблице В.5, [1,С.74] заданным условиям нагрузки для вала соответствует поле допуска js6. Из таблицы А.2 [1,С.57] находим предельные отклонения вала Æ20js6:

es = +6,5 мкм = +0,0065 мм,

ei = – 6,5 мкм = –0,0065 мм.

Внутреннее кольцо подшипника имеет размер Æ20 – 0, 008 мм.

Вал, соединяемое с этим кольцом, имеет размер Æ20 ±0,0065 мм.

Наибольший натяг составит:

Nmax = es – EI = 0,0065 – (- 0,008)= 0,0145 мм.

Проверим допустимость этого натяга из условия прочности кольца

(11,4 x 2,8 x 0,020 x 400) / (2 x 2,8 – 2)103 = 0,07 мм,

где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, м;

[sp] – допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали ШХ15 [sp] » 400 МПа);

k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (для легкой серии

k = 2,8).

Условия прочности кольца выполняются, так как

Nmax = 0,0145 < [N] = 0,07.

По таблице В.6 [1,С.75] назначаем шероховатость посадочных поверхностей.

Для вала Rа £ 0,63 мкм,

для отверстия Rа £ 1,25 мкм,

для торцов заплечиков Rа £ 2,5 мкм.

Отклонения геометрической формы для подшипников Р0 и Р6 составляют

Т/o/ £ 0,25Т,

где Т – допуск размера посадочной поверхности.

Для вала Æ 20js6(±0,0065) допуск цилиндричности будет:

Т/o/ £ 0,25´ 0,013 £ 0,003 мм.

Для отверстия в корпусе Æ47 (±0,008) допуск цилиндричности будет:

Т/o/ £ 0,25´ 0,016 £ 0,004 мм.

По результатам выполненных расчётов выполняем графическую часть к задаче.

Задача 8

На рис. 8.2 показана схема размерной цепи узла крепления вала эксцентрикового насоса (рис 8.1). Зазор между торцом крышки и торцом кольца подшипника S=AS = 0,5±0,25 мм. Заданы номинальные размеры составляющих звеньев: А1=А3=1,4мм, А2=125 мм, A4=A5=6мм, А6=79,3 мм. Ширина кольца подшипника В=18-0,15 мм (стандартный размер).

Рисунок 8.2 – Схема размерной цепи

Применяя правило обхода по контуру определяем, что звено А1, A2, A3 является увеличивающим , а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими.

По основному уравнению размерной цепи проверяем правильность назначения номинальных размеров звеньев

,

0,5 = (125+1,4+1,4) - (6 + 18 + 79,3 + 18 + 6) = 0,5.

Равенство выполняется, следовательно, размеры назначены верно.

Определяем расчетное значение допуска замыкающего звена

Определяем среднее число единиц допуска составляющих зве4ньев

 

 
 


где i = 0,45 - единица допуска для звена, определяется по

таблице Ж.1 [1,С.105].

Для А13=1,4 мм i=0,55, для А2=79,3мм i=1,87, для А45=6 мм i=0,73 для А6=125 мм i=2,52.

По таблице Ж.2 [1,С.105] находим, что такое число единиц допуска соответствует примерно восьмому квалитету в ЕСДП. Примем, что в данных условиях такая точность целесообразна и назначаем допуски на размеры по IT8.

По таблице Ж.3 [1,С.106] находим допуски звеньев размерной цепи:

ТА4=ТА5=18 мкм = 0,018 мм, ТА6=46 мкм = 0,046 мм,

Назначаем отклонения размеров звеньев за исключением звена A2, которое принимаем в качестве зависимого звена. Так как составляющие звенья А45 и А6 являются уменьшающими, то допуск Т распределяем в минус (нижнее отклонение EJ = -T, верхнее отклонение ES=0).

A1=A3=1,4+0,014 мм ,А45=6-0,018 мм, А6=79,3-0,046 мм, В=18-0,15 мм.

Определяем отклонения зависимого звена А6

ESA2= =

=0,25 –( 0,014 + 0,014) + (-0,018 -0,018 -0,046 – 0,15 – 0,15) = - 0,16 мм;

EIA6= =

= - 0,25 – 0 + 0 = - 0,25 мм.

Допуск ТА2 = ESA2 – EIA2= - 0,16 – (-0,25) = 0,09 мм.

Размер звена А6= мм.

Проверяем правильность решения по уравнению баланса допусков

 

 
 


0,5=2´0,014+0,046+0,018´2 +0,09+2´0,15=0,5.

Равенство выполняется, следовательно, задача решена верно.

Решаем ту же размерную цепь методом регулирования.

Для сборочной единицы (рисунок 8.1 ) рассчитать неподвижный компенсатор (набор прокладок), обеспечивающий требуемую точность зазора S = AS =0,5±0,25 мм.

Номинальные размеры звеньев:

А3=1,4мм, А2=125 мм, A4=A5=6мм, А6=79,3 мм. Ширина кольца подшипника В = 18-0,15 мм (стандартный размер).

Решение

Звено А1 принимаем в качестве компенсатора (А1 = Ак).

Применяя правило обхода по контуру определяем, что звено АК, A2, A3 является увеличивающим , а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими.

Назначаем на звенья цепи экономически целесообразный допуск по четырнадцатому квалитету, пользуясь данными таблицы Ж.2:

ТА2 = 1000 мкм; ТА3 = 250 мкм; ТА4 = ТА5 = 300 мкм; ТА6 = 740 мкм

Распределяя допуск ²в тело² детали, получим:

А2 = 125-1; А3 = 1,4-0,25; А4 = А5 = 6-0,3; В = 18-0,15; A6=79,3-0,74

Из схемы размерной цепи следует, что звенья Ак, А2, А3 являются увеличивающими, а звенья А4, А5, А6, В – уменьшающими.

Номинальный размер компенсатора (Ак) определяем из уравнения

 

Ак = 0,5-(125+1,4)+(6+6+79,3+2х18)=1,4 мм.

В расчете размер звена Ак берем со знаком ²+², т.к. звено является увеличивающим.

Определяем величину компенсации

 

 

Координату середины поля допуска компенсирующего звена (ECAк) определяем из уравнения

 
 

 


ECAк = 0-(-500-125)+(-2х150-2х75-370)=-195 мкм.

где EC – координаты середины допусков звеньев размерной цепи:

ЕСАå= 0; ЕСА2= -500 мкм; ЕСА3= -125 мкм; ЕСВ= -75 мкм;
ЕСА5СА4= -150 мкм; ЕСА6= -370 мкм.

Статья I. Определяем отклонения компенсирующего звена

 
 

 

 


Проверяем правильность решения по уравнениям

 

 

Равенства выполняются, следовательно, отклонения определены верно.

Принимаем мм.

Размер Ак min принимаем равным толщине постоянной прокладки в наборе

Sпост=0,4 мм.

Определяем количество прокладок в наборе

 
 

 


Принимаем n=6 штук.

Толщина одной сменной прокладки

мкм.

 

Принимаем S=0,5 мм.

Проверим правильность расчетов по условиям

 
 


 

Условия выполняются.

Возможен также вариант набора:

Sпост=0,4 мм; S1=0,4+0,5=0,9 мм; S2=0,9+0,6=1,5 мм;
S3=1,5+0,6=2,1 мм; S4=2,1+0,6=2,7 мм.

В этом случае будет устанавливаться одна из прокладок Si+Sпост, т.е. так называемое простановочное кольцо.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1.Егоров А.А., Стародубов С.Ю.Пособие к решению задач курса взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – Алчевск, ДГМИ, 2003. – 111 с., ил.

2.Допуски и посадки. Справочник. Часть 1/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – 544с., ил.;

3.Допуски и посадки. Справочник. Часть 2/ В.Д. Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.Д. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – 448 с., ил.;

4. Выскребенцев Э.П. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений в задачах и примерах. – Дон ДТУ, 2005. – 213

 

 

 

ОБРАЗЕЦ

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

К курсовой работе

по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»

 

Выполнил студент гр. ТОМ – ….

Незнайкин Н.Н.

Проверил: ст. препод.

Выскребенцев Э.П.

 

Алчевск, 2009

Задача 1. Известны предельные значения варианта сопряженных диаметров отверстия и вала: D = 220+0,029 мм и d= 220 мм. Как изменится характер посадки, если изменятся предельные отклонения у сопрягаемых деталей на EI= +55 мкм и ei= -25 мкм, при неизменных значениях величин допусков TD и Td. Решение представить аналитически и графически.

 

Решение. По данным в условии задачи построим схему расположения полей допусков заданного сопряжения. Смотреть рисунок 1. Из задания видно, что отверстие имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями ES = +0,029 мм, а EI = 0. А вал имеет: номинальный размер 220 мм с предельными отклонениями es = +0,050 мм ei = +0,004 мм.

Допуск на изготовление отверстия будет равен

TD = ES – EI = 0,029 – 0 = 0,029 мм.

Допуск у вала

Td = es – ei = 0,050 – 0,004 = 0,046 мм.

Выясним характер посадки методом “max-min” для этого выясним, что возникнет в сопряжении, если отверстие и вал будут иметь значения, определяемые их предельными отклонениями. При сопряжении Dmax и dmax размер вала будет больше размера отверстия и в сопряжении может возникнуть натяг (N). Соответственно сравним другие варианты сопряжения предельных размеров через их предельные отклонения.

Из схемы полей допусков видно, что ES > ei – тогда возникнет максимальный зазор равный

Smax = ES – ei = 0,029 – 0,004 = 0,025 мм.

Но в тоже время EI < es – тогда возникает максимальный натяг равный

Nmax = es – EI = 0,050 – 0 = 0,050 мм.

А ei > EI – тоже возникнет натяг.

Из анализа видно, что в сопряжении могут возникнуть как зазоры, так и натяги, следовательно, это переходная посадка.

Если изменить координаты предельных отклонений, а при этом величина допуска у вала и отверстия останется неизменным, то тогда координаты других предельных отклонений у вала и отверстия будут равны:

ES = EI + TD = 0,055 + 0,029 = 0,084 мм,

еs = ei + Td = (–0,025) + 0,046 = +0,021 мм

По полученным данным построим схему расположения полей допусков у изменённой посадки. Смотреть рисунок 2.

Проанализируем характер посадки методом сравнения. Из схемы видно, что выполняется условие EI > es, значит это посадка с гарантированным (Nmin) натягом.

Для такой посадки необходимо знание максимального и минимального натяга. Они будут равны

Nmax = ES – ei = 0,084 – (–0,025) = 0,109 мм,

Nmin = EI – es = 0,055 – 0,021 = 0,034 мм.

 

 

Вывод: в случае изменения предельных отклонений у вала и отверстия, при неизменных значениях их допусков, изначальный характер переходной посадки изменится на посадку с гарантированным натягом.

 

Задача 2. В новой машине посадка двух деталей имела свое значение Ø 45 К8/h8. При ремонте машины, в результате износа отверстия, был изготовлен вал размером

Ø 50,5 . Каким должен быть ремонтный размер отверстия для сохранения первоначального характера посадки. Решение должно сопровождаться аналитическим и графическим решением.

Решение. Из условия задачи установим размеры и поля допусков сопрягаемых деталей.

Размер отверстия Ø 45 К8, а вала Ø 45 h8.

Из справочной литературы [1, табл. 3.2] по условному обозначению полей допусков, состоящего из обозначения основного отклонения (буква) и квалитета (цифра), определим их предельные отклонения.

Для отверстия ES = +0,012 мм; EI = (–0,027) мм.

Для вала es = 0 мм, ei = (–0,039) мм.

По полученным данным построим схему расположения полей допусков (см. рисунок 3) и проанализируем характер посадки. Используя метод сравнения из схемы видно, что EI < es и ei < ES отсюда делаем вывод – в новой машине установлена переходная посадка. Для такой посадки необходимо знание максимального натяга и максимального зазора возможного в соединении.

Они будут равны:

Nmax = es – EI = 0 – (–0,027) = 0,027 мм,

Smax = ES – ei = 0,012 – (–0,039) = 0,051 мм.

Для того чтобы с выточенным ремонтным валом остался прежний характер посадки отверстие должно иметь такие предельные отклонения:

ES = ei + Smax = 0,003 + 0,051 = 0,054 мм,

EI = es – Nmax = 0,023 – 0,027 = (–0,004) мм.

В результате вычислений ремонтное отверстие должно быть расточено с таким размером: Ø 50,5

 

Задача 3. Для подшипника 6-204 выбрать посадки колец на вал и в корпус. Исходные данные: радиальная нагрузка Fr = 2500 H, нагрузка ударная, перегрузка 150%, осевая нагрузка отсутствует. Вид нагружения колец: внутреннего – циркуляционный, наружного – местный.

Из маркировки подшипника следует, что задан радиальный однорядный шариковый подшипник легкой серии, класс точности 6.

В таблице В.1[1,с.72] находим основные размеры подшипника:

- посадочный размер наружного кольца D = 47 мм;

- посадочный размер внутреннего кольца d = 20 мм;

- ширина колец В = 18 мм;

- радиус фаски r = 1,5 мм.

В таблице В.2 и В.3 [1,с.73] находим предельные отклонения посадочных размеров колец.

Внутреннее кольцо имеет отклонения:

ES = 0,

EI = - 8 мкм = - 0,008 мм.

Наружное кольцо:

es = 0,

ei = - 9 мкм = - 0,009 мм.

Наружное кольцо испытывает местный вид нагружения. Дляотверстия, соединенного с этим кольцом, по таблице В.4 [1,с.74] выбираем рекомендуемое поле допуска Js6.

Отклонения отверстия Æ47 Js6 по таблице А.2 [1,c. 58] составляют:

ES = +8 мкм = +0,008 мм,

EI = - 8 мкм = – 0,008 мм.

Для внутреннего кольца, испытывающего циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки

 
 

 


где Fr = 2500 H = 2,5 кH – радиальная нагрузка;

В = 18 мм = 0,018 м – ширина кольца;

r = 1,5 мм = 0,0015 м – радиус фаски;

К1 – динамический коэффициент посадки при перегрузке до 150% К1 = 1,0;

К2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2 = 1,0);

К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или сдвоенных подшипниках.

Для однорядных К3 = 1,0.

Значения коэффициентов взяты из [3, C.286].

Тогда интенсивность нагрузки будет:

Pr = 2,5 /(0,018 – (0,0015∙2) 1,0 х 1,0 х 1,0 = 119 кН/м

Согласно таблице В.5, [1,С.74] заданным условиям нагрузки для вала соответствует поле допуска js6. Из таблицы А.2 [1,С.57] находим предельные отклонения вала Æ20js6:

es = +6,5 мкм = +0,0065 мм,

ei = – 6,5 мкм = –0,0065 мм.

Внутреннее кольцо подшипника имеет размер Æ20 – 0, 008 мм.

Вал, соединяемое с этим кольцом, имеет размер Æ20 ±0,0065 мм.

Наибольший натяг составит:

Nmax = es – EI = 0,0065 – (- 0,008)= 0,0145 мм.

Проверим допустимость этого натяга из условия прочности кольца

(11,4 x 2,8 x 0,020 x 400) / (2 x 2,8 – 2)103 = 0,07 мм,

где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, м;

[sp] – допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали ШХ15 [sp] » 400 МПа);

k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (для легкой серии

k = 2,8).

Условия прочности кольца выполняются, так как

Nmax = 0,0145 < [N] = 0,07.

По таблице В.6 [1,С.75] назначаем шероховатость посадочных поверхностей.

Для вала Rа £ 0,63 мкм,

для отверстия Rа £ 1,25 мкм,

для торцов заплечиков Rа £ 2,5 мкм.

Отклонения геометрической формы для подшипников Р0 и Р6 составляют

Т/o/ £ 0,25Т,

где Т – допуск размера посадочной поверхности.

Для вала Æ 20js6(±0,0065) допуск цилиндричности будет:

Т/o/ £ 0,25´ 0,013 £ 0,003 мм.

Для отверстия в корпусе Æ47 (±0,008) допуск цилиндричности будет:

Т/o/ £ 0,25´ 0,016 £ 0,004 мм.

По результатам выполненных расчётов выполняем графическую часть к задаче.

Задача 5. Для заданного номинального размера соединения выбрать размеры шпонки и шпоночных пазов для соединения с призматической шпонкой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...