Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономико-географическое положение города как фактор развития функциональной структуры города

 

Развитие функций, выполняемых городом, формирование его функциональной структуры – это реализация экономико-географического положения города. Изучение города начинается с изучения его ЭГП, так как это возможности или ограничения для развития города. Наличие видов деятельности, их разнообразие означает, что город реализует свой потенциал, то есть ЭГП.

Экономическая география понимает под положением отношение какого либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение, вне зависимости от того, будут ли эти данности природного порядка или созданными в процессе истории.

Существует 3 уровня ЭГП города:

1 уровень – микроположение города – изучается на крупномасштабной карте относительно близлежащих окрестностей

2 уровень – мезоположение города – это положение города внутри района, к которому относится город

3 уровень – макроположение города – изучается мелкомасштабной карте относительно страны, материка и мира в целом; малые средние и большие города не имеют макроположения

Особое значение для города имеет его транспортно-географическое положение. Существует несколько категорий городов:

1. «Город-мост» - это крупные центры, которые возникли в целях перехода на другой берег реки. Например, Новосибирск – это транспортный узел; Лондон – это город, который начинался со строительства моста.

2. «Город-ворота» - это города, которые возникли для развития экономических отношений с достаточно большой территорией. Например, Ростов-на-Дону – это транспортный узел, который имеет выход на Кавказ; Владикавказ – столица Северной Осетии; Верея – город в Московской области, «ворота в Москву».

3. «Город-порт» - эти города развиваются только в том случае, если в микро- и мезоположении есть земли, на которых существует достаточно большой спрос на товары и услуги («богатый хинтерланд»). Например, Гамбург стал главным портом Германии только после 1933 года.

4. «Город-крепость» - это города, создание которых осуществлялось в целях контроля дорог и предотвращения доступа к территориям страны. Например, Красноярск создавался как острог.

Со временем ЭГП может измениться, так как оно, в том числе, еще и является исторической категорией. Например, освоение Сибири началось с Тобольска; в 822г. главным городом Сибири стал Омск, а после Омска – Новосибирск. Псков был крупным историческим центром, но близость к Санкт-Петербургу превратила его в провинциальный город. Новороссийск и Туапсе – российские черноморские порты, которые приобрели новое значение, когда Россия потеряла порты Севастополь и Одессу. Охотск, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Владивосток – в таком порядке развивалась цепочка портов на Востоке.

Ряд государств, понимая, каково значение ЭГП, перенесли столицы. Например, 30 африканских государств перенесли свои столицы с побережья на материк. Казахстан полностью построил абсолютно новый город для переноса столицы в него.

 

ЭГП Норильска

 

Норильск – один из самых северных городов мира. Жилые и промышленные зоны города не покрывают всю его территорию и лишь расположены в центре города, тогда как периферия представляет тундровые, лесотундровые и таежные ландшафты. ЕМО «Норильск» – это система из 4-х отдельно расположенных жилых массивов: собственно Норильск, Оганер (10 км от центра города), Талнах (25 км) и Кайеркан (20 км), ряда крупных промышленных площадок (металлургических заводов, обогатительных фабрик, рудников) и инфраструктурных коммуникаций между ними. Экономика Норильска носит ярко выраженный крупноиндустриальный моноотраслевой характер. Базовая отрасль ориентирована на экспорт, поэтому экономика города напрямую зависит от объемов экспорта сырьевых ресурсов, конъюнктуры мировых и внутренних цен на цветные и драгоценные металлы, а также курса основных мировых валют. Этим обусловлены значительные колебания объема промышленного производства в стоимостном выражении, что в конечном итоге сказывается на экономическом состоянии города в целом.

 

Принципиальная структура ЭГП города

 

Класс отношений Подкласс отношений Вид ЭГП Подвид ЭГП Положение относительно:
А. Основные территориальные отношения I. Отношение к элементам общественного производства 1. Промышленно-географическое (позволяет выявить достоинства и недостатки города с точки зрения размещения определенных отраслей промышленности) а) источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое) б) источников основных видов громоздкого сырья и материалов (металлов, леса и т.п.) в) сгустков обрабатывающей промышленности (для сопутствующих производств)
2. Аграрно-географическое а) продовольственных баз (предприятия пищевой промышленности) б) баз сельскохозяйственного сырья (предприятия сырья для пищевой промышленности)
3. Транспортно-географическое а) морских путей (приморское) б) других магистральных путей (магистральное) в) транспортных путей (узловое)
4. Сбыто-географическое а) рынков сбыта товаров производственного назначения (особенно зон реализации угля, черных металлов и т.д.; зональное положение) б) рынков сбыта потребительских товаров
5. Демо-географическое а) трудовых ресурсов б) научно-технических кадров
II. Отношение к ареалам 1. Внутри-(интра-)ареальное: а) центральное (Новосибирск) б) эксцентричное (Красноярск) в) периферийное г) глубинное а) административных ареалов (район, область, край, республика) б) интегральных экономических ареалов в) прочих ареалов (угольных и железорудных бассейнов, ареалов сельскохозяйственной специализации, расселения определенной национальности, трудовых ресурсов, экономической освоенности и т.п.)
2. Меж-(интер-)ареальное
Б. Производственные территориальные отношения Отношение к линиям и фокусам 1. На грузопотоках а) внутрирайонных связей б) межрайонных связей в) внешнеэкономических связей
2. На пассажиропотоках преимущественно внутренних
3. Взаиморасположение а) своей локальной системы городов (в т.ч. пригородной зоны) б) своей территориальной системы городов в) городов других территориальных систем (особенно столиц)
В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) Отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними) 1. Микроположение а) одного или нескольких административных районов (или части области, края, республики) б) планировочного микрорайона
2. Мезоположение крупного экономического района
3. Макроположение экономического региона (нескольких экономических районов)
4. Сверхмакроположение (отношение к мировой системе расселения – не имеет ни один город России из-за численности населения) группы экономических регионов, государств, континента

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...