Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними

Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Типы рынков по объему купли-продажи: 1) Рынок товаров и услуг: Существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов. 2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления): Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов. 3) Рынок труда. 4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.
Рынки по типу конкуренции: 1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности. 2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.
Рынки по территориальному признаку: - местный, -национальный, -региональный, -мировой.
Рыночная экономическая система выполняет различные функции: 1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями 2) Ценообразование 3) Информационная 4) Регулирующая 5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства)
Признаки свободного рынка: 1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг. 2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке. 3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.

Закон спроса. Закон предложения

Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения. Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время. По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена. Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.

Деньги

сеобщий эквивалент, ликвидное средство, т.е. любое имущество может быть обменено на деньги. Бумажные деньги впервые появились в Китае в XII веке, во Франции – в 1575 году, в России – в конце XVIII веке. Они не имеют собственной стоимости, т.к. выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке. Они имеют законную платежную силу в пределах данного государства. Современные деньги имеют два вида: 1)Наличные 2)Безналичные Функции денег: 1) Мера стоимости 2) Средство обращения 3) Средство накопления.
Масса денег, находящихся в обращении, определяется количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы по формуле mu = PQ, где m – количество денег в обращении; u – скорость обращения денежной единицы; PQ – сумма цен товаров. Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов: - уровнем цен; - объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег. Таким образом само по себе количество денег не может быть критерием экономического благосостояния страны и показателем ее благополучия.

Инфраструктура рынка

Взаимосвязанная система организаций, которая обслуживает потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся в экономике. Биржи: Появились в XVI веке в Антверпене и в Лондоне, как места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Биржа (современное) – государственные или акционерные организации, предоставляющие помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с ценными бумагами и товарами. На бирже работают посредники: 1) Маклер – лицо, имеющее место на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. 2) Брокер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, но за счет клиентов. 3) Дилер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, за свой счет, но производящее котировку, т.е. устанавливает цены продавца и покупателя на товары и ценные бумаги.
Товарные биржи – организации крупно-оптовой торговли на рынке. На современных товарных биржах большую часть фьючерсные сделки (соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня)

Предпринимательство

Способ хозяйствования, цель которого в получении прибыли через удовлетворение потребностей общества. Индивидуальное предпринимательство – любая сознательная деятельность одного человека или семьи, направленная на удовлетворение общественных потребностей. Коллективное предпринимательство – дело, в котором занят коллектив (мелкий, средний и крупный бизнес). Функции предпринимательства: 1) Ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные и трудовые. Предпринимательство способствует их соединению в единое целое. 2) Организационная. 3) Творческая. С развитием НТП появилось венчурное (рисковое) предпринимательство, суть которого в внедрении новых образцов и новейших технологий. В современной России предпринимательство началось 01.01.1993 с вступлением в силу закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Предприятие

1) Сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. 2) Деятельность по организации производства различных товаров и услуг.
Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы или деловые предприятия. Типы фирм: 1) Единоличная: создатель и владелец – один тот же человек, несущий полную ответственность за дела фирмы и имеющий право на всю ее чистую прибыль. 2) Партнерство – собственность группы. 3) Кооператив: тоже, что партнерство, но с большим числом пайщиков. 4) Корпорация: основывается на акционерной собственности.
Юридическое лицо: Им может быть организация, учреждение или фирма, выступающая в виде единого самостоятельного носителя прав и обязанностей. Признаки юридического лица: 1) Независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц. 2) Наличие имущества. 3) Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью. 4) Право осуществлять от своего имени экономическую деятельность. 5) Самостоятельная имущественная ответственность. 6) Право выступать от своего имени в суде.
Физическое лицо: Человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноправного субъекта. Он действует от своего имени и не нуждается в создании и регистрации фирмы, необходим только статус ИП. Для этого необходимо обладать гражданской дееспособностью, которая в РФ наступает в 18 лет.

Трудовые отношения

Если человек не изготавливает материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т.е. рабочую силу. Для этого существует рынок труда. Рабочая сила – это физические и умственные возможности, а так же навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень развития труда и качества изготовления продукции. Процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения. Таким образом на рынке труда имеется предложение спрос и цена, т.е. зарплата.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...