Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные научные школы в зарубежной психологии.В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как «душа», «сознание», «поведение», «бессознательное», «психика» и др. Самым первым предметом изучения психологии была душа. Период Средних веков характеризуется влиянием на представления о душе как бессмертной инстанции (Фома Аквинский, 1225—1274) религиозных учений — христианства и ислама. Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было сознание. Психологическое знание пытались построить на основе собственных переживаний ученого — явлений индивидуального создания. Мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый человек знает по личному опыту, представлялись единственной несомненной реальностью, которую следует изучать, поскольку эти явления человек фактически наблюдает, находит в себе, изучая свою «внутреннюю душевную деятельность».. Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, — гештальтпсихология. Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гешталъты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция». Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. =Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ(доказано в России). В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека.
Характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений. Функции эмоций: Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая. · Функция оценки непосредственно в субъективном переживании. Выражается значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. · Сигнальная функция выражается в том, что эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека. · Функция побуждения в зависимости от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий. · Функция активации всего организма в целом и нервных центров. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. · Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия. Синтезирующая функция, эмоции позволяют соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты. Классификация видов эмоций: Критерии по активности: · Стенические эмоции – это эмоции активизирующие деятельность поведения, повышающие их эффективность, мобилизующие организм. · Астенические подавляют продуктивность, деятельность организма. По степени сложности и происхождению выделяют: собственно эмоции (низшие эмоции); чувства (высшие эмоции). Чувства, их возникновение связано с социальными потребностями. Выделяют несколько признаков отличающих эмоции от чувств. Эмоции носят врожденный характер. Чувства прижизненно формируемы. Чувства всегда предметны. Эмоции не опредмечены. Чувства более стойкие и глубокие в отличие от эмоций. Выделяют следующие виды чувств: 1. Праксические (пракс–практика) (чувство профессиональной гордости); 2. Интеллектуальные; 3. Моральные (этические). По регулирующей функции эмоции подразделяются на следующие виды: 1. Эмоциональный тон ощущений; 2. Эмоциональный отклик: Настроение; Конфликтное эмоциональное состояние: стресс, аффект, фрустрация.
Способности и задатки. Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность освоения и выполнения деятельности. Способности обеспечивают эффективность (продуктивность) скорость, легкость и прочность в приобретении навыков. Виды Способностей: одаренность, талант, гениальность.Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Классификация видов Способностей: 1) природные (естественные); 2) специфически человеческие (общие – специальные; теоретические – практические; учебные – творческие). 1) Данные Способности связаны с врожденными задатками, являются общими для человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие, Способность к элементарной коммуникации); 2) общие (а. определяют успехи чел в самых различных видах деятельности – мыслительные Способность, память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально обусловлены)); специальные высшие интеллектуальные Способности (определяют успехи чел в специфических видах деятельности, для осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие, спортивные); теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков); творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |