Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

За последние 30-40 лет психология мотивации изменилась до неузнаваемости, однако отечественные программы и учебники эти изменения обошли стороной; до сих пор работы А.Маслоу и В.Франкла 50-летней давности преподносятся в них как последнее слово в этой области. С 2002 г., когда Д.А.Леонтьев начал читать на вечернем отделении факультета психологии МГУ лекции по разделу «Психология мотивации и эмоций» курса общей психологии, он столкнулся с необходимостью радикальной переделки всего курса. Поэтому параллельно с перестройкой программы пришлось решать задачу обеспечения издания книг, отражающих современное состояние этой области психологии. За последние 2 года вышли или сданы в печать и выйдут в ближайшие месяцы коллективная монография «Современная психология мотивации» под ред. Д.А.Леонтьева (М.: Смысл, 2002), фундаментальные учебники «Мотивация и деятельность» Х.Хекхаузена (2-е, переработанное издание. СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003) и «Психология эмоций» Г.Бреслава (М.: Смысл; Академия, 2004), учебное пособие «Психология мотивации достижения» Т.О.Гордеевой (М.: Смысл, 2004), переводные книги «Психология высших устремлений» Р.Эммонса (М.: Смысл, 2004) и «Мотивация, действие и перспектива будущего» Ж.Нюттена (М.: Смысл, 2004). Тем не менее, задача обеспечения литературой этого раздела еще не полностью решена; чтобы способствовать этому, мы печатаем в журнале вводную лекцию курса Д.А.Леонтьева и намерены продолжать эту практику и в дальнейшем. В одном из ближайших номеров мы планируем опубликовать составленную Д.А.Леонтьевым новую учебную программу этого раздела.

Структура мотивации человека

 

Общую структуру мотивации человека позволяет понять простая схема, изложенная в соответствующей статье Краткого психологического словаря (Мотивация, 1985). Автор этой статьи А.Г. Асмолов очертил область психологии мотивации как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.

Первая группа факторов — это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.

Вторая группа факторов — это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных, но не личностных в узком смысле слова, потому что определение направленности действия в конкретной ситуации завязано на конкретные особенности текущей ситуации, на то, что происходит здесь и теперь и что нельзя вывести из глобальной иерархии потребностей и ценностей личности. Для меня на первом месте в иерархии ценностей может быть, допустим, любовь, но сейчас, здесь и теперь, я иду есть, пить кофе и т.п. Не в каждом конкретном случае побеждает главный мотив в общей иерархии. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.

Третья группа факторов, третий уровень мотивационных процессов — это те факторы, которые обеспечивают собственно регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Сам мотив — это половина дела, это стартовая точка; мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Ориентируясь на эмоции, я вношу коррективы в мой путь к предмету потребности. Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Они являются концентратами ранее полученного мной опыта моих действий в мире. Мой опыт, варианты действий сохраняются аккумулированными в виде установок. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Первый уровень — источники мотивации — общая область с психология личности, второй уровень — то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, — это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень — что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, — это уже психология деятельности. Психология мотивации сливается с психологией деятельности и фактически превращается в более широкую область психологию регуляции.

Далее курс строится именно по функциональной логике регуляции. Сначала мы рассмотрим разные подходы к источникам мотивации, потом обратимся к процессам, влияющим на выбор направленности деятельности в конкретной ситуации, потом обратимся к регуляторам, таким как эмоции, установки, целеполагание и т. д. Наконец, затронем процессы самого сложного высшего уровня, процессы рефлексивной саморегуляции и самодетерминации, когда человек на определенных отрезках берет на себя управление собственной мотивацией. Речь идет о процессах воли, о процессах выбора, о психологических механизмах свободы и ответственности.

И последнее, что важно помнить — разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Трехуровневая схема помогает понимать эти различия. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса (1986) это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена (1986) мотив — это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации. У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (Леонтьев, 1971) мотив — это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (Леонтьев, 1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. Таким образом, в области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.

 

Литература

 

Бунге М. Причинность: место принципа причинности в современной науке. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 тт. М.: Мысль, 1971. Т.2. С. 5—209.

Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 4. 1979. С. 25—41.

Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Мотивация // Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М: Политиздат, 1985, с. 190-191.

Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.I, М., 1986.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1998.

Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: HarperPerennial, 1990.

Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University press; Hillsdale (N.J.): Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

За последние 30-40 лет психология мотивации изменилась до неузнаваемости, однако отечественные программы и учебники эти изменения обошли стороной; до сих пор работы А.Маслоу и В.Франкла 50-летней давности преподносятся в них как последнее слово в этой области. С 2002 г., когда Д.А.Леонтьев начал читать на вечернем отделении факультета психологии МГУ лекции по разделу «Психология мотивации и эмоций» курса общей психологии, он столкнулся с необходимостью радикальной переделки всего курса. Поэтому параллельно с перестройкой программы пришлось решать задачу обеспечения издания книг, отражающих современное состояние этой области психологии. За последние 2 года вышли или сданы в печать и выйдут в ближайшие месяцы коллективная монография «Современная психология мотивации» под ред. Д.А.Леонтьева (М.: Смысл, 2002), фундаментальные учебники «Мотивация и деятельность» Х.Хекхаузена (2-е, переработанное издание. СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003) и «Психология эмоций» Г.Бреслава (М.: Смысл; Академия, 2004), учебное пособие «Психология мотивации достижения» Т.О.Гордеевой (М.: Смысл, 2004), переводные книги «Психология высших устремлений» Р.Эммонса (М.: Смысл, 2004) и «Мотивация, действие и перспектива будущего» Ж.Нюттена (М.: Смысл, 2004). Тем не менее, задача обеспечения литературой этого раздела еще не полностью решена; чтобы способствовать этому, мы печатаем в журнале вводную лекцию курса Д.А.Леонтьева и намерены продолжать эту практику и в дальнейшем. В одном из ближайших номеров мы планируем опубликовать составленную Д.А.Леонтьевым новую учебную программу этого раздела.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...