Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

ДО 1904 ГОДА.

 

Введение.

1. 1.В 1861 году вопрос об альтернативах исторического развития России был решен в пользу капитализма. Однако его развитие в условиях сохранения миллионов мелкотоварного крестьянского хозяйства и феодально-крепостнических пережитков, отставание России по уровню социально экономической эволюции от Западной Европы привели к дальнейшему развитию утопического социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, которые стали родоначальниками народничества 70-90-х годов. Формирование пролетариата, его стачечная борьба, распространение марксизма привели к образованию в 1898г. первой политической партии в России - РСДРП. Но утверждение капитализма способствовало оживлению в конце XIX в. либерально-буржуазного движения, которое в силу слабости российской торгово-промышленной буржуазии было представлено исключительно дворянством и земской интеллигенцией. В начале XX в. либералы вступили в борьбу с социал-демократами за гегемонию в освободительном движении.

1. 2. Основные социальные группы участников освободительного движения ( в % к их общему числу).

Социальные группы 60-е годы 70-е годы 1884-1890 1901-1903
учащиеся(в т. ч. студенты) 60. 0 52. 0 25. 4 9. 6
профессиональная интеллигенция 10. 0 13. 0 11. 4 10. 8
общественная и частная служба ----- ----- 10. 3 6. 9
без определленных занятий ----- ----- 19. 9 8. 0
рабочие 1. 0 15. 7 15. 6 46. 8

 

Родоначальники крестьянского утопического социализма.

А. И. Герцен.

... О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской! до тебя, которого та Русь, Русь лакеев и швейцаров, презирает, которого ливрея зовет черным народом и, издеваясь над твоей одеждой, снимает с тебя кушак, как прежде снимала твою бороду. - если б до тебя дошел мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей...

Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и в архиерея... не верь им. Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь - ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе. Он облыжным освобождением сам взялся раскрыть народу глаза и для ускорения послал во все четыре стороны Руси флигель-адъютантов, пули и розги.

... В России закрыты университеты, - в Польше церкви сами закрылись, оскверненные полицией. Ни света разума, ни света религии. ... Ну куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?. . Прислушайтесь, благо тьма не мешает слушать: со всех сторон огромной родины нашей, с Дона и Урала, с Волги и Днепра растет стон, поднимается ропот, - это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями... В народ! к народу! - вот ваше место; изгнанники науки, покажите этим Бистромам, что из вас выйдут не подьячие, а воины, но не безродные наемники, а воины народа русского!

Педагогическая метода наших цивилизаторов скверная. Она идет из того основания, что мы все знаем, а народ ничего не знает. Как будто мы научили его праву на землю, общинному владению, устройству, артели, мирской сходке? ... Передавая кой-как заученные нами из книг языком условным, мы с отчаянием видим, что народ не понимает, и сетуем на глупость народа точно так, как школьник краснеет за бедную родню за то, что она не знает, где писать... Откровенно желая добра народу, мы ищем лекарство его болезням в иностранных фармакопеях ... Мы делаемся легко и последовательно либералами, конституционалистами, демократами, якобинцами, но не русскими народными людьми

... Не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его,

завоевывать, но освобождать нельзя.

Без народа - его не освободит ни царь с писарями, ни дворянство с царем, ни дворянство без царя. Французский террор всего менее возможен у нас... Децентрализация - первое условие нашего переворота, идущего от нивы, от поля, от деревни и вовсе не в Петербург... У нас нет ни новых догматов, ни новых катехизов для оглашения. Наш переворот должен начаться с сознательного возвращения к народному быту, к началам, признанным народным смыслом и вековым обычаем.

... До сих пор народ был глух и нем ко всем революционным стремлениям, потому что он не понимал, чего не достает господам. Но в настоящей борьбе народ замешан живой силой; вопрос об освобождении стал чересполосным вопросом обеих Россий - вершинной и полевой; народ и дворянство его так и поняли. Столкновение неминуемо. До сих пор не видно, чтоб народ готов был уступить землю или дворянство дешево отдать ее.

Герцен А. И. Сочинения. М. , 1958-1959. Т. 1-9. Т. 7.

С. 379-549.

Н. Г. Чернышевский.

Мне кажется, что я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев. ...

... У нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем. ... Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с тем растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей. Вот готова и искра, которая должна зажечь этот пожар. Сомнение одно - когда это вспыхнет? Может быть, лет через десять, но я думаю, скорее. А если вспыхнет... Я приму участие. ... Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня. ... Подле понятия о правах отдельной личности возникла идея [о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользующиеся силами природы и средствами науки для наивыгоднейшего всем производства и для экономного потребления производимых ценностей]. В земледелии [братство это] должно выразиться переходом земли в общее пользование [в промышленности - переходом фабричных и заводских предприятий в общее достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе]. ...

Это новое стремление к союзному [производству и потреблению]является [естественным] продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности. ...

Мы видим, какие печальные следствия породила на западе утрата общинной поземельной собственности и как тяжело возвратить западным народам свою утрату. Пример запада не должен быть потерян для нас.

... судьба огромного большинства нашего племени долго еще - целые века - будет зависеть, как зависит теперь, от сельскохозяйственного производства.

... Россия, доселе мало участвовавшая в экономическом движении, быстро вовлекается в него, ... в сферу полного действия закона конкуренции [ результаты которой, ... уже обнаружились в Англии и Франции... образованием все расширяющейся язвы пролетариата. И мы, как западные народы, скоро почувствуем необходимость не подчиняться рабски этому закону, роковому в своей односторонности]. ...

... благодетелен принцип общинного владения, который ограждает нас от страшной язвы пролетариатства в сельском населении. ...

... Экономическое движение в Западной Европе породило страдания пролетариата. Мы нимало не сомневаемся в том, что эти страдания будут исцелены, что эта болезнь "не к смерти, а к здоровью", но переносить настоящие свои страдания для Западной Европы все-таки тяжело, и врачевание этих страданий требует долгого времени и великих усилий. У нас, принимающих ныне участие в экономическом движении Европы, сохранилось противоядие от болезни, соединенной с этим движением на Западе. ... Важнейший капитал нации - нравственные качества народа. ...

... Влияние всех других причин, содействующих или препятствующих национальному благосостоянию, совершенно незначительно по сравнению с влиянием гражданских учреждений.

Признание возможности и выгодности общинного владения,... общинного производства, ... общинного потребления. ... Частная землевладельческая собственность ведет к тому, что большая половина возделываемого пространства возделывается не собственниками, имеющими прямой интерес в улучшениях, а другими людьми... Та форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, которая соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Государственная собственность с общинным владением из всех форм собственности наиболее подходит к идеалу. ...

Каждый земледелец должен быть землевладельцем. ... Но форма владения не есть единственное основание... нужны другие условия:... водворение законности, справедливости и правосудия, водворение хорошей администрации, предоставление простора каждому для законной деятельности, [предоставление каждому трудящемуся обязанности содержать своими трудами только себя и своих близких, а не паразитов, ему чуждых или враждебных]. За осуществлением этих условий следует и все остальное, нужное для успехов земледелия: пробуждение промышленной деятельности, развитие городов, увеличение удобств сообщения производителей с рынком. ...

..Демократы имеют в виду по возможности уничтожить преобладание высших классов над низшими в государственном устройстве, с одной стороны уменьшить силу и богатство высших сословий, с другой - дать более веса и благосостояния низшим сословиям. Каким путем изменить в этом смысле законы и поддержать новое устройство общества, для них почти все равно. Напротив того, либералы никак не согласятся предоставить перевес в обществе низшим сословиям, потому что эти сословия ... равнодушны к интересам, которые выше всего для либеральной партии, именно к праву свободной речи и конституционному устройству. ...

Таким образом либералы почти всегда враждебны демократам и почти никогда не бывают радикалами. Они хотят политической свободы, но... желают вводить [ее - ред. ] постепенно, расширять понемногу, без всяких по возможности сотрясений. ... свободу слова они желают держать в довольно тесных границах, чтобы она не обратилась против них самих. ... либералы принуждены также ограничивать участие в парламенте теми классами народа, которым довольно хорошо жить при нынешнем устройстве западноевропейских обществ. ...

..Но либерализм понимает свободу... в отсутствии юридического запрещения. Он не хочет понять, что юридическое разрешение для человека имеет цену только тогда, когда у человека есть материальные средства пользоваться этим разрешением. ... Нужда и невежество отнимают у народа всякую возможность понимать государственные дела и заниматься ими. ... Поэтому либерализм повсюду обречен на бессилие: как ни рассуждать , а сильны только те стремления, прочны только те учреждения которые поддерживаются массою народа. ...

Действительно ли достигнута в настоящее время нашею цивилизациею та высокая ступень, принадлежностью которой должно быть общинное владение. ...

1. Высшая степень развития по форме совпадает с его началом.

2. Под влиянием высокого развития, которого известное явление

общественной жизни достигло у передовых народов, это явление может у других народов развиваться очень быстро, подниматься с низшей степени прямо на высшую, минуя средние логические моменты. ...

... со временем человек вполне подчинит себе внешнюю природу, насколько будет [это] ему нужно, переделает все на земле сообразно с своими потребностями. ... С развитием просвещения и здравого взгляда на жизнь будут постепенно ослабевать до нуля разные слабости и пороки, ... и общий корень большинства этих слабостей и пороков - тщеславие. ... Труд из тяжелой необходимости обратится в легкое и приятное удовлетворение физиологической потребности, как ныне возвышается до такой степени умственная работа в людях просвещенных. ...

... Общинное владение ... претендует на достижение двух

результатов:

А) сохранить участие огромному большинству нации во владении недвижимой собственностью; В) Поддержать по возможности равномерное распределение подлежащей ему части недвижимой собственности между лицами, участвующими в ней.

... Оно не увеличивает, а уменьшает хлопоты и расходы правительства... отнимает нужду во вмешательствах всякой центральной и посторонней администрации... дает бесспорность и независимость правам частного лица ... благоприятствует развитию в нем прямоты характера и качеств, нужных для гражданина. Оно поддерживается и охраняется силами самого общества, возникающими из инициативы. Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества в людях могут быть истреблены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды. ...

... производство должно иметь форму свободы. ... успешность производства пропорциональна энергии труда, а энергия труда пропорциональна степени участия трудящегося в продуктах; потому наивыгоднейшее для производства положение дел то, когда весь продукт принадлежит трудящемуся. Форма товарищества трудящихся одна дает такое положение дел, потому должна быть признана формою самого успешного производства. ...

Потребление имеет в себе элемент постоянства, которого лишен сбыт. ... весь экономический порядок, основанный не на потреблении, а на сбыте, подвержен неизбежным промышленным и торговым кризисам ... кризисы ... невозможны при производстве, мерилом которого служит потребление. ...

... Западная Европа идет к осуществлению этого [общинного - ред. ] принципа совершенно независимо от нас. ... Принцип... один и тот же. Но форма... совершенно не та. ... Европе помощи нашей не нужно ей; и то, что существует у нас по обычаю, неудовлетворительно для ее более развитых потребностей. ... у славянофилов зрение такого особенного устройства, что на какую у нас дрянь ни посмотрят они, всякая наша дрянь оказывается превосходной и чрезвычайно пригодной для оживления умирающей Европы. ...

... Сущность социализма относится собственно к экономической жизни. Но не в одном экономическом быте должны произойти коренные перемены: им подвергается вся жизнь человека: и его отношения к другим людям по кровным или душевным привязанностям, и его воспитание, и его национальные отношения и т. д. Все эти перемены будут вести к цели, сходной с целью социализма, к улучшению жизни человека. Но тем не менее задача о переменах чисто экономических есть задача очень различная от усилий к улучшению других сторон жизни. ...

Коммунизм... берет за основание общественного устройства идеал более высокий, чем каковы принципы социализма. По этому самому эпоха коммунистических форм жизни, вероятно, принадлежит будущему, еще гораздо более отдаленному, чем... полное осуществление социализма.

 

Утопический социализм в России: Хрестоматия. М. , 1985. С. 244-246; Утопический социализм: Хрестоматия. М. , 1982. С. 431-435, 463.

 

Из романа Н. Г. Чернышевского "Что делать ?"

... Добрые и умные люди написали много книг о том, как надобно жить на свете, чтобы всем было хорошо; и тут самое главное, - говорят они, - в том, чтобы мастерские завести по новому порядку. ... Жаль, что нет возможности развиваться этим швейным: как они стали бы развиваться...

Истинная возможность в самом человеке, в его внутренней жизни. ... взгляд на великого человека... возвышает чувство человеческого достоинства.

... Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не

отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности. ... Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно ? Это ясно, ... пока дышит грудь, она горяча и неизменна, - смело кладите на [его грудь - ред. ] свою голову, на ней можно отдохнуть...

... Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль

земли. ... Недавно зародился у нас этот тип... и он возродится в более многочисленных людях, в лучших формах. ...

... Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность. ... Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, ... а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы. ...

Чернышевский Н. Г. Что делать ? Из рассказов о новых людях. Л. , 1967. С. 221-222, 311, 400, 463; дополнительно см. С. 193-210, 219, 224-225, 289-311, 391-411.

2. 3. Из программы "Земли и воли" (1862 г. )

 

1) "Демократически-республиканский строй",

2) "Правление выборное по областям, с главным избранным Сеймом в Петербурге или Москве"

3) "Изменение городского и сельского быта в общине",

4) "Уничтожение частной собственности",

5) "Женщина должна пользоваться одинаковыми правами с мужчиной",

6) "Созыв Земского собора или народного собрания, то есть Учредительного собрания",

7) Признание неизбежности революции и необходимость для революционной партии руководить движением народа в революционное время.

Революционная ситуация в России в середине XIX века.

Коллективная монография. М. , 1978. С. 274.

 

Революционное народничество.

 

3. 1. Г. В. Плеханов. "Первые шаги социал-демократического движения в России. "Март 1909 г.

Систематическая пропаганда социал-демократических идей в рядах русских революционеров началась только летом 1883 г. , когда в Женеве образовалась первая русская социал-демократическая группа "Освобождение труда".

... главное затруднение ... заключалось в упорной предубежденности огромного большинства тогдашних русских революционеров против всего того, что связано было с именем социал-демократии.

... Чтобы объяснить [это - ред. ] немецкому читателю ... я вынужден дать характеристику обоих течений, существовавших в нашем движении до образования группы "Освобождение труда". Одно из этих течений связано с именем П. Л. Лаврова, другое - с именем М. А. Бакунина. Что касается Лаврова, то он всегда относился с большим уважением к Марксу и Энгельсу и никогда не выступал против социал-демократии. ... Но он никогда также не защищал ее от нападок анархистов. В своей газете "Вперед !" он наивно сокрушался о том, что социал-демократы не идут рука об руку с анархистами. Лавров обеими ногами стоял на почве утопического социализма. Его взгляд на историю был чисто идеалистический, нет ни одной попытки дать анализ тогдашних экономических отношений России. Его тактика главным образом упиралась в пропаганду "чистого социализма". Всякая мысль о революционной пропаганде пугала его как опасное отклонение от мирной пропагандистской деятельности. Этой причины вместе с его неисправимым эклектизмом было совершенно достаточно, чтобы его влияние на русскую революционную молодежь быстро пришло к концу. И по мере того, как падало влияние Лаврова, росло влияние Бакунина. Если Лавров не считал нужным анализировать экономические отношения России, то Бакунин, признавший себя сторонником исторического материализма, положил этот анализ в основу своей программы и тактики. Беда была лишь та, что его анализ не имел ничего общего с материалистическим пониманием истории. Он исходил из коммунистических инстинктов, якобы присущих русскому народу и получивших будто бы свое выражение в великорусской сельской общине. Для того чтобы эти коммунистические тенденции имели плодотворные последствия, необходимо было только разрушить государство, которое являлось помехой на пути к дальнейшему развитию общины. Поэтому Бакунин объявил беспощадную войну государству, не делая при этом никакого различия между русским полицейским государством и "правовым" государством Запада. Более того, он был того мнения, что введение конституционного строя в России принесет только вред народу, так как конституционный строй расчистит путь для свободного развития капитализма и тем самым ослабит коммунистические стремления крестьянства. Революционеры должны разрушить государство. Чтобы подготовить народ к разрушению государства, ... лучшим воспитательным средством в глазах Бакунина являлись беспрестанная агитация и организация местных бунтов. Но для того, чтобы вести такую агитацию, нужно было исходить не из принципов "чистого социализма", пропагандой которых занимались сторонники Лаврова, а из "ближайших нужд"... народной массы. Эти взгляды Бакунина сделались учением народников - бунтарей, господствовавшим среди русских революционеров во второй половине семидесятых годов прошлого столетия. Мы видели, таким образом, что "бунтарство" (народничество) в отношении своего идейного содержания хромало на обе ноги. Но бунтари имели большое преимущество: это были энергичные люди дела. И чем... больше энергии они проявляли в своей агитации в народе, тем отчетливее выступало непримиримое противоречие между логикой их учения и объективной логикой русской общественной жизни. Будучи верны заветам Бакунина, они хотели бороться с "государством". Но в России им приходилось бороться... не с понятием государства, а с конкретным русским полицейским государством. Поэтому их агитация, вопреки Бакунину, считавшему всякую "политику" изменой революции, неминуемо приобретала определенный политический характер. Логика общественной жизни вынуждала русских революционеров сделать то, что им, с точки зрения их теорий, представлялось изменой. Мало того, наши "бунтари" возлагали свои надежды на крестьян, которых они считали прирожденными коммунистами. Пролетариат промышленных центров интересовал их постольку, поскольку он мог помочь сохранить или восстановить связь с деревней. Те же элементы его, которые всецело утратили эту связь, представлялись им чисто отрицательным общественным явлением - печальным продуктом разрушения старых экономических "основ" народной жизни. Но деревенский "прирожденный коммунист" оставался глух ко всем революционным призывам, между тем как промышленный пролетариат уже тогда охотно к ним прислушивался. Так произошло то, что люди, считавшие своей основной задачей вести агитацию среди крестьянства, с удивлением увидели, что серьезные успехи они могут отметить только среди рабочих. Логика общественных отношений и здесь находилась в резком противоречии с логикой "бунтарской" доктрины. Но и это еще не все. Учение бунтарей гласило, что освобождение народа может быть делом только самого народа. Но революционная агитация, наталкивавшаяся на огромные политические затруднения, все более и более вырождалась у нас в так называемый терроризм, т. е. в поединок горсти готовых на все революционеров с правительством. Освобождение народа стало делом не самого народа, а небольшой группы заговорщиков. Тогдашние западноевропейские социалисты, с Марксом и Энгельсом во главе, видели в русском терроризме блестящее выражение мощи революционного движения в России. В действительности же терроризм был признаком слабости его. Русские революционеры возвели террор в систему только тогда, когда они убедились в невозможности поднять немедленно крестьянскую массу на борьбу с государством. Титаническая энергия террористов была поистине энергией отчаяния. Достаточно было нескольких лет агитационной практики, чтобы от теории бунтарей не осталось камня на камне.

... Но это было нелегко. Русские революционеры слишком срослись со старыми теориями. ... К числу тех, кто находился в таком положении, принадлежали Вера Засулич, - одна из основоположниц нашего терроризма, которая, однако, никогда не признавала его единственным средством борьбы, - затем П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Игнатов и я. Каждый из нас принес с собой из России опыт, приобретенный в течение нескольких лет революционной агитации, и более или менее ясное сознание того, что этот опыт находится в резком противоречии с теорией бунтарей. ... И чем больше мы знакомились с социал-демократической литературой, тем яснее становились для нас слабые места наших прежних взглядов. ... Лично о себе могу сказать, что чтение "Коммунистического манифеста" составляет эпоху в моей жизни. Я был вдохновлен "Манифестом" и тотчас же решил его перевести на русский язык. ... Теория Маркса, подобно Ариадниной нити, вывела нас из лабиринта противоречий. ... Самое развитие русского капитализма... приобретало теперь для нас значение новой гарантии успеха революционного движения, ибо оно означало количественный рост пролетариата и развитие его классового сознания. ... эта теория превращала в революционную заслугу то, что с точки зрения правоверного бакунизма являлось изменой революции, - именно борьбу за политические права, стремление к ниспровержению абсолютизма. Эта теория указывала также, какие условия необходимы для успешности этой борьбы. Из нее вытекало, что абсолютизм только тогда будет обречен на смерть, когда направленное против него движение превратится в классовое движение пролетариата, которое будет ... поддержано также движением других классов или слоев. ... Таковы были те выводы, которые я изложил в брошюре "Социализм и политическая борьба", эпиграфом для которой я взял слова "Коммунистического манифеста": "всякая классовая борьба есть борьба политическая. ... На нападки Лаврова и Тихомирова я ответил своей книгой "Наши разногласия", в которой подверг анализу экономические отношения России... и доказывал, что развитие капитализма в России... уже происходит. ...

Наши противники не могли ничего возразить против наших экономических и статистических доводов. С тем большим жаром возвещали они ... о нашей готовности поступить на службу к капитализму. ... сделаться деревенскими ростовщиками или кабатчиками. Я вынужден был ответить этим господам в моем сочинении "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", вышедшим в... 1895 г. Если старые предрассудки революционеров упорно были против нас, зато вся экономическая и политическая действительность России были решительно за нас. ... Впрочем, наши идеи очень скоро встретили сочувственный отклик в России.

... Голод 1891 г. послужил сигналом для нового подъема революционного движения. И только тогда стало ясно, какое широкое распространение нашли себе наши идеи за время этого подготовительного периода. Своеобразие нашей истории последнего времени заключалось в том, что даже европеизация идей нашей буржуазии происходила под флагом марксизма: идеологии прогрессивной буржуазии, с г. П. Струве во главе, некоторое время рядом с нами боролись с публицистами народничества. В борьбе с народниками, которые к этому времени пришли в жалкое состояние и потеряли всякий революционный облик, идеи Маркса были решающим оружием. Поэтому ими пользовались не только идеологи пролетариата, но и идеологи буржуазии. Между тем последним теориям Маркса нужна была только для борьбы с народниками. Как только эта борьба была закончена, буржуазные публицисты поспешили отречься от теории Маркса. В нашей "легальной" литературе началась "ревизия" марксизма, которая зашла у нас дальше, чем где бы то ни было. ...

В настоящее время банальные, опровергнутые народнические догмы не собьют больше с истинного пути русских рабочих. Рабочие теперь, в общем и целом, понимают стоящие перед ними социально-политические задачи. Этим пониманием они в значительной степени обязаны теории и практике германского рабочего движения.

Вдовин В. А. Сборник документов по истории СССР... М. , 1975. С. 329-338.

 

В. И. Ленин о народничестве.

 

... По характеру воззрений Скалдина можно назвать

буржуа-просветителем. ... Как и просветители западноевропейские, как и большинство литературных 60-х годов, Скалдин одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области. Это первая характерная черта "просветителя"". Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям, -горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни вообще всесторонней европеизации России. Наконец, третья характерная черта "просветителя" - это отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были освобождены или только освободились в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому. Эти три черты и составляют суть того, что у нас называют "наследством 60-х годов", и важно подчеркнуть, что ничего народнического в этом наследстве нет. ...

Под народничеством мы разумеем систему воззрений, заключающую в себе три основные черты:

1)Признание капитализма в России упадком, регрессом. Отсюда стремления и пожелания "задержать", "остановить", "прекратить ломку" капитализмом вековых устоев и т. п реакционные вопли. 2) Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т. п. в частности. К русским экономическим отношениям не считают нужным применять выработанные современной наукой понятия о различных общественных классах и их конфликтах. Общинное крестьянство рассматривается как нечто высшее, лучшее сравнительно с капитализмом: является идеализация "устоев". Среди крестьянства отрицаются и затушевываются те же противоречия, которые свойственны всякому товарному и капиталистическому хозяйству, отрицается связь этих противоречий с более развитой формой их в капиталистической промышленности и в капиталистическом земледелии.

3) Игнорирование связи "интеллигенции" и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов. Отрицание этих связей, отсутствие материалистического объяснения этих социальных факторов заставляет видеть в них силу, способную "тащить историю по другой линии" (г. В. В. ), "свернуть с пути" (г. Н- он, г. Южаков и т. п. ) и т. п.

Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся // Полн. собр. соч. Т. 2. С. 519, 528-529. 3. 3. П. Л. Лавров.

 

П.Л. Лавров

... в процессе истории мы неизбежно видим прогресс... Развитие личности в физическом, умственном, и нравственном отношении : воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом. ...

Развитие личности в физическом отношении лишь тогда возможно, когда она приобрела некоторый минимум гигиенических и материальных удобств.

... Минимум гигиенических и материальных удобств, это -необходимое условие прогресса; обеспеченный труд, при общедоступности удобств жизни, это конечная цель, соответствующая этому условию. Потребность критического взгляда, уверенность в неизменности законов природы, понимание торжества справедливости с личной пользой, это - условия умственного развития; систематическая наука и справедливый общественный строй, это- конечная цель его. Общественная Среда, благоприятная для самостоятельного убеждения, и понимание нравственного значения убеждения, это - условие нравственного прогресса: развитие разумных, ясных, крепких убеждений и воплощение их в дело, это -цель его. Свобода мысли и слова, минимум общего образования, общественные формы, доступные прогрессу, это-условия прогрессивной общественности; максимум возможного развития каждой личности, общественные формы, как результат прогресса, доступного каждой из них, это -цель общественного прогресса. ...

... Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически-мыслящие личности. ... как ни мал прогресс человечества, но и то, что есть, лежит исключительно на критически мыслящих личностях. ... Но эти энергические деятели заключают лишь возможность прогресса.

... всякий, критически мыслящий, может осуществлять прогресс в человечестве. ...

... Критически мыслящие личности, которые должны сойтись, чтобы организовать партию... каждый должен смотреть на себя, как на орган общего организма. ...

... Личности, выработавшие в себе критическую мысль, приобрели тем самым право быть деятелями прогресса, право бороться с отжившими общественными формами. Эта борьба полезна и разумна. Но личности, тем не менее, суть лишь возможные деятели прогресса. Действительными деятелями его они становятся лишь тогда, когда сумеют вести борьбу, сумеют сделаться из ничтожных единиц коллективною силою. Для нас в настоящую минуту существуют две общечеловеческие цели.

...Это, во-первых, борьба реального миросозерцания против миросозерцания богословского, ... во-вторых, борьба труда против праздного пользования благами жизни, ... борьба свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьба за реализацию справедливейшего строя общества. ... Социальный вопрос есть для нас вопрос первостепенный. ... В союзе большинства рабочих в свободную ассоциацию... для совокупного и могучего действия, ... в установлении нового общественного строя на развалинах промышленно-легальных государств и сословий настоящего мы видим единственное средство осуществить это будущее. ... Вопрос политический для нас подчинен вопросу социальному и в особенности экономическому. Государства, так как они существуют, враждебны рабочему движению, и все они должны

окончательно разложиться, чтобы дать место новому общественному строю, где самая широкая свобода личности не будет препятствовать солидарности между равноправными лицами и общей кооперацией для общей цели. ...

Между этим идеалом будущего... лежит целый ряд посредствующих политических форм. ... Вопрос национальный, по нашему мнению, должен совершенно исчезнуть пред важными задачами социальной борьбы. ... задачи данного мгновения могут быть различны, но каждая нация должна делать свое дело, сходясь в общем стремлении к общечеловеческим целям. ... Для русского специальная почва, на которой может развиваться будущность... , есть крестьянство с общинным землевладением. Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, как бы они широки ни были, и никак не выйдет из-под эксплуатации меньшинства, даже в случае самого удачного переворота. ... Но какими средствами можно осуществить эти цели ? ... перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Современный русский деятель должен, по нашему мнению, оставить за собой устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группою более развитого меньшинства, что социалисты- революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовать им неподготовленную массу. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества, осуществлению которого мы решились содействовать, должен воплотить в дело потребности большинства, им самим созданные и понятные. При малой грамотности и неподготовленности большинства мы не можем обратиться прямо к нему с нашим словом. Мы обращаемся с ним к той доле цивилизованного русского меньшинства, которая понимает, что будущее принадлежит народу, что эксплуатация его должна кончиться и кончится так или иначе, что им остается лишь стать в ряды народа или отказаться от всякой возможной для них прогрессивной деятельности. На этой доле цивилизованного русского меньшинства лежит обязанность не навязывать народу свои идеи ввиду облагодетельствования большинства, но уяснить народу его истинные потре

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...