Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ

ТЕМА 5. МИКРОЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

5.1. Предпринимательская деятельность в туризме

5.2. Экономические основы и особенности деятельности предприятий туриндустрии

5.3. Финансовое управление предприятием туриндустрии

5.4. Теория безубыточности и ее использование в туризме

5.5. Экономическая эффективность деятельности предприятий туриндустрии

5.6. Оценка экономической эффективности работы персонала туристической индустрии

 

 

1.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ

 

Сущность и содержание предпринимательской деятельности

Предпринимательство– это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.

Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.

Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.

Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:

Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.

Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.

Правовые условия– законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

Использование новых туристских ресурсов

К туристским ресурсам относятся природно-климатические условия, исторические, социально-культурные и другие объекты (парки, заповедники, архитектурные сооружения, памятники истории и культуры). Возрастающим спросом пользуются религиозные памятники: соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры. Спрос на эти ресурсы способствует развитию в России религиозного туризма. Возникают туристские фирмы по организации религиозных и паломнических туров, а также паломнические службы при монастырях, церквах и других религиозных организациях.

Вовлечению новых туристских ресурсов также способствует расширение географии туристских маршрутов с традиционными услугами. Часто туристам показывают различные объекты, первоначально созданные для других целей, но которые стали достопримечательностью для данного района, что также приносит немалый доход.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ

Для осуществления хозяйственной деятельности, турпредприятие должно обладать определенными средствами, т.е. капиталом.

Капитал— это совокупность денежных средств, предназначенных для инвестирования, и средств производства, используемых в процессе создания продуктов и услуг, т.е. все то, чем обладает предприятие.

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

На предприятиях индустрии туризма учет и планирование основных производственных фондов ведется как в натуральной, так и в денежной (стоимостной) форме.

В натуральной форме учитываются количественные (число машин, оборудования и т.п.) и качественные (производительность, мощность и т.п.) характеристики используемых основных производственных фондов. Эти данные применяются для расчета производственной мощности предприятия туриндустрии.

Денежная (стоимостная) форма учета предполагает расчет общей стоимости основных производственных фондов предприятия туриндустрии.

Данная оценка необходима для планирования расширенного воспроизводства основных производственных фондов, определения степени (доли) износа и размера амортизационных отчислений.

Существует несколько видов денежной (стоимостной) оценки основных производственных фондов предприятия туриндустрии:

1) первоначальная (балансовая) стоимость - фактическая цена, по которой основные фонды были приобретены;

2) восстановительная стоимость - стоимость имеющихся у предприятия туриндустрии основных фондов, которая показывает, какие средства необходимо затратить в настоящий момент для того, чтобы построить или приобрести данные основные фонды.;

3) остаточная стоимость -это стоимость основных фондов на данный момент функционирования. Она рассчитывается как разность между балансовой стоимостью основных фондов и суммой их износа на момент проведения оценки, которая соответствует сумме амортизационных отчислений, перечисленных за весь период службы основных фондов.;

4) ликвидационная стоимость - стоимость основных фондов в момент их ликвидации. Ликвидационная стоимость основных фондов, как правило, имеет нулевое значение, но в некоторых случаях может быть и положительной величиной..

 

Средние и предельные затраты

Предприятия индустрии туризма для того чтобы увеличивать прибыль, заинтересованы в постоянном снижении затрат на единицу продукции. Для удобства расчетов можно использовать показатель средних затрат.

Средние затраты — это величина общих (валовых) затрат, приходящаяся на единицу продукции (услуг).

 

Предприятию индустрии туризма также интересно знать, как будут изменяться затраты при изменении объемов производства (реализации).

Это можно определить через предельные затраты.

Предельные затраты — это средняя величина прироста или сокращения затрат на единицу продукции (услуг), при изменении объемов производства (реализации) более чем на одну единицу.

 

Экономический смысл предельных затрат заключается в том, что они показывают, во что обойдется предприятию увеличение объемов производства или реализации продукции (услуг) на единицу.

 

Теория безубыточности

С переходом на рыночные отношения для каждого предприятия особую важность приобретает система правильного учета и управления издержками, необходимыми для производства продукции (услуг). То есть на предприятии необходимо организовать систему управленческого (производственного) учета, которая, с одной стороны, позволяет осуществлять учет произведенных затрат, с другой стороны, — анализ издержек, их влияния на результат деятельности предприятия и принятие соответствующих управленческих решений. В отличие от системы калькуляции затрат по полной себестоимости, система учета затрат директ-костин (directcosting) основана на разделении затрат на постоянные и переменные и отдельном их учете. Данный подход позволяет правильно учитывать влияние постоянных затрат на конечный выпуск продукции (услуг), особенно это необходимо при его изменении.

Рассмотрим на условном примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг, и преимущества данного подхода для принятия правильных управленческих решений в отличие от методики расчета калькуляции продукции (услуг) по полной себестоимости.

При расчете методом директ-костинг (во втором варианте) увеличение прибыли получилось из-за раздельного учета влияния постоянные и переменные затрат на выпуск продукции (услуг), что позволило выявить снижение постоянных затрат на единицу при увеличении общего выпуска продукции (услуг) на 400 номеров (койко-дней).

Это соответствует общему экономическому закону масштаба выпуска продукции, который говорит о том, что с увеличением выпуска продукции удельные совокупные затраты уменьшаются, (прибыль растет не линейно).

Таким образом, выбор правильного варианта учета поведения затрат приводит к принятию правильных управленческих решений. Другой важной особенностью метода директ-костинг является то, что он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг) (рис. 46).

 

 

Рис. 46.График безубыточности общих и удельных затрат: V — выручка:

для графика безубыточности общих затрат — количество произведенной продукции (услуг) умноженное на цену единицы; для графика безубыточности удельных затрат — цена единицы продукции (услуги)

 

Пересечение прямых выручки и общих затрат осуществляется в точке, которая называется точка безубыточности (break-even point) или точкой критического объема производства (реализации) продукции (услуг), точкой перелома, критической точка и т.п. Данная точка показывает, какой объем продукции (услуг) необходим для того, чтобы покрыть все издержки предприятия. Начиная с данной точки производство (реализация) продукции (услуг) начинает приносить прибыль предприятию. Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятия индустрии туризма. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений.

Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема (Qкр) является наименьшей, при прочих равных условиях.

Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостном виде:

„„в натуральных показателях — Qкр — критический объем производства (реализации) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю;

„„в стоимостном — Пр — порог рентабельности — критический объем выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю. (см. рис. 46).

Данные показатели можно рассчитать аналитически.

Расчет критического объема выпуска (реализации) продукции (услуг) осуществляется по следующей схеме:

 

 

Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, то, приравняв данное выражение к нулю, получим

 

где П — прибыль;

Цед — цена единицы продукции (услуги);

Qкр — критический объем выпуска (реализации) продукции (услуг);

при котором прибыль равна нулю.

Порог рентабельности (Прент) можно рассчитать по следующей формуле:

 

где Квм — коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) —

доля маржинального дохода в общем объеме выручки:

 

 

М — маржинальный доход, (маргинальный доход, валовая маржа1) — разность между выручкой и переменными затратами.

 

 

Запас финансовой прочности

Для того чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, при которой предприятие работает безубыточно, можно рассчитать запас финансовой прочности (ЗФП). Данный показатель можно рассчитывать как в абсолютных величинах, так и в процентах. В абсолютных величинах запас финансовой прочности рассчитывается как разность между выручкой и порогом рентабельности:

 

Данный показатель характеризует ту величину, на которую можно снизить выручку от реализации, чтобы при этом предприятие оставалось безубыточным.

Расчет запаса финансовой прочности в процентах показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки; другими словами, оценивает, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности:

 

 

где Vфакт, Прент — фактический и критический объем выручки предприятия.

Для операционного управления и прогнозирования деятельностью предприятия гостиничного комплекса существует показатель, который называется эффект операционного рычага.

Эффект операционного рычага показывает, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эффект операционного рычага рассчитывается для определенного объема производства (выручки от реализации) продукции (услуг), т.е. для каждой конкретной точки. Изменяется объем производства (выручка от реализации), меняется и сила операционного рычага. Эффект операционного рычага (ЭОР) рассчитывается в виде отношения маржинального дохода к прибыли:

 

 

Эффект операционного рычага показывает во сколько раз прирост

прибыли больше прироста объема реализации продукции (услуг). Сила

операционного рычага зависит от величины постоянных затрат, и чем они

больше, тем эффект сильнее:

 

При увеличении объема реализации эффект операционного рычага можно рассчитать через индексы изменения объема реализации (IV) и прибыли (Iп):

 

где IV, Iп — соответственно индекс изменения объема реализации и прибыли;

V1, V2 — соответственно базовое и измененное значение объема реализации (выручки);

П1, П2 — соответственно базовое и измененное значение прибыли.

Тогда эффект операционного рычага можно рассчитать как отношение прироста прибыли (ΔП) к приросту объема реализации (ΔI):

 

где ΔП = Iп – 1, ΔI = Iv – 1.

Дифференциация издержек

Математическая зависимость, описывающая поведение общих затрат, определяется уравнением первой степени:

Y = a + bX,

где Y — общие затраты (Zобщ);

а — постоянные затраты (Zпост);

b — ставка переменных затрат;

X — количество произведенной (реализованной) продукции (услуг).

Это формулу можно представить в следующем виде:

Zобщ = Zпост + b × X,

где b × X = Zпер.

Для того, чтобы разделить затраты на постоянные и переменные, необходимо определить ставку переменных затрат — средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

1) метод максимальной и минимальной точки;

2) графический (статистический) метод;

3) метод наименьших квадратов.

 

ТЕМА 5. МИКРОЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

5.1. Предпринимательская деятельность в туризме

5.2. Экономические основы и особенности деятельности предприятий туриндустрии

5.3. Финансовое управление предприятием туриндустрии

5.4. Теория безубыточности и ее использование в туризме

5.5. Экономическая эффективность деятельности предприятий туриндустрии

5.6. Оценка экономической эффективности работы персонала туристической индустрии

 

 

1.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ

 

Сущность и содержание предпринимательской деятельности

Предпринимательство– это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.

Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.

Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.

Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:

Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.

Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.

Правовые условия– законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...