Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности использования оборотных активов в туризме

Повышение эффективности деятельности предприятия туриндустрии и улучшение его финансового состояния во многом зависит от рационального использования и эффективного управления оборотными активами.

Эффективность использования оборотных активов характеризуется оборачиваемостью оборотных средств предприятия туриндустрии.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме до формирования готового турпродукта (услуги) и ее реализации.

Оборачиваемость оборотных средств зависит от многих внешних (экзоГенных) факторов, не зависящих от предприятия туриндустрии, и внутренних (эндогенных) факторов, на которые предприятие туриндустрии может активно влиять.

К внешним факторам относятся:

„„общая экономическая ситуация в стране, в том числе действующее налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, уровень и темпы инфляции;

„„динамика курса валют;

„„платежеспособность покупателей;

„„качество банковского обслуживания;

„„уровень соотношения спроса и предложения на турпродукты (услуги);

„„фактор сезонности и т.д.

К внутренним факторам можно отнести:

„„организацию сбыта на предприятиях туриндустрии;

„„ценовую политику предприятия туриндустрии;

„„структуру активов предприятия туриндустрии;

„„качество управления дебиторской задолженностью;

„„качество принимаемых управленческих решений по оборотному капиталу и т.д.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей, к которым относятся:

„„коэффициент оборачиваемости;

„„продолжительность (длительность) одного оборота в днях;

„„коэффициент загрузки (закрепления).

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств исчисляется

по формуле:

 

где Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов, совершенных оборотными активами за определенный период), в качестве периода может быть выбран квартал или год;

Вр — выручка от реализации туристского продукта (услуг) за определенный период, тыс. руб.;

Со — средняя величина оборотного капитала, другими словами, средний остаток оборотных средств за период, тыс. руб.

Чем выше при данных условиях коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее используются оборотные средства предприятия туриндустрии.

Продолжительность (длительность) одного оборота оборотных средств в днях исчисляется по формуле

 

где Т — число дней в рассматриваемом периоде.

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.

Коэффициент загрузки (закрепления) средств в обороте, обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле

 

где Кз — коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств, показывающий величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции.

Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам. Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего периода. В результате сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении в оборот вовлекаются дополнительные средства.

Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.

Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом производственной программы предприятия, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

Основная задача рационального управления оборотными активами предприятия туриндустрии состоит в сокращении периодов оборачиваемости дебиторской задолженности и увеличение среднего срока оплаты кредиторской задолженности в рамках договорных обязательств. При этом можно ориентироваться на принцип дорогой закупки и дешевой продажи, полностью соответствующий формуле Дюпона.

Формула Дюпона включает показатель чистой рентабельности Чистая прибыль / Актив × 100. Умножив эту формулу на Оборот / Оборот, можно выделить два важнейших элемента рентабельности: коммерческую маржу и коэффициент трансформации:

 

где КМ — коммерческая маржа,

КТ — коэффициент трансформации.

Коммерческая маржа показывает, какую чистую прибыль дают каждые 100 руб. оборота (обычно коммерческая маржа выражается в процентах).

По существу, это чистая экономическая рентабельность оборота или чистая рентабельность продаж, чистая рентабельность реализованной продукции.

У предприятий с высоким уровнем прибыли коммерческая маржа превышает 20% и даже 30%, у других едва достигает 3% — 5%.

Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота получается с каждого рубля активов, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. Коэффициент трансформации можно также интерпретировать как оборачиваемость активов. В этом случае коэффициент трансформации показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

На коммерческую маржу влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат. Коэффициент трансформации зависит от отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Согласовать высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, так как в математических формулах оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Вследствие этого при наращивании оборота экономическую рентабельность удается увеличить только тогда, когда возросшему обороту соответствуют рациональные активы и чистая прибыль начинает расти быстрее оборота.

Таким образом, значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств на предприятиях туриндустрии сосредоточены непосредственно в системе управления предприятием. Например, для гостиничных предприятий и ресторанов это относится к управлению производственными запасами. Являясь одной их составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В тоже время производственные запасы представляют ту часть средств, которая временно не участвует в производственном процессе. Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств гостиниц и ресторанов. Основные пути сокращения запасов сводятся к ликвидации сверхнормативных запасов, совершенствовании нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаживания работы транспорта.

Ретроспективный анализ показателей заполняемости гостиницы позволит выявить и спрогнозировать необходимый уровень материальных запасов, который необходим в каждый промежуток времени.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные денежные средства и, таким образом, увеличить объем производства турпродукта без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

На показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия туриндустрии положительно влияет использование коммерческого кредита (отсрочек платежа), своевременное получение платежей за реализованные услуги. Потребность предприятий туриндустрии в оборотных средствах в стоимостном выражении, необходимая для обеспечения деятельности предприятия, называется финансово-эксплуатационной потребностью предприятия туриндустрии (ФЭП).

Финансово-эксплуатационная потребность предприятия (ФЭП) в оборотных активах рассчитывается по формуле

 

ФЭП = Запасы + Дебиторская задолженность –– Кредиторская задолженность.

Если коммерческий кредит поставщиков перекрывает дебиторскую задолженность, то у предприятия туриндустрии оказывается денежных средств даже больше, чем необходимо для обеспечения его деятельности (величина ФЭП оказывается при этом отрицательной). На ФЭП оказывают влияние следующие основные факторы:

„„длительность сбытового цикла: чем быстрее реализуется турпродукт (услуга), тем меньше ФЭП;

„„темпы роста производства, так как величина ФЭП непосредствнно зависит от величины оборота и изменяется пропорционально динамике оборота. Другими словами, больший объем оборота требует и больших средств, что зачастую приводит к кризисной финансовой ситуации предприятия туриндустрии при недостаточном его финансировании;

„„сезонность производства и реализации туристского продукта (услуг). Несоответствие сроков поступлений и платежей может привести к так называемой технической неплатежеспособности (разрыве ликвидности).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...