Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды

 

 

Государственное управление в Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды можно определить для как волевую и системную деятельность государственных органов исполнительной власти, направленную на положительное упорядочение общественных отношений, складывающихся в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, урегулированную нормами экологического законодательства, в целях достижения и обеспечения благоприятной окружающей среды для человека и сохранения естественных экосистем и биологического разнообразия.

Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды можно классифицировать с учетом положений экологического законодательства, по следующим основаниям:

во-первых, по сфере управления, куда включается два вида: государственное управление в сфере природопользования и государственное управление в сфере охраны окружающей среды; во-вторых, по методу правового регулирования, куда включаются три вида: 1) государственное управление в сфере административно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды; 2) государственное управление в сфере пропаганды рационального природопользования и экологического образования; 3) экологизация государственного управления во всех сферах жизни общества;

в-третьих, по объекту управления: государственное управление в сфере использования и охраны земель; государственное управление в сфере использования и охраны недр; государственное управление в сфере использования и охраны водных объектов; государственное управление в сфере использования и охраны животного мира, в том числе и водных биологических ресурсов; государственное управление в сфере использования и охраны лесов; государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха; государственное управление в сфере функционирования природных территорий и объектов, которым придан статус особо охраняемых; государственное управление в сфере охраны окружающей среды.

Система государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации имеет трехуровневую структуру: – на федеральном уровне государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляет непосредственно Правительство России или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды– Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам природопользования, включая:

• перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

• форму декларации безопасности гидротехнических сооружений;

• порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

• порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.

Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации, осуществляет рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны окружающей среды, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации; – на отраслевом уровне управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; – на уровне субъекта Российской Федерации государственное управление охраной окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Развитие системы управления природоохранной деятельностью происходило под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов, что привело к использованию различных инструментов управления природоохранной деятельностью. Методы управления разделены на три основные группы: административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования. Административные методы управления природоохранной деятельностью включают рычаги жесткого (экологические нормативы и стандарты) и мягкого (мониторинг) регулирования. Экологические нормативы и стандарты– это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам. Нормативы применяют в целях: – минимизации степени отрицательного воздействия различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду с учетом современного опыта, инновационных достижений и с учетом международных правил и стандартов; – обеспечения экологической безопасности населения и сохранения благоприятной окружающей среды, генетического фонда; –обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики.

Мониторинг окружающей среды– определенная система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащая информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений. Как метод управления – это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и изменениями, происходящими под влиянием, как естественных процессов, так и антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствия. Одним из ключевых звеньев информационно-аналитической деятельности, направленной на управление качеством окружающей среды является экологический мониторинг–информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов[3].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...