Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды в Чувашской Республики

 

Основными экологическими проблемами, имеющими место быть это неудовлетворительное качество воды и загрязняющие вещества в атмосфере.

В настоящее время состояние питьевого водоснабжения в Чувашской Республике вызывает серьезную озабоченность. Каждая пятая система централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, каждый пятый источник нецентрализованного водоснабжения (родники, общественные колодцы) не отвечают санитарным нормам и правилам, а по данным лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике -Чувашии» в 2013г. каждая четвертая проба воды из источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, каждая пятая проба воды из распредели тельной сети водопровода и каждая третья проба из источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям не соответствовал и гигиеническим нормативам.

Однако основные проблемы водоснабжения населенных мест республики из года в год остаются нерешенными:

· использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды;

· факторы природного характера подземных вод, используемых для централизованного водоснабжения населения в центральной, северной, юго-западной частях республики, гигиеническим нормативам по содержанию бора, лития, железа, минерализации, цветности, жесткости и отсутствие систем по их доочистке и кондиционированию;

· низкое санитарно-техническое состояние и высокая степень износа водопроводных сетей (до 59,8%) и сооружений (до 66,1%), существенно влияющее на качество очищенной водопроводной воды;

· отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения; отсутствие специализированных предприятий по ремонту, санитарно-техническому содержанию и эксплуатации источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в сельской местности;

· отсутствие производственного контроля или осуществление производственного контроля в сокращенном объеме;

· негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин; дефицит питьевой воды в ряде территорий республики (Батыревском, Ибресинском, Шемуршинском, Порецком, Красночетайском районах).

 

К числу приоритетных веществ, загрязняющих питьевую воду систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в Чувашской Республике, относятся следующие вещества:

· поступающие из источника водоснабжения: железо, барий, бор, литий, фтор, сульфаты; за счет загрязнения питьевой воды в процессе водоподготовки: алюминий, хлор;

· загрязняющие питьевую воду в процессе ее транспортировки по стальным трубопроводам: железо.

В распределительной сети водопроводов в республике за последние годы наблюдается тенденция значительного снижения доли проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, как по микробиологическим показателям, так и по санитарно-химическим показателям. В то же время удельный вес проб воды не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям из года в год сохраняется на достаточно высоком уровне. Основными причинами тому являются факторы природного характера, высокий износ водопроводных сетей (59,8%) и сооружений (66,1%), нестабильная подача воды и отсутствие сооружений по доочистке питьевой воды на системах централизованного водоснабжения.

По данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии на учете по состоянию на 1 января 2015 года находится 1781 источник централизованного питьевого водоснабжения (1814 источников в 2013 году, 1801 – в 2012 году).

По состоянию на 1 января 2015 года удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам и правилам, составляет 19,7 %, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны – 14,1 % (табл. 1.1).

 

Удельный вес источников централизованного водоснабжения,
не соответствующих гигиеническим нормативам, % Таблица 1.1

 

Объекты
Всего 25,4 24,4 22,27 21,4 19,7
в т.ч. из-за отсутствия зон санитарной охраны 20,5 19,4 17,21 15,8 14,1

 

По данным Минстроя Чувашии, средний физический износ очистных сооружений водопроводов составлял 66,1%, требуется модернизация 30% мощностей очистных сооружений.

К числу основных причин, способствующих ухудшению качества питьевой воды, подаваемой населению централизованными системами водоснабжения, относятся также отсутствие специализированных служб по проведению планово-профилактических работ и устранению аварийных ситуаций на сетях и сооружениях систем питьевого водоснабжения и производственных лабораторий по исследованию качества подаваемой населению питьевой воды. В связи с чем многие источники и водопроводы не охвачены производственным лабораторным контролем в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода». При этом затягивается оформление документации и передача в установленном порядке бесхозных артезианских скважин, сетей водоснабжения, родников и колодцев на баланс администраций поселений или специализированных организаций.

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха в Чувашской Республике вносят следующие предприятия: Чебоксарская ТЭЦ-2 и Новочебоксарская ТЭЦ-3-структурные подразделения филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания No5 «Марий Эл и Чувашии», ОАО «Химпром», ОАО ЧПО им. В.И. Чапаева, ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ООО «Промтрактор-Промлит», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов», филиалы «Чебоксарское линейное производственное управление магистральных газопроводов», и «Заволжское линейное производственное управление магистральных газопроводов» ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов», ОАО «Чебоксарская керамика», ЗАО «Промтрактор-Вагон».

Около 80 промышленных предприятий, расположенных на территории Чувашской Республики, по санитарной классификации в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, относятся к I, II, Ш классам опасности (как например, асфальто-бетонные заводы, свалки ТБО, птицефабрики, мясокомбинаты и др.). Данные объекты, имея ориентировочный размер СЗЗ размером 1000, 500, 300м перекрывают значительные территории земель, находящихся в собственности муниципалитетов, граждан, индивидуальных предпринимателей и ограничивают их использование для целей строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Нерешенность обоснования и утверждения границы СЗЗ Казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» создает серьезные проблемы при решении вопросов планируемой застройки территорий Чебоксарского района и г. Чебоксары. В крупных городах Чувашской Республики сформировались группы промышленных объектов и промышленных узлов, включающих в себя производственные объекты II, III,IV, V класса опасности (как например в г. Чебоксарах: Лапсарский промышленный узел, промузел по Базовому проезду, Восточная промзона, асфальто-бетонные заводы в Чебоксарском районе и в г.Канаш).Однако муниципальные программы не предусматривают координацию деятельности промышленных предприятий, направленной на оптимизацию границ СЗЗ с обоснованием уменьшения их размеров, создание единой СЗЗ, благоустройство и рациональное использование муниципальных земель, прилегающих к территории промышленных предприятий. По данным Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ежегодно отмечается рост количества автотранспортных средств. В 2013г. на территории Чувашской Республики зарегистрировано 285326 единиц автотранспорта, из них –19193 грузовых, 259750 легковых автомобилей, 6383 автобусов (в 2012г. –256852 ед. автотранспорта, из них –37872 грузовых, 212313 легковых автомобилей, 6667 автобусов, 2011г. –238764 ед. автотранспорта, 2010 г. –224139 ед. автотранспорта). Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха и шумового воздействия на окружающую среду. В ходе реконструкции автомагистралей, ведущей к увеличению их пропускной способности, не в полной мере учитываются факторы загрязнения территорий жилой застройки и жилых помещений транспортным шумом и выбросами загрязняющих атмосферный воздух веществ. Заказчикам и не предусматриваются специальные мероприятия и санитарные разрывы, уменьшающие неблагоприятное воздействие этих факторов до значений гигиенических нормативов.

В г. Чебоксары за период с 2010 по 2014 годы наметилась тенденция к росту уровня загрязнения воздуха оксидом углерода, к снижению – диоксидом серы, диоксидом азота, оксидом азота, формальдегидом. Содержание в воздухе взвешенных веществ, растворимых сульфатов, фенола остается стабильным. В число приоритетных примесей вошли формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, фенол, диоксид азота.

В г. Новочебоксарске за период с 2010 по 2014 годы наблюдается тенденция к росту уровня загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, к снижению – диоксидом серы, фенолом, формальдегидом оксидом азота. Содержание в воздухе взвешенных веществ, диоксида азота, хлора остается стабильным. Приоритетные примеси – формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, фенол диоксид азота.

По результатам плановых и внеплановых мероприятий по надзору за предприятиями и объектами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в 2014 году вынесено 25 постановлений о наложении штрафа на сумму 134,4 тыс. руб., в т.ч. 12 штрафов – на юридическое лицо на сумму 125 тыс. руб.; одно предупреждение, два дела переданы для рассмотрения в суд, одно дело передано в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (в 2013 году – 23 постановления на сумму 164,8 тыс. руб., в т.ч. 16 штрафов – на юридическое лицо на сумму 160 тыс. руб.; три дела передано для рассмотрения в суд).

В ходе проведения мероприятий по надзору на объектах водоснабжения за нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в 2014 году наложено 89 штрафов (в 2013 году –120 штрафов) на общую сумму 453,1 тыс. руб. (в 2013 году – 534,3 тыс. руб.), два дела переданы на рассмотрение судьям (в 2013 году – 10).

По результатам плановых и внеплановых мероприятий по надзору за предприятиями и объектами в части нарушений гигиенических требований к охране водных объектов в 2014 году вынесено шесть постановлений о наложении штрафа на сумму 3 тыс. руб., одно предупреждение (в 2013 году – шесть постановлений на сумму 4,7 тыс. руб., одно предупреждение).

Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в области охраны почвы и в сфере обращения с отходами производства и потребления в 2014 году наложено 139 штрафов на сумму 1 087,10 тыс. руб. (2013 – 100 штрафов на сумму 672,6 тыс. руб.).

 

 

Заключение

 

Сегодня продолжается работа по улучшению экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты. Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государство в лице законодательных органов создают систему современного экологического управления, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений.

Система природоохранных федеральных органов исполнительной власти включает в себя: Правительство Российской Федерации, возглавляющее данную систему; федеральные органы государственной власти специальной компетенции: Минприроды России, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росгидромет, Росводресурсы, Роснедра, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Рослесхоз, Минэкономразвития России, Росреестр, Росрыболовство, МЧС России и их территориальные подразделения; некоторые правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России, ФТС России.

Сбалансированность экологической политики Российской Федерации с ее развивающейся экономикой и сохранение окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений также должны стать важнейшими принципами ее стратегического развития. Сиюминутные коммерческие, предпринимательские интересы не должны преобладать над экологическими. Чтобы экология и экономика научно сочетались, надо разрабатывать конкретные юридические механизмы (возмещение ущерба, оценка воздействия на окружающую среду каждого проекта)[9].

Закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы.

Многообразие видов регионального государственного экологического надзора, включая атмосферный воздух, недра, почву, водные объекты, увеличение количества поднадзорных объектов (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий») требует существенной мобилизации сил и средств Минприроды Чувашии, оптимизации методов и регламентов работы.

В ходе исследования в курсовой работе были рассмотрены положение дел государственного управления в области охраны окружающей среды, как теоретические вопросы, а так же рассмотрена практика, в области охраны окружающей среды, особенности экологической политики в Чувашской Республики.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2008. 31 декабря.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об охране окружающей среды».

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) // Текст документа официально опубликован не был. Дано по СПС «Гарант».

4. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) // Текст документа официально опубликован не был. Дано по СПС «Гарант».

5. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) // СЗ РФ. 2002 г. № 36. Ст. 3510.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Чувашской Республике в 2013 г.: Государственный доклад. – Ч.: Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, 2014. – 214 с.

7. Акимова Т.А. Экология. Человек -Экономика -Биота -Среда: учеб.: рек. Мин. обр. РФ: рек. УМО / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –496 с.

8. Бринчук М.М. Безответственность в современном экологическом праве // осударство и право. - 2010. - N 1. - С.56-66.

9. Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. - СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2009. - 168с.

10. Бринчук, М. М. Развитие правовой охраны атмосферного воздуха/ М. М. Бринчук // Экологическое право. – 2002. – No4.

11. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.

12. Валова (Копылова) В.Д. Экология: учеб. / В.Д. Валова (Копылова) -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2012. –360 с.

13. Глибко О.Я. Правовые основы оценки и возмещения экологического ущерба в Российской Федерации / О.Я.Глибко, А.А.Лукин // Рос. юрид. журнал. - 2011. - N 4. - С.201-210.

14. Дворецкий М.Ю. Проблемные аспекты борьбы с экологическими преступлениями: вопросы теории и правоприменительной практики / М.Ю.Дворецкий, Н.В.Краснослободцева // Рос. юстиция. - 2013. - N 5. - С.68-70.

15. Зайцев В.А. Промышленная экология : учеб. пособ. / В.А. Зайцев.-эл.изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. –382 с.

16. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб.: рек. Мин. обр. РФ / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. –13-е изд. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. –603 с.

17. Матейкович М.С. Конституционные основы рационального природопользования в Российской Федерации // Государство и право. - 2009. - N 11. - С.45-53.

18. Николайкин Н.И. Экология: учеб.: рек. Мин. обр. РФ / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. -6-е изд., испр. и доп. -М.: Дрофа, 2008. –623с.

19. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11.

20. Платонова Н.А., Шумаева В.А., Бушуева И.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пос. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 470 с.

21. Павлов А.Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2005. – 139 с.

22. Пучков О.А. Правовые основы государственной экологической политики Российской Федерации // Рос. юрид. журнал. - 2015. - N 2. - С.37-41.

23. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 395 с.

24. Румянцев, Н.В. Экологическое право России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Румянцев Н.В., Казанцев С.Я., Мышко Ф.Г.—Электрон. Текстовые данные.—М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010.—431c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8731

25. Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. 2012 г. № 6.

26. Экологическое право: учеб.- метод. пособие[Электронный ресурс] / сост. Т. Г. Спиглазова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.

27. Экологическое право: учебник для академического бакалавриата / под ред. С.А. Боголюбова. —5-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2014. —382 с.

28. Экологическое право России. Учебник для прикладного бакалавриата / Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. -4-е изд., пер. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014. –520с.

29. Экологическое право: учебник / Под ред. Казанцева С.Я..- Москва: Академия, 2012

 


[1] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) // Текст документа официально опубликован не был. Дано по СПС «Гарант».

[2] Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) // Текст документа официально опубликован не был. Дано по СПС «Гарант».

 

[3] Яковлева Н.Ф. «Социологическое исследование», учебное пособие, Флинта наука, 2014.

 

[4] Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Часть I / Под ред. проф. Э.А.Арустамова. – М.: нформационно-внедренческий центр «Д Маркетинг», 1998. – 248 с.

 

[5] Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) // СЗ РФ. 2002 г. № 36. Ст. 3510.

[6] Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) // Текст документа официально опубликован не был. Дано по СПС «Гарант».

[7] Комплекс мер поэтапного приведения наиболее загрязненных территорий населенных пунктов в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания человека. Утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 869-р. // СЗ РФ.2010 г. № 23. Ст. 2902.

 

[8] Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11.

[9] Подробнее см.: Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. 2011. No 3. С. 5–9.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...