Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура финансовой системы РФ

Финансовая система – это форма организации финансового кругооборота в стране, сложившаяся исторически и оформленная национальным законодательством. Т.е. каждое звено финансовой системы – это достаточно самостоятельная, относительно обособленная группа финансовых отношений, отличающаяся от других специфическими методами и формами образования и использования денежных фондов и доходов.

Финансовая система любого государства может быть представлена как совокупность субъектов финансовых отношений, имеющих определенные денежные фонды целевого назначения и связанных между собой денежными потоками.

Финансы как экономическая категория объективны по сути своей, и поэтому при их изучении не имеет значения ни время, в которое, ни страна, в которой они функционируют. Финансовая система как форма организации финансов различна в разных государствах и меняется в любом обществе в ходе исторического развития. В современной экономической литературе представлены самые разные группировки финансовых отношений в составе финансовой системы.

Поскольку финансы – это распределительная категория, то критерием выделения в составе финансовой системы отдельных элементов следует признать характер самих этих отношений. Т.е. выделяют звенья финансовой системы в зависимости от того, на каком этапе распределения, перераспределения и использования совокупного общественного продукта появляются те или иные финансовые отношения. Кроме того, эти финансовые отношения организуются государством в законодательном порядке, и поэтому в состав финансовой системы могут попасть и попадают и нефинансовые отношения (госкредит), либо может быть нарушена систематизация финансов внутри системы (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ внебюджетные фонды включены в состав бюджетной системы).

Исторически исходной формой финансовых отношений являлись государственные финансы, однако логически развитие финансовых отношений начинается с предприятий сферы материального производства, так как нельзя распределять то, что не создано. Поэтому финансы предприятий сферы материального производства – это основной элемент финансовой системы. Финансы предприятий материального производства попадают в подсистему «Финансы экономических субъектов» (или «Децентрализованные финансы»). Государственные (и муниципальные) финансы образуют самостоятельную подсистему с одноименным названием (или называемую «Централизованные финансы»). Государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид.

1.Финансы экономических субъектов:

· финансы предприятий материального производства;

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства;

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы;

· финансы общественных объединений.

2. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

3. Страхование:

· самострахование;

· страхование экономических субъектов от различных страховых случаев;

· государственное страхование.

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета и прочие нефондовые формы финансов можно также включить в состав финансовой системы.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости совокупного общественного продукта в денежном выражении, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения предприятий материального производства с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и при их производительном использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и т.п.);

· отношения, складывающиеся у предприятий материального производства со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и т.п.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-комму-нальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и т.п.) работают на основе коммерческого расчета, и весь полученный ими доход распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Отличие состоит лишь в том, что полученный ими доход не создается в нематериальном производстве, а является результатом перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в современной литературе обычно финансы предприятий и организаций и материального и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью не только экономического, но и социального развития человеческого общества. Потребность в социальном развитии является общегосударственной, поэтому и особая роль в формировании и функционировании финансов непроизводственной сферы принадлежит государству, поэтому и финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через подсистему государственных финансов, поэтому и функционируют финансы непроизводственной сферы за счет общегосударственных средств. Однако в рыночной экономике в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако финансы этих субъектов, хотя и во многом похожи на финансы первых двух групп, имеют свою специфику. Прибыль, полученная в результате их деятельности, не является самоцелью и должна быть использована на осуществление этой деятельности и на дальнейшее развитие учреждения или организации в строгом соответствии с уставными документами. Кроме того, в структуре затрат организаций непроизводственной сферы велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений изначально создаются за счет вступительных и членских взносов, и расходуются они на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (напр., политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и т.п.).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ основу государственных финансов составляет бюджетная система страны. Внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов.

В самостоятельное звено в подсистеме «Госфинансы» в настоящее время выделяется государственный кредит. По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование (т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе). При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в подсистему «Финансы хозяйствующих субъектов», а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в подсистему «Государственные финансы».

Специфика страховых отношений сводится к следующему:

· нанесенный материальный ущерб распределяется между всеми участниками страхования;

· распределение нанесенного ущерба носит замкнутый характер;

· средства в страховой фонд мобилизуются на возвратной основе;

· ущерб распределяется как между территориальными единицами, так и во времени.

7.3 Финансовая политика. Финансовый механизм как

инструмент реализации финансовой политики

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после того, как он подписан Президентом РФ.

Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:

· разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;

· создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.

Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:

налоговую политику,

бюджетную политику,

таможенную политику,

денежно-кредитную политику,

ценовую политику,

социальную политику,

инвестиционную политику.

Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:

· определение оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);

· сокращение налогового бремени;

· использование в качестве основной налоговой базы налогов на доходы и имущество, а не легко собираемых косвенных налогов;

· создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики;

· обеспечение простоты, открытости и эффективности налоговой системы.

Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, тем самым обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает зачастую повышенный доход как собственник.

Если фискальная политика любого государства во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений.

Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям:

· определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

· установлению соотношения между доходными и расходными статьями;

· определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если таковой предусмотрен бюджетной политикой;

· оптимизации структуры расходной части бюджета;

· распределению расходов между бюджетами разных уровней.

Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:

· эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;

· политику стабилизации национальной валюты;

· кредитную политику – определение условий функционирования ссудного капитала.

Современная социальная политика не просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как:

· согласование объемов финансовой помощи субъектам РФ с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;

· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;

· реализация пенсионной реформы;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат;

· повышение заработной платы работников бюджетной сферы;

· регулирование вынужденной миграции.

Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:

· повышение роли бюджета развития РФ;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.

Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:

1.финансовые методы;

2.финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);

3.виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.

К финансовым методам относятся:

· методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);

· методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);

· методы финансового регулирования (рыночные и директивные).

В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.

Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:

· правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;

· нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;

· информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...