Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый контроль: задачи, формы, методы проведения

Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов, т.е. в конечном итоге, в финансовом контроле раскрывается сущность финансов. Финансовый контроль сводится к деятельности законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально для этого созданных учреждений, по обеспечению выполнения финансовыми органами управления своих функций в соответствии с российским законодательством, а также по формированию устойчивого и эффективного финансового кругооборота в стране с позиции общественной целесообразности. Таким образом, финансовый контроль охватывает все сферы функционирования, как управляющей, так и управляемой финансовых подсистем и решает следующие задачи:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов целевого назначения;

· соблюдение финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов целевого назначения;

· проверка своевременности и точности финансового планирования;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов;

· оценка эффективности и целесообразности финансово-хозяйственных операций;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· соблюдение финансовой дисциплины при осуществлении финансовых расчетов;

· предупреждение бесхозяйственности и расточительности, выявление фактов злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Виды финансового контроля можно классифицировать по различным признакам.

1. По времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

· предварительный контроль – осуществляется до выполнения какого-либо финансового мероприятия;

· текущий (оперативный) финансовый контроль – проводится ежедневно финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

· последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств.

2. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

· проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

· обследование – охватывает отдельные стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка (может опираться на опрос, наблюдение, анкетирование, инспекцию и т.д.);

· надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности;

· анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

· ревизия – производится с целью установления соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте, проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

3. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, различают:

· государственный контроль – проводится уполномоченными на то органами государственной законодательной и исполнительной власти РФ;

· ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств;

· внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;

· банковский контроль – осуществляется в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам;

· общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями;

· независимый контроль – проводится специальными органами, занимающимися аудиторской деятельностью.

 

Вопросы для контроля:

1. Какие факторы обусловили появление финансов?

2. Сравните финансовые и денежные отношения и назовите их различия.

3. Охарактеризуйте функции финансов.

4. Что такое финансовая система?

5. Чем отличаются централизованные финансы от децентрализованных?

6. Что такое финансовая политика?

7. Сформулируйте цели финансовой политики.

8. Что такое фискальная политика?

9. Назовите основные виды информационно-правового обеспечения финансового управления.

10. Сформулируйте принципы финансового управления.

11. Сформулируйте задачи финансового управления.

12. Какие существуют формы финансового контроля?

13. Что такое проверка?

14. Что такое обследование?

15. Что такое надзор?

16. Что такое анализ?

17. Что такое ревизия?

18. Как классифицируется финансовый контроль в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность?

ТЕМА 8 Бюджетная система

Российской Федераци

Государственный бюджет: экономическая

Сущность, функции

Бюджет – это основа государственных финансов, без бюджета государственных финансов нет и быть не может. Обязательными признаками государственных финансов вообще и госбюджета в частности является:

· наличие товарно-денежных отношений в обществе;

· наличие государства как органа управления;

· наличие первичного распределения совокупного общественного продукта.

Государственный бюджет – это сложная совокупность финансовых отношений, важный компонент финансовой системы РФ. Поэтому государственный бюджет необходимо рассматривать в контексте всей финансовой системы, во взаимосвязи со всеми формами его проявления. Такой подход позволяет определить госбюджет следующим образом:

Во-первых, с точки зрения сущности государственный бюджет - это экономическая категория, т.е. отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при распределении, перераспределении и использовании национального дохода с целью обеспечения бесперебойного социально-экономического развития общества в целом. Появление бюджетных отношений было обусловлено необходимостью удовлетворения общегосударственных потребностей, изменяющихся на определенных этапах развития человеческого общества и изменяющих само содержание бюджетных отношений.

Во-вторых, поскольку любые экономические отношения всегда овеществляются, то и бюджетные отношения принимают материализованную форму и овеществляются в виде централизованного фонда денежных средств. Основным источником формирования этого фонда является чистый доход общества и часть необходимого продукта, создаваемые в сфере материального производства, но в условиях недостатка государственных ресурсов централизованный фонд денежных средств может пополняться и за счет национального богатства.

В-третьих, объективно обусловленные бюджетные отношения (экономическая категория) до их реальной материализации существуют идеально в виде главного финансового плана страны – плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемого соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти.

В-четвертых, государственный бюджет как часть финансовой системы и как главный финансовый план страны в обязательном порядке имеет правовую форму, является юридической категорией. В Статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные отношения определяются следующим образом: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства».

Поскольку государственный бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства, структура бюджетных отношений любой страны определяется структурой государственных органов власти. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие уровни бюджетных отношений:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов РФ;

· местные бюджеты.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Бюджеты любого уровня имеют в своем составе доходную и расходную части.

Сущность государственного бюджета реализуются в следующих функциях:

· Перераспределительная функция. Именно в перераспределительной функции наиболее полно реализуется сущность бюджета, т.к. стоимость создается только в сфере материального производства, а для нормального функционирования и развития, как отдельного человека, так и всего человеческого общества необходимо удовлетворять целый ряд потребностей, не связанных с производительным потреблением напрямую. Поэтому благодаря бюджету происходит перераспределение всего совокупного общественного продукта, созданного в материальном производстве, а также части национального богатства для нужд непроизводственной сферы, для социальной защиты населения, для общегосударственного управления и обороны, для регулирования экономики.

· Контрольная функция. Огромные денежные потоки, поступающие в бюджет и расходуемые из бюджета, нуждаются в количественной определенности, которая достигается благодаря четко отлаженному механизму. Этот механизм предполагает разработку субъектами бюджетных отношений бюджетного плана на текущий год, его реализацию и отчет о выполнении плана. Эта работа осуществляется на основе соответствующих показателей бюджетных поступлений и расходных назначений, которые обеспечивают прозрачность всех финансовых потоков, проходящих через бюджет, и позволяют достигнуть наиболее рационального использования государственных средств на цели развития всего человеческого общества.

· Фискальная функция. Реализация фискальной функции позволяет государству изымать в принудительном порядке часть денежных средств юридических и физических лиц и концентрировать их в централизованном фонде. В результате бюджет превращается в инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики (экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной и др.). Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низким доходом, решение жилищной проблемы, стимулировать развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, создавать условия для экономического роста всего общественного производства и для финансовой стабилизации в стране.

Бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство России регламентируется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым бюджетное устройство – это форма организации бюджетной системы страны в соответствии с принципами ее построения и бюджетной классификацией. Бюджетная система представляет собой целостную совокупность всех бюджетов, существующих на территории страны, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Россия как республика с федеральным устройством имеет трехуровневую бюджетную систему.

Состав бюджетной системы РФ:

Первый уровень (федеральный) включает федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень (региональный) включает республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджетов, бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург, бюджет автономной области, бюджеты автономных округов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень (местный) включает районные, городские, поселковые и сельские бюджеты. В настоящее время осуществляется работа по реформированию местного самоуправления.

Бюджеты государственных внебюджетных и территориальных государственных внебюджетных фондов впервые включены в состав бюджетной системы РФ с 1999 года согласно введенному в действие Бюджетному кодексу РФ.

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» предусматривает, начиная с 2006 г., изменение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы. Предусмотрено формирование двух уровней местных бюджетов (районного и поселенческого); определение перечня собственных полномочий органов власти с «автономным» формированием расходов их бюджетов; введение субвенций на делегированные государством полномочия; долгосрочное закрепление доходов за бюджетами всех уровней и др. В 2004 г. начался процесс региональной интеграции (сокращения количества субъектов РФ), система из 89 регионов громоздка с экономической, геополитической, управленческой, бюджетной точек зрения.

Бюджетная система РФ построена на принципах, изложенных в статьях 28-38 Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетная система может выступать как целостная совокупность лишь, если между отдельными ее составляющими складываются связи, оформленные бюджетным законодательством. Эти взаимосвязи представляют собой структуру бюджетной системы, включающую:

· отношения между бюджетами разных уровней – вертикальные связи,

· зависимость доходных и расходных статей бюджетов любого уровня – горизонтальные связи.

Группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе единой бюджетной классификации РФ в соответствии с ФЗ "О бюджетной классификации РФ". До 1992 г. в России применялись две бюджетные классификации:

· одна – для отражения доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;

· другая – для доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

Действующая ныне бюджетная классификация благодаря единообразию построения и учета всех бюджетных отношений обеспечивает широкую возможность контроля за исполнением бюджета и позволяет сопоставлять и систематизировать доходы и расходы бюджетов всех уровней как по вертикали, так и по горизонтали. Состав бюджетной классификации отражает статья 19 Бюджетного кодекса РФ.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, но при этом не имеют права нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классификации РФ.

Развитие межбюджетных отношений в настоящее время идет по пути разграничения полномочий и закрепления ответственности за органами государственного управления разных уровней. Достижение этой цели возможно за счет:

· распределения доходов между звеньями бюджетной системы посредством закрепления собственных и использования регулирующих доходов;

· бюджетного регулирования, т.е. при помощи распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий в случае недостатка доходного потенциала на соответствующей территории;

· финансовой помощи в виде дотаций, трансфертов, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд;

· взаимных расчетов и бюджетных компенсаций при нарушении сбалансированности бюджетов разных уровней в ходе их исполнения.

 

Бюджетный процесс и его стадии

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормативами права деятельность по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Перечень участников бюджетного процесса, их полномочия и этапы бюджетного процесса определены в третьей части Бюджетного кодекса РФ. Участники бюджетного процесса РФ определены в статье 152 Бюджетного кодекса.

Стадии бюджетного процесса.

1. Составление проектов бюджетов.

Работа над государственным бюджетом страны начинается Правительством за десять месяцев до начала очередного финансового года и носит комплексный характер. Это обеспечивается за счет того, что проект бюджета формируется на основе системы взаимосвязанных экономических и финансовых документов страны:

· перспективного финансового плана;

· баланса финансовых ресурсов;

· плана развития государственного или муниципального сектора экономики;

· долгосрочных целевых программ.

Проект бюджета составляется с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством РФ.

Основные параметры будущих бюджетов определяются Бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому. В послании определяется бюджетная политика на очередной финансовый год. Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ в два этапа. Первый этап – разработка плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной год, второй – распределение предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств. До мая текущего года должны быть разработаны общие сценарные условия федерального бюджета, планируемого на следующий год, и трехлетнего финансового плана страны. К середине июля года, предшествующего планируемому, Минфин РФ представляет уже готовый проект федерального закона о федеральном бюджете и прогноз консолидированного бюджета на планируемый год в Правительство РФ. Правительство должно внести эти документы в Государственную Думу не позднее 15 августа текущего года.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета.

В течение суток со дня внесения проекта закона «О федеральном бюджете на … (очередной) год» Совет Государственной Думы или ее Председатель направляет проект в Комитет по бюджету Государственной Думы для подготовки заключения о соответствии представленных документов требованиям Бюджетного кодекса. Не позднее 1 октября текущего года Банк России обязан представить Государственной Думе проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Проект ФЗ «О федеральном бюджете на … год», принятый к рассмотрению, в течение трех дней направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений и в Счетную палату РФ для заключения. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются: концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики; проект программы внешних заимствований; основные характеристики бюджета (доходы, распределение доходов от федеральных налогов и сборов, дефицит бюджета и общий объем расходов).

Во втором чтении рассматриваются и утверждаются: расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета, принятого в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; расходы по подразделам функциональной классификации расходов бюджета; показатели распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ; основные показатели государственного оборонного заказа и расходов на финансирование государственных целевых программ, государственной программы на вооружение на очередной год; программы государственных внешних и внутренних заимствований, предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной год; программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов.

В третьем чтении рассматривается законопроект в целом, внесение в него поправок не допускается.

Принятый Думой закон в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. В случае отклонения законопроекта на любом этапе работы в Государственной Думе либо в Совете Федерации для преодоления возникших между Правительством и Думой или Думой и Советом Федерации разногласий создается согласительная комиссия.

Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется в течение пяти дней Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

В случае если ФЗ «О федеральном бюджете на … год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право расходовать бюджетные средства ежемесячно до принятия закона в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год.

3. Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи уполномоченными исполнительными органами. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать налоги, сборы и др. платежи и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Исполнить бюджет по расходам – это, значит, профинансировать расходы, предусмотренные бюджетом, в соответствии с бюджетной росписью.

Исполнение федерального бюджета возложено на Министерство финансов РФ, которое составляет бюджетную роспись расходов и передает ее для исполнения Федеральному Казначейству РФ.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений в него, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета. Если же недофинансирование может составить более 10%, то Правительство должно представить в Думу проект закона о внесении дополнений и изменений в закон о бюджете. Если этот проект не принимается депутатами Государственной Думы, Правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета вплоть до принятия закона по данному вопросу.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Министерство финансов РФ предоставляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр отчетов направляется для проверки в Счетную палату РФ. Годовой отчет должен быть представлен не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. После получения заключения Счетной палаты Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год, утверждает его либо отклоняет.

 

 

8.4 Доходы и расходы бюджета. Сбалансированность

бюджета

Как экономическая категория доходы государственного бюджета выражают отношения, связанные с изъятием государством в принудительном порядке части национального дохода и аккумулированием этих денег для осуществления своих функций.

По своему материально-вещественному содержанию доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и накапливающиеся в бюджетном фонде. Бюджетный фонд страны формируется за счет следующих основных источников:

· за счет предпринимательской прибыли, созданной или полученной в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковской сфере и других отраслях народного хозяйства;

· за счет заработной платы наемных работников как материального, так и нематериального производства;

· за счет доходов лиц, работающих не по найму;

· за счет ренты собственников земли.

Если этих средств не хватает, бюджет государства может быть пополнен за счет дополнительных источников:

· за счет продажи части национального богатства страны (доходы от использования или отчуждения государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи золотовалютных резервов и т.п.);

· за счет государственных внутренних и внешних заимствований;

· за счет эмиссии бумажных денег.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в доходы государственного бюджета зачисляются:

1.Налоговые доходы государственного бюджета: федеральные налоги, сборы, пени и штрафы; региональные налоги, сборы, пени и штрафы; местные налоги, сборы, пени и штрафы.

2.Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной федеральной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.п.); доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд; иные неналоговые поступления.

3.Финансовая помощь и безвозмездные перечисления.

4.Остаток средств на конец предыдущего года.

По порядку и условиям зачисления в бюджет доходы подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов; неналоговые доходы за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисления. Централизация доходов утверждается ФЗ о федеральном бюджете и законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной год.

Расходы государственного бюджета как экономическая категория выражают отношения между государством и получателями бюджетных средств, возникающие при распределении и использовании бюджетного фонда.

По своему материально-вещественному содержанию расходы государственного бюджета – это бюджетные ассигнования, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с 65 статьей Бюджетного кодекса РФ формируются на основе:

· минимальных государственных социальных стандартов (минимальный набор услуг, бесплатно предоставляемых государством населению);

· нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;

· нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (минимально допустимая стоимость государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в расчете на душу населения).

Поскольку бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, существуют и их различные классификации. Все расходы государственного бюджета группируются по следующим признакам:

· в соответствии с экономической классификацией расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные (т.е. группируются по экономическому содержанию – на инновационные и инвестиционные цели и на нужды текущего функционирования государства);

· в соответствии с функциональной классификацией бюджетные расходы всех уровней объединяются по своему назначению (т.е. выделяются расходы общегосударственного назначения, на оборону, общественный порядок и безопасность; расходы социального характера; расходы, связанные с экономической деятельностью государства; расходы по выполнению прочих государственных функций).

· в соответствии с ведомственной классификацией расходов выделяют группы расходов по главным распорядителям средств федерального и регионального бюджетов (т.е. по каждому министерству, ведомству или иному государственному учреждению, получающему бюджетные ассигнования).

Для выполнения государством конкретных задач и функций из бюджета осуществляется финансирование затрат на государственное управление и местное самоуправление; судебную власть; международную деятельность; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетику и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрану окружающей среды и природных ресурсов; гидрометеорологию, картографию и геодезию; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культуру, искусство и кинематографию; средства массовой информации; здравоохранение и физическую культуру; социальную политику; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; финансовую помощь бюджетам других уровней; утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров; мобилизационную подготовку экономики; формирование целевых бюджетных фондов; прочие расходы.

Статья 69 Бюджетного кодекса для финансирования всех перечисленных государственных расходов предусматривает конкретные формы предоставления бюджетных средств.

В 2000 г. в РФ впервые был сформирован сбалансированный федеральный бюджет. В 2001 году в РФ был принят федеральный бюджет, в котором расходы бюджета были равны доходам и составили 1193,5 млрд. руб., но в ходе его исполнения появился профицит. В 2002 году профицит федерального бюджета уже был заложен в план в сумме 178,4 млрд. руб.

Соотношение доходов и расходов бюджета, таким образом, предполагает следующие варианты:

· расходы бюджета и его доходы совпадают – имеет место сбалансированность бюджета;

· расходы бюджета превышают его доходы – имеет место отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета;

· доходы бюджета превышают его расходы – имеет место положительное бюджетное сальдо, или профицит бюджета.

Состояние бюджета определяется тремя основными факторами

· долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

· стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

· текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов.

Дефицит и профицит – это не просто разность доходов и расходов бюджета, это сложные финансовые категории. Дефицит бюджета выражает отношения, возникающие в процессе поиска и распределения государственными органами власти и органами местного самоуправления денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Профицит бюджета – это отношения, возникающие при распределении государственными органами власти и органами местного самоуправления появившихся сверх запланированных в бюджете доходов. Одновременно дефицит и профицит бюджета – это важные инструменты финансовой политики государства. Бюджетный дефицит может быть хроническим или иметь краткосрочный характер (если несоответствие расходов и доходов ограничено рамками одного года). В соответствии с теорией финансов считается, что положение в области бюджетных отношений контролируется государством, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от доходов бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Возможными причинами бюджетного дефицита могут быть:

· кризисные явления в экономике;

· чрезвычайные обстоятельства (война, крупные стихийные бедствия);

· структурная перестройка экономики (крупные централизованные вложения в развитие общественного производства);

· чрезмерное «раздувание» расходных статей в угоду политическим интересам (увеличение социальных расходов накануне выборов, милитаризация экономики в мирное время и т.п.).

В случае принятия государственного бюджета с дефицитом законом о бюджете утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета по основным видам привлеченных средств. Источники финансирования дефицита бюджета можно классифицировать на:

· эмиссионные и неэмиссионные;

· внутренние и внешние.

 

Вопросы для контроля:

1. Что такое бюджет?

2. Охарактеризуйте бюджетное устройство РФ.

3. Охарактеризуйте бюджетную систему РФ.

4. Перечислите основные принципы функционирования бюджетной системы РФ.

5. В чем состоит суть бюджетного процесса?

6. Какова роль бюджетной росписи?

7. Классифицируйте доходы бюджета.

8. Классифицируйте расходы бюджета.

9. Каковы причины бюджетного дефицита7

10. Что является оптимальным результатом соотношения доходов и расходов бюджета?

 

ТЕМА 9 Государственные внебюджетные

фонды

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...