Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.

Социальная организация – это упорядоченное взаимодействие индивидов, социальных групп и иных общностей на основе единства интересов, целей и программ.

Особенности социальной организации:

1. Основными элементами социальной организации являются индивиды, их связи, взаимодействия, отношения. Социальная организация должна обеспечить реализацию потенциальных возможностей и способностей индивида.

2. В рамках социальной организации индивидуальные связи образуют новое системное качество, когда системообразующим фактором является единство их целей и интересов.

3. Социальная организация имеет функционально-целевую природу; специализация организаций означает специализацию членов организаций и четкое распределение их функций и ролей. Социальная структура организации - это сложная система социальных статусов и ролей, которые исполняют входящие в нее члены. Выделяют функциональную, профессионально-квалификационную, демографическую структуры.

4. Функционирование социальной организации невозможно без определенных систем коммуникаций. Коммуникация – это форма взаимодействия людей, основанная на обмене информацией. Цель коммуникаций – обеспечить восприятие и понимание индивидом передаваемого сообщения.

5. Организация является инструментом обеспечения и регламентаций поведения людей ради общих целей.

 

6Организационная культура. Ее формируют нормы ценностей, философия организации, убеждения людей, их знания и практический опыт. Она определяет поведение всех сотрудников организации.

7. В любой организации формируется система властных отношений; власть – способность оказывать влияние на поведение других людей, и система власти в любой организации имеет вид пирамиды, т.е. у любого руководителя имеются определенные полномочия. Власть имеется не только у формальных руководителей на вершине пирамиды. Следовательно, различаются и формы власти:

- принуждение;

- власть, основанная на вознаграждении;

- экспертная власть (власть, которая основывается на знании);

- эталонная власть, которая основывается на примере;

- власть, основанная на владении информацией.

В организации происходят объективные и субъективные процессы: различают формальную и неформальную организации. Главной задачей управления является мотивация поведения людей и групп, которые обеспечивают индивидуальную, групповую, организационную эффективность. Задача не только использование человеческих ресурсов, но и их развитие.

 

Организационное построение.

Планирование и организационное проектирование должно базироваться на стратегических планах организации, поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей. Многие теоретики менеджмента считают, что выбор общей структуры организации — это решение, относящееся к стратегическому планированию, поскольку оно определяет то, как организация будет направлять усилия на достижение своих главных целей. Однако исследования показали, что это иная, отличная функция, хотя структура организации определяется стратегией.

Этапы организационного проектирования. По классической теории организации и по мнению большинства менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Разработка организационной структуры схожа с процессом планирования. Последовательность действий при этом такова:

1.

Деление организации по горизонтали на крупные блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Определение видов деятельности линейных и штабных подразделений.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей. Руководство устанавливает цепь команд, производит дальнейшее деление на более мелкие подразделения, чтобы эффективно использовать специализацию.

3. Определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и возложение их выполнения на конкретных лиц. Руководство может разрабатывать конкретные задачи и закрепляет их за исполнителями, которые несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.

Бюрократия ассоциируется с канцелярской волокитой, плохой работой организаций. Причиной этих негативных явлений является не бюрократия, а недостатки в реализации правил работы и целей

организации, трудности, связанные с размером организации и поведением сотрудников. Концепция бюрократии — это одна из нормативных моделей организации.

Основные характеристики системы, называемой рациональной бюрократией, таковы: 1) четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности; 2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 3) наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей, координацию разных задач; 4) формальная обезличенность, с которой официальные лица выполняют свои должностные обязанности; 5) осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями; 6) защищенность служащих от произвольных увольнений.

Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, идущих сверху вниз, наличием правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют также классической организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии.

Отрицательные характеристики бюрократии. Бюрократические структуры неоднократно подвергались критике за неспособность к внедрению новшеств и отсутствие достаточной мотивации сотрудников. Трудности, возникающие в таких структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приі«<. піт к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие вопросы и проблемы решаются, только исходя из прецедентов.

 

 

12. Жизненный цикл организации.

Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад). Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью. Вариант основных этапов жизненного цикла организации представлен на 1.1.

Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Каждая стадия жизненного цикла имеет специфические особенности. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Стадия создания организации.Организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера – новатор. На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.

 

На этой стадии перед организацией стоят две основные задачи:

доступ к необходимым ресурсам;

овладение механизмом конкуренции.

Руководству следует сосредоточить особое внимание на:

изучении потребительского спроса на производимую продукцию, услуги на конкурентных рынках;

сборе и анализе информации о деятельности и намерениях конкурентов, их сопоставлении с возможностями, ресурсами своей организации;

выяснении необходимости и целесообразности наращивания потенциала организации и внесение соответствующих корректив в стратегию;

рационализации управленческого процесса, включающей расстановку кадров, создание надежного механизма принятия решений, системы мотивации;

принятии всевозможных мер по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников.

На стадии создания организации перед менеджерами стоят особенно сложные задачи. Их суть можно свести к дилемме «быть или не быть». На этой стадии необходим особо тщательный и всесторонний анализ ситуации (табл. 8.1.1).

Стадия роста организации.На этой стадии интенсивно развиваются инновационные процессы, окончательно формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль остаются неформальными. По мере роста организации в ней усиливаются процессы разделения и специализации управленческого труда, что в свою очередь вызывает образование новых структурных подразделений. Следовательно, организационная структура становится более сложной, растет число уровней иерархии, происходит увеличение удельного веса административных методов управления за счет создания новых инструкций, положений, процедур, нормативов.

На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи:

обеспечить условия экономического роста;

достичь высокого качества товаров, услуг.

Руководством организации должен быть выбран такой тип управления, который обеспечит поддержание стабильного баланса между стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности в текущем периоде с одновременным планированием будущего.

На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи:

решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;

обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;

оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий.

Стадия зрелости организации.Структура организации становится иерархически все более сложной, формальной, вводятся новые правила и процедуры. Возрастает степень разделения труда и специализации работников, усиливается роль высшего руководства. Процесс принятия решений становится все более консервативным. Роли уточнены настолько, что выбытие тех или иных сотрудников не вызывает серьезной опасности. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. На этой стадии весьма вероятно обюрокрачивание аппарата управления организации. Для предупреждения этого необходима децентрализация управления, корректировка системы мотивации.

Перед организацией стоят задачи:

обеспечить общую стратегическую дееспособность;

сохранить и упрочить устойчивое положение на рынке.

На стадии зрелости руководитель организации должен:

заблаговременно организовать работу по созданию и освоению новой продукции, чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров;

вести мониторинг организационной структуры управления, периодически корректировать ее с целью обеспечения бо льшей гибкости;

постоянно анализировать поведение конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в стратегию развития организации;

использовать возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической подготовки производства;

создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы отдельных сотрудников и команд, использования матричных организационных структур управления.

Стадия спада организации.Организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, обладающих наиболее ценными специальностями. Число конфликтов нередко растет. Механизм разработки и принятия решений централизован. Организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся сдержать, замедлить спад.

Характерные симптомы этой стадии:

снижение спроса ужесточает конкуренцию и изменяет ее формы конкурентной борьбы;

усиливается диктат поставщиков;

возрастает роль соотношения цены и качества в конкурентной борьбе;

нарастает сложность управления производственными активами;

усложняется процесс создания товарных инноваций;

снижается прибыль.

На стадии спада необходимо вдохнуть в организацию новую жизнь, резко скорректировать стратегию, произвести необходимые организационные изменения.

В этих условиях руководителю предстоит:

рассмотреть возможности рационального использования всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности организации на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

приступить к осуществлению изменений в организации, наладить связи с новыми рынками и поставщиками.

 

 

13. Организационная культура как интегральная характеристика организации

Культуре обучаются. Начиная работать в компании, каждый сотрудник познает и перенимает определенные культурные ценности и правила поведения, свойственные для конкретной организации. Обучение может представлять спланированное мероприятие, когда руководитель рассказывает новому сотруднику об особенностях организационной культуры в данной организации, а может происходить само собой в процессе адаптации и взаимодействия с трудовым коллективом.

Культуру и воспринимают, и отдают. Культура создается действиями людей и их поведением. Затем созданная культура начинает определять поведение людей. Как правило, культура обладает высокой сопротивляемостью различным изменениям.

Культура частично подсознательна. Это объясняется тем, что некоторые верования членов организации существуют на подсознательном уровне:
• убеждения, находящиеся на сознательном уровне и принципы, которые лежат в их основе со временем становятся нормой — принимаются как должное;
• информация воспринимается и обрабатывается человеком не только на сознательном уровне, но и подсознательно — это оказывает влияние на образ мышления людей.

Культура представляет собой общепринятые подходы и ценности. Как правило, сотрудники в конкретной организации принимают общий тип мышления и поведения, даже если они разделены географически или функционально. Это достигается за счет общей истории, опыта, совместного обучения.

Культура разнородна. Большинство организаций характеризуются субкультурами, которые складываются вокруг различных уровней, функций и ролей. Как правило, можно выделить:
• исполнительную культуру — имеются общие цели и убеждения в отношении стратегии организации,
• культуру управления, сосредоточенную на управлении, на снабжении ресурсами,
• культуру сотрудников, сосредоточенную на производстве продукции.
Субкультуры могут оказывать на деятельность организации как положительное (формируют ощущение общего предназначения и единства), так и отрицательное воздействие (в том случае, когда являются причинами конфликтов).

Организационная культура описывается как:

• стабильная или нестабильная;
• позитивная или негативная;
• проявленная или непроявленная;
• культура «верхов» / культура «низов»;
• единая или состоящая из множества субкультур;
• личностно-ориентированная или функционально-ориентированная.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...