Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия как мировоззренческая системаа) Мировоззрение и его структура Мировоззрение - совокупность идей, взглядов, представлений, направляющих человеческую деятельность и формирующих отношение человека к миру. Структура мировоззрения состоит из четырех компонентов и двух уровней. 1. Компоненты мировоззрения: - познавательный компонент, который включает знания о мире и человеке; - ценностно-нормативный компонент, который включает представления о ценностях и нормах поведения; - морально-волевой компонент, который включает волевое усилие по достижению ценностей; - практический компонент, который включает формирование определенного типа поведения. 2. Уровни мировоззрения: - обыденный уровень мировоззрения, который включает ошибки, противоречия, заблуждения. Данный уровень формируется в ходе обыденной жизни. - теоретический уровень мировоззрения, который включает научные представления о мире. Данный уровень формируется философией. Выделяют следующие формы мировоззрения: 1) Мироощущение (общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.). Мироощущение (термин онтологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Позитивное мироощущение - проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле. Негативное мироощущение - проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему. 2) Мировосприятие - основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 3) Миропонимание - основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине – опыт конкретного человека + практика всего общества. 4) Миросозерцание - совокупность взглядов на мир, на действительность, миропонимание. 5) Миропредставление – это образ мира, который создает себе каждый человек.
б) Исторические типы мировоззрения В истории человечества существовали следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Миф– это образное, синкретическое (слитное, нераздельное) отношение к действительности. Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны. Характерные черты мифологического мировоззрения: · слияние с природой · слияние с обществом · образное мышление · отсутствие рефлексии (рефлексия – размышление над своими размышлениями) Религия – это фантастическое отражение действительности в сознании человека. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде Богов). Религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозным догм. Религия аппелирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Характерные черты религиозного мировоззрения: · наличие религиозной веры · наличие религиозного культа · образность мышления · попытка рефлексии Философия– это система мировоззренческих представлений о мире в целом и отношение человека к этому миру. Философское мировоззрение складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Характерные черты философского мировоззрения: · поиск субстанции, т.е. сущности, лежащей в основе явления · наличие рефлексии · теоретический характер философского знания Структура философского знания Основные философские проблемы сводятся к трем вопросам: 1. что есть мир? 2. что есть человек? 3. каково отношение человека к миру? Структура философии построена так, что отвечает на эти вопросы и включает в себя следующие направления: Ø онтология - наука о бытие Ø антропология – наука о человеке Ø аксиология – наука о ценностях Ø праксиология – наука о деятельности, практике Ø гносеология – наука о познании Ø этика – наука о поведении человека Ø эстетика – наука о прекрасном
Функции философии Функции философии: 1. Мировоззренческая функция – абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично - материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)» 2. Аксиологическая функция – философия изучает и формирует ценности. 3. Методологическая функция – философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. 4. Коммуникативная функция – философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира. 5. Гносеологическая функция – раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру. 6. Преобразовательная функция – вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению. 7. Прогностически-эвристическая функция – строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования. 8. Гуманитарная функция – жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей. 9. Критическая функция – подвергает все сомнению, выступает против догматизма.
Основной вопрос философии У основного вопроса философии 2 стороны: вопрос о первичности возникновения мира и вопрос о познаваемости.
Вопрос о первичности возникновения мира(онтологическое (генетическое) отношение): Вопрос о познаваемости (гносеологическое отношение):
Основные понятия АГНОСТИЦИЗМ (от греч. отрицание знания) - учение, отрицающее полностью возможность познания объективного мира. АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) - раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей. АТРИБУТ (от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать. БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) - философская категория, обозначающая все то, что существует как таковое - действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии - онтологии; охватывает материальные и духовные явления. ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) - процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. учение о познании) - раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия достоверности познания и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса. ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – первоначально это понятие, обозначающее искусство аргументации, смысл которого интерпретировали по-своему, исходя из своих позиций, представители различных философских школ и направлений: Сократ рассматривал ее как искусство вести беседу; Платон - как высшую науку, метод познания идей; для софистов диалектика была интеллектуальным оружием в борьбе за существование; в средние века диалектика - обычная школьная логика; для Канта - псевдофилософствование, названное им «диалектической иллюзией»; для Гегеля - движение человеческого мышления, которое протекает по своим законам; для марксистской философии диалектика - внутренняя закономерность, в основе которой лежит идея о саморазвитии явления в результате взаимопроникновения противоположных начал, заключенных в нем. ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) - способ рассмотрения теоретических и политических проблем, когда рассматривается мир и человеческое познание в статическом состоянии, поэтому теоретические формулы являются для него неизменными догмами. Он оперирует абстрактными формулами, оторванными от конкретной действительности, теориями без проверки их практикой. ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный. МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) - философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Философский материализм утверждает первичность материального и вто-ричность духовного, идеального, что означает извечность и несотворимость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) - 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира; 2) особая философская дисциплина - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм: 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего. МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Различают методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые, в свою очередь делятся па эмпирические и теоретические. МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе) - 1) область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности; 2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность идей, взглядов, представлений, определяющих направление человеческой деятельности и отношение к миру. МИФ (от греч. предание) - характерная прежде всего для ранних стадий развития человеческого общества особая форма осознания мира человеком посредством чувственно-образных представлений о небывалых существах, явлениях и процессах. МОНИЗМ– способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала (субстанции). ОНТОЛОГИЯ ( от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к природе и познаваемости мира. СКЕПТИЦИЗМ(от греч. исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно, сомнения в надежности истины. Скептики либо сомневаются в возможности полного познания действительности, либо останавливаются на его отрицательном результате. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом, но «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины (античный скептицизм). СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) - в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании - нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой, и достигаемое разумом. ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) - форма духовно-теоретического осмысления действительности и места в ней человека. Теоретическое сформулированная система самых общих взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Тема 2 «Античная философия» 1. Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии 2. Философия человека: софисты и Сократ 3.Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |