Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманизм в философии эпохи ВозрожденияЭпоха Возрождения – это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи ценности человека в духе античности. Характерной чертой этого времени становится гуманизм, т.е. человеколюбие. Человек у гуманистов ставится в центре вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Человек уподобляется Богу и творцу. Он обладает естественными правами, такими как равенство, свобода и право собственности. Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, требует учитывать специфические черты каждого отдельного человека. «Отцом гуманизма» называют Франческа Петрарка. Философ специально исследует проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность и аффекты («страсти души»). К последователям Петрарка относятся Дж. Боккаччо, Колуччио Салутати, Лоренцо Валла.
Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме – учении, отождествляющем Бога и природу. Николай Кузанский (1401-1464) развивает пантеистические взгляды в работе «Об ученом незнании». «Единое есть все» - такова его пантеистическая формула. Единое – минимум, бесконечное – максимум, однако бесконечный минимум и бесконечный максимум совпадают. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей: при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью. (Этим центром и окружностью является Бог). Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков. К вершинам философской мысли эпохи Возрождения принадлежит пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600). Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы (активной) и материи (пассивной). Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа – это Бог в вещах». Пантеизм Бруно – путь к материалистическому пониманию природы. Цель разума – проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими. Самый знаменитый трактат Джордано Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах». По мнению философа, земля, как живое существо, движется вокруг солнца, а вместе с ней движутся по орбитам планеты. Земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь большое количество разнообразных сочетаний. Он считал, что «другие миры так же обитаемы, как и этот». Идеи Бруно вступали в противоречие с представлениями христианского мира. Он был арестован инквизицией и сожжен.
Основные понятия АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства. КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу. МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге. НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобождение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а источником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия. НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, именами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только единичные вещи. НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени. ОРТОДОКСИЯ(правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения». ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выделяют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.). ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество равноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ. ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматические отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 самостоятельных православных церквей. РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единичных вещей, фактически продолжая идеализм Платона. САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божественный смысл. СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение западноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека. ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию. ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность. ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире. УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |