Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская система и диалектический метод Г. Гегеля

Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля изложена в работах: «Феноменология духа», «Философия права» и др.. Философская система Гегеля получила название объективного абсолютного идеализма. Основой мира является мировой разум или абсолютная идея, которая развивается по принципу триады (тезис, антитезис, синтез). Суть этого процесса развития составляет процесс самопознания абсолютной идеи, осуществляемый через ее воплощение в природном и социальном мире. Подобное самоотчуждение - последовательное превращение в свою противоположность – «инобытие», позволяет мировому разуму как бы взглянуть на себя со стороны, раскрыть заложенные в нем потенциальные возможности и тем самым осознать себя.

Тезис – абсолютная идея существует как логика. Ее предметом является абсолютная идея, как взаимосвязь саморазвивающихся категорий, чистых, логических сущностей. Логика делится на три подраздела:1) учение о бытии; 2) учение о сущности; 3) учение о понятии. Гегель рассматривает понятие не только как форму мышления, а подобно Платону, понимает под ним начало всякой жизни.

Антитезис – философия природы, абсолютная идея превращается в инобытие, т.е. материю. В соответствии с этим, философию природы делят на:

· механику – движение масс;

· физику – молекулярное и атомное движения;

· органику – понимаемую как единство механики и физики.

Синтез – философия духа или учение о человеке. Объективный дух – закономерность, возвышающаяся над жизнью индивида и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Проявление объективного духа Гегель видит в экономике, праве, морали, государстве и историческом процессе. Всемирная история по Гегелю, есть процесс в сознании свободы. Гегель делит историю на четыре периода:

1) Восточный мир, характеризующийся отсутствием свободы;

2) Греческий мир, в котором появилась в сознании свобода;

3) Римский мир, формирование личности, как носителя правовых отношений;

4) Германский мир, завершающий этап всемирной истории, на котором люди осознали тот факт, что человек свободен.

Абсолютный дух развивается от чувственного созерцания (искусства) к представлению (религии) и от него к мышлению в понятиях (философии). История философии – это закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы взаимосвязаны. В философии заканчивается процесс самопознания абсолютной идеи. Именно философия раскрывает перед нами истинную основу мира, состоящую в самом мышлении. Здесь находит свое отражение принцип тождества бытия и мышления. Возникают противоречия между философской системой Гегеля и его диалектическим методом: диалектический метод не признает никаких законченных форм развития, а создание системы требует завершенности, поэтому Гегель ограничивает применение своего метода, объявляет современное ему Прусское государство высшей формой государственности, и завершая процесс развития философии собственной философской системой. Несмотря на это противоречие, вклад Гегеля трудно переоценить, самой ценной является та часть его философии, где он разрабатывает принципы, законы, категории диалектики.

 

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Реакцией на бурное развитие идеалистической немецкой философии является материалист Людвиг Фейербах. Если в 1828 г. он защитил диссертацию, выдержанную в духе гегелевского идеализма, то с 1839 г. Фейербах критикует в своих работах «гегельянство». В центре его философского учения находится человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Фейербах исходит из рассмотрения человека, как психофизиологического существа. В человеке происходит слияние объекта и субъекта. Он выступает материальным объектом и одновременно мыслящим субъектом. Полное тождество души и тела достигается в головном мозге человека.

С написанием работы «Сущность христианства» начинается критика религии Фейербахом, и это становится основой его творчества. Теологию Фейербах предлагал заменить антропологией, рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики. В философии Фейербаха на место любви к Богу становится любовь к человеку.

 

Философия марксизма

Философия марксизма представлена учениями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Она явилась продолжением трех главных идей XIX века: немецкой классической философии, английской политэкономии, французского утопического социализма.

Предпосылками для создания философии марксизма явились открытия в области философии и естествознания («Эволюционная теория Дарвина», «Клеточная теория»). Философия марксизма ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Основные работы классиков марксистской философии: «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», «Капитал», «Антидюринг», «Фейербах и конец классической немецкой философии».

Характерные черты марксистской философии:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования, философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного человека.

Общественное развитие детерминируется развитием материальных средств: производительные силы (орудия труда, методы производства) в совокупности с производственными отношениями. Источник развития общества – борьба классов. Базис – экономическая основа общества, надстройка – социальные институты, семья, армия, законы. Только изменение базиса влечет изменение надстройки. Создается формационный подход к истории, когда история делится на типы общества, основаны на определенном способе производства (формации). В реальной жизни людей решающее значение имеет их материальная практическая деятельность. Будущее человеческого общества – коммунизм. Люди получат власть над производством, обменом, собственническими отношениями.

 

Основные понятия

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ- в философии Гегеля в основе всех явлений природы лежит абсолютное и духовное начало - абсолютная идея, миро­вой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем дея­тельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем раз­витии абсолютная идея проходит три этапа: развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), развитие в форме инобытия (природа) и развитие в ис­тории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля - это заключительное, третье звено развития духа, реализующее самосоз­нание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - основная категория философии Гегеля, обоз­начающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - философская концепция, пред­ставители которой основной категорией считают понятие «человек».

АПРИОРИ («изначально») - философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, пра­вильность которых не может быть доказана или опровергнута опытом.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» - основные термины философ­ской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны -«вещь в себе» и «вещь для нас». Первая существует для себя самой, неза­висимо от познающего субъекта и является сущностью вещи (она потусто­роння и непознаваема, дана человеку врожденно, априорно). «Вещь для нас» - это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.

ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассмат­риваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качест­венного изменения вещей. В немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развитие, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрица­ние отрицания происходит путем «снятия».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - понятие немецкой классической филосо­фии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому ра­зуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем по­ведении от механизма природы и конечных условий эмпирического суще­ствования.

РАЗУМ - философская категория, выражающая высший уровень ра­ционального познания, для которого характерно оперирование абстрак­циями и сознательный анализ их природы. На этом уровне мышления че­ловек может постигнуть сущность вещей, закономерности их развития, ло­гику понятий и их взаимосвязь. Цель разума - выявление коренных причин развития явления, его противоположных его начал и логики дальнейшего развития. Логика разума - это диалектика развития явления. Разум в «сня­том» виде включает в себя анализирующую рассудочную деятельность мышления. Кант построил первую развернутую концепцию рассудка и разума. В дальнейшем их трактовка в немецкой философии шла по пути пре­вращения разума в сверхчеловеческий. Заслуга Гегеля в том, что разум и рассудок не противопоставлялись друг другу извне, а представляли собой диалектические противоположности.

РАССУДОК - философская категория, выражающая исходный уро­вень мысли тельной деятельности, которая характеризуется статичностью и формальностью, когда оперирование абстракциями происходит по задан­ному стандарту, когда мысли последовательно выстраиваются, обознача­ются в понятиях и четко классифицируются. Рассудок в обыденной дея­тельности часто называют «здравым смыслом», однако в философии рас­судок - это способность образования понятий, суждений и правил.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») - то, что связано с пред­посылками возможного опыта. В философии Канта означает такое позна­ние, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что воз­можно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет це­лью сделать возможным опытное познание,

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть призна­ние существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятии. В гносеологическом смысле - обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне при­сущее миру сознание). По Канту, это - что недоступно теоретическому по­знанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - учение о явлениях. В немецкой идеалистиче­ской философии - это учение о феноменах человеческого сознания: у Кан­та оно означает учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Гегеля - это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредствен­ности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии - к абсолютному знанию.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА - философская система Гегеля, который пони­мал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы ле­стницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лест­ницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключени­ем, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившей­ся мировой истории мирового духа.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...