Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема человека в истории человеческой мыслиПервыми изучать человека стали софисты и Сократ. Существует три подхода к проблеме человека: Субъективистский подход. Философы этого направления считаю, что: сущность человека определяется внутренним миром человека, а не внешними обстоятельствами (Сократ, экзистенциалисты). Объективистский подход. Философы считают, что сущность человека определяется внешними условиями его жизни. (например, в марксистской философии сущность человека определяется собственностью на средства производства). Синтезирующий (суммарный подход), согласно которому, сущность человека определяется суммой внешних и внутренних факторов. Например, Фромм считает, что нельзя рассматривать человека с позиции лишь одного фактора. В развитии человека определяющую роль играет государство, историческая эпоха и внутренний мир человека. Человек, получив определенную свободу от общества, и формирует свой внутренний мир. В современной философии синтезирующий подход становится все более популярным.
Возникновение человека. Антропосоциогенез: биологическое и социальное в человеке Существуют различные взгляды на проблему возникновения человека: - Теория творения. Человек создан Богом. Он самостоятельной сущностью не обладает. - Эволюционная (натуралистическая теория). Человек возник как результат эволюции, является представителем живого, а, следовательно, ничем от животного не отличается. - Трудовая теория, согласно которой, труд из обезьяны сделал человека. В основе лежит принцип эволюции (постепенное накопление изменений). С точки зрения трудовой теории появление человека связанно с изменениями: а) биологическими (прямохождение, появление второго изгиба позвоночника, изменение стопы, изменение надбровных дуг, изменение кисти руки) б) социальныеми (появление речи, сознания, запретов (табу). - Мутационная теория: человек результат мутации. Отвергает принцип эволюции, заявляет, что природные изменения произошли в результате мутации и позволили сформировать социальные признаки. Ни одна из названных теорий не является общепринятой, все подвергаются критике. Критика трудовой теории заключается в том, что труд – это отличительная черта человека, а, следовательно, труд не является фактором формирования человека. Современная наука говорит о соединении социального и биологического в человеке: «человек - это биосоциальное существо». Биологическое и социальное в человеке находятся в диалектической взаимосвязи. Сегодня становиться общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного сознания.
Жизнь, смерть, бессмертие как философские категории Для человека существуют главные вопросы - смерть и жизнь. Человек боится смерти, боится неизвестности. В Древнем Мире смерть – это второе существование человека. В средние века смерть рассматривается как переход к вечной жизни. Смысл жизни сводиться к богопоклонению, аскетизму. В Новое время смерть рассматривается как естественный этап развития организма. В конце 19 в. – начале 20 в. – смерть понималась как природный враг человека, с которым нужно бороться (Н. Федоров (представитель философии русского космизма)). В середине 20 в. считалось, что человек не должен бояться смерти, человеку нужно напоминать о ней, чтобы он ценил жизнь (экзистенциализм). Размышления над смертью являются исходным пунктом в выработке цели (линии, смысла жизни), которая подчиняет себе мировоззрение и поведение человека. Отклонения от намеченной линии жизни приводит, иногда к мучительным моральным коллизиям. Проблема смысла жизни вечна и исторична. Существуют следующие концепции смысла жизни: - гедонизм (наслаждение, удовольствие) – главное в жизни – это получение удовольствий (Эпикур). - эвдемонизм (блаженство, счастье) – главное в жизни – быть счастливым (Демокрит, Аристотель). Близок к гедонизму. - аскетизм – отречение от земной материальной жизни в пользу духовного самосовершенствования (монашество). - прагматизм – главное в жизни – достижение успеха (Ч. Пирс). - альтруизм – главное – служение в жизни – людям.
Основные понятия АНТРОПОЛОГИЯ– направление философии, в центре внимания, которой стоит не единичная судьба, а человек как социальное существо. ГЕНОТИП –это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конструкция, которую человек получает от своих родителей. ЖИЗНЬ – 1) высокоорганизованная форма бытия, способная к избирательному обмену веществом, энергией с окружающей средой; 2) целесообразное бытие. ИНДИВИД –единичный представитель общества, лишенный конкретных характеристик и относящийся к роду «человек». ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – термин, обозначающий неповторимость человеческого существа, выявляет специфику, своеобразие данного представителя человечества. ЛИЧНОСТЬ – термин, обозначающий целостность человека в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых социальных функций. СМЕРТЬ – граница, точка перехода бытия от одной его формы к другой.
Тема 5 «Сознание» 1. Проблема сознания в истории философии 2. Сознание и его структура 3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |