Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единство чувственного и рационального в познании

Познание мира состоит из двух видов:

· чувственное познание

· рациональное мышление

Чувственное познание начинается с ощущения, которое возникает благодаря действию органов чувств. Второй этап – восприятие, когда возникает образ предмета, основанный на ощущениях. На третьем этапе возникает представление – образ предмета, зафиксированный в памяти.

Рациональное мышление имеет следующие три формы. Первая форма – понятие – логический образ предмета. В нем фиксируются основные свойства и отбрасываются не основные. Понятие фиксируется словом или знаком. Вторая форма – суждение – логическая связь понятий, с помощью чего предмету предписываются какие-либо свойства. Суждение всегда выражается предложением. Третья форма рационального познания – умозаключение – логическая взаимосвязь суждений, в результате чего появляется новое знание.

По моменту возникновения чувственное познание первично, рациональное мышление возникает на его основе. Действие чувственного и рационального взаимосвязано. Познать можно только в единстве чувственного и рационального познания.

 

Истина и заблуждение. Знание и вера

В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины:

- соответствия (корреспондентская) (классическая), в которой исти­на понимается как знание, соответствующее действитель­ности (Аристотель);

- праграматитская, полагающая, что свойством истин­ности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);

- конвенциалистская, рассматривающая истину как ре­зультат условного соглашения (А. Пуанкаре);

- когерентная, трактующая истинность как согласован­ность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).

Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспон­дентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как со­ответствие знания вещам.

Истина– это знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности.

Свойства истины:

- истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека.

- истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависеть только от нас.

- истина существует как процесс.

- истина бывает относительной и абсолютной.

Относительная истина – знание, которое соответствует миру при определенных условиях.

Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Это знание, которое не может быть опровергнуто.

Заблуждение – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение – постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи.

Ложь – преднамеренное искажение истины (дезинформация, скрытие фактов). Ложь мешает познанию мира.

По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода.

1. Первый подход делает акцент на религиозной вере. В данном случае говорят о религиозном интеллектуализме (А.Аврелий, Ф.Аквинский, В.Соловьев) и религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, П. Флоренский).

Религиозный интеллектуализм – это признание роли разума, знания, которые должны быть поставлены на службу религиозной вере. Религиозный антиинтеллектуализм – это отрицание разума, признание слепой религиозной веры.

2. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы. Парадигма – это научный стиль мышления. В истории наук наблюдается смена парадигм, которая осуществляется благодаря уверенности ученых в истинности и значимости новой парадигмы.

 

Основные понятия

ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о познании.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности.

ИСТИНА – знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности.

ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины

ОТКРЫТИЕ – обнаружение новых объективных феноменов.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – часть бытия, на которую направленно познание.

ПОЗНАНИЕ –чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке и хранению информации

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – человек, коллектив или общество, которые познают какую-либо часть бытия (объект познания).

 

 

Тема 12 «Научное познание»

1. Наука как специализированная форма познания

2. Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания

 

Наука как специализированная форма познания

Наука – форма духовного освоения действительности, направленная на его теоретическое отражение посредством разума. Цель науки - постижение истины.

Наука как социальный институт возникает в 17 веке.

Функции науки:

· познавательная

· объяснительная

· практически – действенная

· прогностическая

· мировоззренческая – наука формирует информационную часть картины мира.

Черты научного познания:

Ø системность – логическая выводимость одних положений из других.

Ø объектами научного познания выступает не явления мира, а их идеальные аналогии.

Ø объективность истины.

Ø осознанный контроль над процессом познания.

Ø требования к языку науки – четкую фиксацию и однозначность понятий.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...