Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единство чувственного и рационального в познанииПознание мира состоит из двух видов: · чувственное познание · рациональное мышление Чувственное познание начинается с ощущения, которое возникает благодаря действию органов чувств. Второй этап – восприятие, когда возникает образ предмета, основанный на ощущениях. На третьем этапе возникает представление – образ предмета, зафиксированный в памяти. Рациональное мышление имеет следующие три формы. Первая форма – понятие – логический образ предмета. В нем фиксируются основные свойства и отбрасываются не основные. Понятие фиксируется словом или знаком. Вторая форма – суждение – логическая связь понятий, с помощью чего предмету предписываются какие-либо свойства. Суждение всегда выражается предложением. Третья форма рационального познания – умозаключение – логическая взаимосвязь суждений, в результате чего появляется новое знание. По моменту возникновения чувственное познание первично, рациональное мышление возникает на его основе. Действие чувственного и рационального взаимосвязано. Познать можно только в единстве чувственного и рационального познания.
Истина и заблуждение. Знание и вера В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины: - соответствия (корреспондентская) (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель); - праграматитская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс); - конвенциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре); - когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель). Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспондентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как соответствие знания вещам. Истина– это знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности. Свойства истины: - истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека. - истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависеть только от нас. - истина существует как процесс. - истина бывает относительной и абсолютной. Относительная истина – знание, которое соответствует миру при определенных условиях. Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Это знание, которое не может быть опровергнуто. Заблуждение – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение – постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи. Ложь – преднамеренное искажение истины (дезинформация, скрытие фактов). Ложь мешает познанию мира. По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода. 1. Первый подход делает акцент на религиозной вере. В данном случае говорят о религиозном интеллектуализме (А.Аврелий, Ф.Аквинский, В.Соловьев) и религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, П. Флоренский). Религиозный интеллектуализм – это признание роли разума, знания, которые должны быть поставлены на службу религиозной вере. Религиозный антиинтеллектуализм – это отрицание разума, признание слепой религиозной веры. 2. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы. Парадигма – это научный стиль мышления. В истории наук наблюдается смена парадигм, которая осуществляется благодаря уверенности ученых в истинности и значимости новой парадигмы.
Основные понятия ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о познании. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. ИСТИНА – знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности. ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины ОТКРЫТИЕ – обнаружение новых объективных феноменов. ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – часть бытия, на которую направленно познание. ПОЗНАНИЕ –чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке и хранению информации СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – человек, коллектив или общество, которые познают какую-либо часть бытия (объект познания).
Тема 12 «Научное познание» 1. Наука как специализированная форма познания 2. Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания
Наука как специализированная форма познания Наука – форма духовного освоения действительности, направленная на его теоретическое отражение посредством разума. Цель науки - постижение истины. Наука как социальный институт возникает в 17 веке. Функции науки: · познавательная · объяснительная · практически – действенная · прогностическая · мировоззренческая – наука формирует информационную часть картины мира. Черты научного познания: Ø системность – логическая выводимость одних положений из других. Ø объектами научного познания выступает не явления мира, а их идеальные аналогии. Ø объективность истины. Ø осознанный контроль над процессом познания. Ø требования к языку науки – четкую фиксацию и однозначность понятий.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |