Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14. Философия киников и стоиков

1. Киники— одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

• восхваление физической и духовной бедности;

• крайний аскетизм;

• замкнутость;

• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

• непризнание авторитетов;

• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

• концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;

• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

3. Диоген Синопский(точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

• жил в бочке;

• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";

• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

• отвергал брак;

• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

• не признавал никаких законов, кроме закона природы;

• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

4.Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский(не путать с Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" — парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,

Клеанф, Хрисипп и др.;

• средняя стоя (II— I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

• поздняя стоя (I в. до н. э. — IIIв. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий.

5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единст­венным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

6.Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека(5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

• проповедовал идеи добродетели;

• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

• приветствовал покой и созерцание;

• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

• верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Марк Аврелий Антонин(121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

• глубокое личное уважительное отношение к Богу;

• признание высшим мировым началом Бога;

• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

• объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;

• видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;

• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

• разделение души и разума;

• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;

• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

• предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей действительности.

Вопрос 15. Философия Платона

1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма.Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде,со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого";

• "ума";

• "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

• происходит от "единого";

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает ме­жду собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать "чистые идеи".

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников — "до­сократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть

военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства,согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,

познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противо­положность материалистической "линии Демокрита");

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — ста­новление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

• была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона— религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...