Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.6. Психология личности и межличностных отношений.

Тема 1.6. Психология личности и межличностных отношений.

План

Личность и её отличительные особенности. Категория личность в науке.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Факторы формирования и развития личности, социализация личности.

Психологическая структура личности.

2. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения как социально-психологический феномен. Понятие «группа»

Межличностные отношения в группе. Этапы формирования коллектива

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Личность и её отличительные особенности.

Категория личность в науке

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Проблема личности - одна из центральных в психологии и других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д.

Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса обучения, воспитания и развития. Философия делает акцент на выявление сущности личности и ее роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств.

Человек-понятие видовое, включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем в свою очередь состоит из подсистем и отдельных феноменов. Индивид- это отдельный, конкретно взятый человек. Индивидуальностьобычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Субъект-это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъектностъ -это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь.

Личность -это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание - это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание - это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Факторы формирования и развития личности,

Социализация личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства:макро-и микросоциосреда, воспитание, деятельность.

Макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе.

Микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой.

Воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.

В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения. Социальное взаимодействиепроявляется во всем многообразии его разновидностей, в первую очередь в общении с другими людьми.

На психическое (а также на биологическое) развитие человека оказывает влияние искусственная среда его обитания. Исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор,физиологические особенности человека, среди которых особенность общих и специфических типов высшей интеллектуальной деятельности (ВИД), своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Психическое развитие человека зависит также от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет сама личность как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека.

Социализация личности - это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой - проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в мире: складываются системы смысловых образований личности. В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его развития.

Ценности личности - это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности - более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические структуры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно-детерминированные позиции.

Социализация, становление и развитие личности включает в себя три взаимосвязанных процесса:

- общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

- профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

- профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Становление и развитие личности связаны с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиологическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т. д. Система «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личностикак относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и к себе.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность.Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личностьхарактеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чегоона делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Межличностные отношения как

Этапы формирования коллектива

Этапы формирования коллектива [по Л.Д.Столяренко, 5]:

1 стадия – «притирка».На этой стадии члены группы ещё приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются познать своё «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы играет руководитель.

2 стадия – «конфликтная».В рамках этой стадии открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значения личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. Возможно возникновение противодействия между руководителями и отдельными подчинёнными.

3 стадия – «экспериментирование».Потенциал группы возрастает, но часто совместная работа и взаимодействие происходит неустойчиво, рывками, возникает желание и интерес работать лучше, другими методами, использовать другие средства.

4 стадия – «переходная».В группе появляется собственный опыт успешного решения проблем как синтез реалистичного (прагматичного) и творческого подходов. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому (нет явного лидера), каждый член группы испытывает гордость за принадлежность к ней.

5 стадия – «успешная».Внутри коллектива формируются прочные связи, членов коллектива принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются, в основном, неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения, принятые группой.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А.Я.Анцупов, С.Я.Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. – 208 с. ISBN 5-469-00517-8.

2. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. – М., 2004. – 272 с. ISBN 5-13878-053-2.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб., 2004. – 713 с. ISBN 5-314-00016-4.

4. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, В.П.Каширин. – М.: «Академия», 2001. – 480 с. ISBN 5-7695-0488-9.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 672 с. ISBN 5-222-03188-8.

6. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений в 3 т. / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. – 1т.: Общие основы психологии. – 688 с. ISBN 5-691-00552-9. – 2т.: Психология образования. – 608 с. ISBN 5-691-00232-5. – 3т.: Психодиагностика. – 640 с. ISBN-5-691-00112-4.

 

Тема 1.6. Психология личности и межличностных отношений.

План

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...