Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) – составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений.

БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине. возможности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физичес­кие объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») - одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направления – адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление – вишишта (основатель Рамануджа),считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во вэаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну..

ВЕДЫ (буквально «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II ты­сячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания; Самоведы –песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставле­ниями; Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Адхарваведа – магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы – своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады – трактаты религиозно-философского содержания.

ГУРУ(буквально «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие).

ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э. Основоположник – Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствова­ния, он обязан принципу У-вей – недеяния, который означает действие, лишённое искусственности и произвольности, невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий с целью их изменения.

ДЖАЙНИЗМ –индийское религиозно-философское учение, формировавшее-ся в VI-V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна.).

ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный за­кон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ –философия, разви­вавшаяся параллельно с западной, и имеющая следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание суб­станциального единства всех существ); 3) признание всех ас­пектов опыта человека (чувственного и потустороннего), по­вышенное внимание познанию потустороннего; 4) универсальная практическая направленность (охватывает все ее сфе­ры жизни: этическую, психологическую, религиозную, позна­вательную, физиологическую и т.д.);5) убеждение, что реальность может познаваться раз­ными путями, то есть имеются разные пути к совер­шенству; 6) утвер­ждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого инди­вида. В историческом развитии И. ф. выделяют этапы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) класси­ческий, или брахмано-буддийский, период (500г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 3) послеклассический, или инду­истский, период (с 1000 г. н. э. до наших дней).

ИНДУИЗМ – национальное верование индусов, основанное на священном писании – Ведах («ведать, знать»), отстаивающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма) и переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана – освобождение от тела и слияние его с Брахмойотстаивающеерование индусов, основанное на священном овой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений..

ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское нача­ло, пассивность, холод, темноту, влагу, ян – мужс­кое начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порожда­ет все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специ­фическую модель его развития; каждое из этих про­тивоположных начал содержит в себе другое. То убы­вание, то нарастание инь-ян приводит к постепенно­му преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движе­ние по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позво­ляет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

ЙОГА (от «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

КАРМА - древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, ориен­тированная на постижение «внутренней мудрости», которое выра­жается в следовании Небесному Пути— Дао, а зна­чит, предполагает знание всеобщего порядка бытия — Ли, который включает в себя моральные отношения меж­ду людьми в разных сферах жизни, поэтому её особенностью являются этические и управленческие про­блемы. Основными идеями яв­ляются: 1) представление о пяти первостихиях (у–син) – вода, огонь, дерево, металл, земля – символах, выражающих универсальную классификационную схему всего мироздания; 2) деление всего сущего на противостоящие друг дру­гу женское, темное начала (инь) и светлое, мужское начало (ян); 3) представление об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь — легкие мужские час­тицы (ян-ци). Взаимодействие этих частиц порожда­ет сначала пять первостихий, а затем все сущее.

КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская си­стема Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основатель – Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям: 1) идее формирования социаль­ного идеала – «благородного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновыва­ло такой тип государственного устройства, в к-ром фун­кция гармонизации Поднебесной отводилась госуда­рю и его помощникам просвещенным чиновникам — «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием старших, мужеством. Упорядочивание социума невоз­можно без «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их идеальной сущностью. В социальном кон­тексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные общественные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао – Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единствен­ный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брах­мана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отри­цая аскетизм.

МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем кото­рого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к на­роду провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного и материального начала во вселенной.

МОКША– в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана - это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это - убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана - противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана - это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенности зем­ным бытием.

НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковы­вает многие положения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя до­стичь освобождения.

ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизировало творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

САНКХЬЯ – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары).

УПАНИШАДЫ – один из разделов вед, древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП - Ш вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений.

ЦИ –основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля.


III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важнейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного).

АПАТИЯ(от греч. бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают дея­тельности разума. Апатия возможна при пости­жении логоса — закона, который правит миром и пред­писывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.

АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела.

АПОРИИ (ЗЕНОНА)(«безвыходное положение») – понятие, введённое в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Апории рассматривались как метод опровержения посредством сведения к аб­сурду. Они отражают несоответствие между данны­ми опыта, говорящими о существовании движения, и результатами их теоретической реконструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное время должен преодолеть бесконечное число отрезков дистанции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблюдениям. Апории не отри­цают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении.

АТАРАКСИЯ(от греч. отсутствие волне­ний) – идеальное душевное состояние, равнове­сие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понима­лось как отсут­ствие страха смерти, жизненные переживания, бес­покойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внут­ренней свободы, понимаемой как независимость от все­го внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном.

АТОМИЗМ (от греч. неделимый) – учение Левкиппа – Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только про­возгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анак­сагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух на­чал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в приро­де, а разум – это способность человека пре­одолеть существующую в природе необходимость.

ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать.

ИДЕЯ(от греч. образ, вид, род, форма) – умопостигаемое истинно сущее. Демокрит на­зывал идеями атомы и понимал под ними неделимые умо­постигаемые формы вещей. У Платона идеи – это вечные образцы, по которым строится вся множественность ве­щей и которые имеют идеальную сущность, постигае­мую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собствен­ным идеальным существованием, независимым от кон­кретных вещей. Аристотель представляет идеи как фор­мы мысли о сущем, то есть отожде­ствляет идеи с формой, которая выступает активным началом вещей.

КАЛОКАГАТИЯ (от греч. прекрасный и добрый) – термин, обозначающий идеал вос­питания. Сократ называет её совершенством те­лесного и духовного, что включало в себя справедливость, разумность, муже­ство и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводящая человека к счас­тью. Аристотель рассматривает её как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечиваю­щее расцвет внутренних человеческих сил.

КАТАРСИС (от греч. очищение) – сущ­ность эстетического переживания: эмоциональная разгрузка, мистическое очищение души от грязи телесности и чувственности. Пифагорейцы приписыва­ли катарсическое действие музыке, Гераклит говорил об очищении огнем, Платон под катарсисом понимал освобож­дение души от тела, Аристотель рассматривал его как очищение от стра­стей и полное освобождение от них.

КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Синопа. Её сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением.

КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Её сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни ( счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избе­гать зло и жить без боли и огорчений.

КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

ЛОГОС(от греч. «слово», «понятие», «разум») – миро­вой закон, основа мира, его порядок и гармо­ния. Термин введен Гераклитом, который понимал его как суще­ствующий миропорядок, внутри которого «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы проти­воположностей. В идеалистической филосо­фии – это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.

ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимназией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит.

ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель – Платон.

МАЙЕВТИКА— метод философствования способствовавший рождению истины, приме­нявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-от­ветный процесс, направленный на установление истинного смысла. Со­крат ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая аб­сурдность их альтернатив (абсурдность по­нималась не как противоречивость, а как факти­ческая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы – милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнём, Анаксимандр с апейроном (беспредельным).

НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

ПЕРИПАТЕТИКИ (букв. «совершаемый во время прогулки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

ПИФОГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жившего во II в. пол. VI в. до н.э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.

ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицатель­ном результате.

СОФИСТЫ – условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяющих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешне формальной правильностью. С ними полемизировали Платон, Ари­стотель, в произведениях которых сохранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» представ­ляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленности встречающихся в них выражений или отсутствия необходимой связи между их посыл­ками и заключением.

СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом – бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания – сенсуалисты (основа познания – чувственные восприятия).

ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зеноном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблем логического выражения диалектических противоречий.

ЭЛИНИЗМ– совокупность философских учений (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода её упадка, когда основными проблемами становятся: поиск путей личного спасения и рецепты личного счастья.

ЭНТЕЛЕХИЯ(от греч. завершение, осуществленность) – у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завершению развития, Энтелехия – цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией живых су­ществ является душа, которую Аристотель характеризу­ет как «первую энтелехию», есть необходимое условие форми­рования, изменения и деятельности тела.

ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура – видного атеис­та эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.

 


IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие ин­дивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне. АНТРОПОДИЦЕЯ(от греч. человек и справедливость) – оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и по­добию Бога). И хотя человек греховен, в своей ис­тории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма.

АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») – начальный этап в развитии средневековой философии конца II – начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечённой эллинской мудрости, используя приёмы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к ещё гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Алексан-дрийский, Тертуллиан, Ориген.

БРИТВА ОККАМА – ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выра­жен в двух его формулировках: «То, что можно объяс­нить посредством меньшего, не следует выражать по­средством большего» и «Без необходимости не следу­ет утверждать многое». Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мис­тические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику филосо­фии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии.

ВЕРА И РАЗУМ – проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спасительной истины или, наоборот, отвлека­ет от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во-первых, отказ от рациональ­ного познания: время жизни человека кратко и должно быть посвящено вере, ведущей к спасению. Во-вторых, признание способности разума наряду с верой участвовать в поиске спасительной исти­ны (гармония веры и разума): благо как дар Бога в результате грехопадения человека его разум ослабел, а вера призвана направлять и исправлять его. Истины веры и разума не могут противоречить друг дру­гу (Ф. Аквинский).

ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизма. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Они предстают в виде борьбы материи – зла с духом – носителем света и добра. Гностики отмечают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – синоним филосо­фии у Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и других схо­ластов, как знанию, получаемому в противоположность божественному откровению (знание основ теологии), которое Бог может мгновенно передать человеку, в то время как «естественное знание» требует длительного обучения.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии. Наиболее законченный вид эта теория при­обрела в философии Уильяма Оккама. Сущность Бога не может быть познана естественным путем, так как эта истина дается только в откровении. Оккам задает вопрос: «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологичес­кую истину доказать в теологии и естественном зна­нии?» и отвечает: 1) «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах зна­ния»; но 2) «если одна и та же истина не может быть доказана в естественном зна­нии и теологии, философия бесполезна для теологии». Эти рассуждения доказывали возможность существования философии вне теологии и возвращала ее к аристотелевскому содержанию.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА – основа учения Фомы Аквинского. 1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен существовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог. 2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следо­вательно, должна существовать первопричина – Бог. 3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер. Это и есть Бог. 4. Доказательство от совершенства. Все существующее может быть представлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог. 5. Доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.

ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста.

КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-от­ца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официаль­ной философией его провозглашен неотомизм.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ(от лат. система, фор­мулировка) – направление в ср.-вековой схоласти­ке, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально суще­ствует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать ста­тус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утвер­ждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия – это образ, это концепт.

КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что су­ществует два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Приче<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...