Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитывающий аспект цели урокаo Связан с формированием социально значимых качеств личности, с отношением человека к изучаемому материалу, к окружающим людям, к себе и своей деятельности o Психические материал воспитания: отношения
Состав воспитательного аспекта цели: · Формирование Я-концепции, · Формирование гуманности и толерантности к другим людям, · Формирование способности к сотрудничеству, · Формирования законопослушания.
Организующий аспект цели урока o Связан с преднамеренной выработкой у учащихся индивидуального стиля познания, учебного труда, учебной деятельности o Психологический материал организации: способ деятельности o Развитие мотивационной сферы, o Развитие двигательной сферы
Состав организующего аспекта цели: · Развитие индивидуального стиля познания, · Воспитание культуры учебного труда, · Формирование навыков учебной деятельности. Декомпозиция цели урока Комплексная цель урока не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать, т.е.: · расчленить на задачи этапов, если урок четко этапируется, · расчленить на задачи учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Основные этапы современного урока 1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4. постановка цели занятия перед учащимися; 5. организация восприятия и осмысления новой информации; 6. первичная проверка понимания; 7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; 8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 11. домашнее задание к следующему уроку; 12. подведение итогов урока. Структура урока
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
В любой технологии обучения базовая дидактическая структура урока любого типа постоянна и характеризуется следующими компонентами (основными этапами): · актуализация имеющихся знаний и способов деятельности; · формирование новых знаний или способов деятельности; · применение новых знаний и способов деятельности. Дидактическая задача первого из этапов – создание условий для ориентировки в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа является совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление учащимися того, что они уже знают и того, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование). Дидактическая задача основного этапа урока – организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Для этого этапа учитель · должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации: это могут быть справочники и энциклопедии, словари, текст параграфа, таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей; · должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации, по возможности так, чтобы происходило структурирование учебной информации: либо она дробилась, либо укрупнялась, Либо переводилась из текстовой формы в образную и наоборот. Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Ее основная дидактическая задача – организация применения учащимися полученных новых знаний и способов деятельности и рефлексия. На этом этапе происходит · выяснение, какими знаниями и умениями обогатился опыт учащихся; · уточнение, на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, в ходе урока ответили, а какие остались без ответа; · создание мотивации для домашнего задания.
Специфика типа урока определяется наполнением постоянных компонентов структуры компонентами двух переменных подструктур: внешней (методической) и внутренней (логической). Компоненты переменных структур определяются учителем в зависимости от ведущих дидактических задач и с учетом развивающих и воспитательных аспектов целей урока. Описание возможных вариантов структур уроков разных типов (тип определяется ведущей дидактической задачей) Структура урока изучения нового материала:
Структура урока формирования умений и навыков:
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
Структура урока повторения:
Структура урока проверки знаний:
Структура повторительно-обобщающего урока:
Структура комбинированного урока (такой урок, как правило, имеет две или несколько равнозначных дидактических задач):
Эффективность (качество) урока
Комплексный результат урокаможет быть определен через сопоставление результата деятельности учителя (т.е. того, что учитель хотел дать) и результата деятельности учеников (т.е. того, что ученики взяли)
В качестве основы для определения эффективности урока можно использовать показатели эффективности, ориентированные на выделенные М.В.Клариным категории целей обучения, разработанные на основе таксономий целей Б. Блума (в когнитивной сфере) и Д. Кратволя (в аффективной сфере). Категории целей в когнитивной области: 1 Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений. Ученик:
2 Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую— его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы— в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:
3 Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Ученик:
4 Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:
5 Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:
6 Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:
Категории учебных целей в аффективной области: 1. Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда компоненты: a) осознание; b) готовность или желание воспринимать; c) избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:
2. Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Входящие сюда компоненты: a) подчинённый отклик; b) добровольный отклик; c) удовлетворение от реагирования. Ученик:
3. Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): a) принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»); b) предпочтение ценностной ориентации; c) приверженность, убеждённость. Ученик:
4. Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят такие компоненты: a) концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения; b) организация системы ценностей. Ученик:
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в таких компонентах: a) обобщённая установка; b) полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность. Ученик:
Такая конкретизация целей помогает определять показатели эффективности (качества) урока
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |