Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика методов педагогической психологии.

Методом в педагогической психологии называется способ сбора фактического материала, его количественного и качественного анализа и интерпретации данных в соответствии с целью исследования.

В психологии известны классификации методов по разным критериям. Каждая классификация основывается на определенных критериях. Например, все методы можно разделить по критерию продолжительности изучения на лонгитюдные и одномоментных срезов. В педагогической психологии в зависимости от цели используются методы обоих групп. Если стоит цель сравнить несколько групп по отдельным показателям личностного развития, то используются методы одномоментных срезов. При необходимости изучения динамических характеристик личностного развития используются лонгитюдные методы.

Психологическое исследование, как правило, состоит из нескольких этапов. По крайней мере, можно выделить три этапа: подготовительный этап, этап сбора фактического материала, этап обработки и интерпретации данных. Следовательно, в соответствии с логикой исследования можно выделить три группы методов: пилотажные, методы сбора фактического материала, методы обработки и интерпретации данных.

Нами предлагается классификация, критерием которой являются практические задачи практического психолога. Наиболее часто перед психологами ставится задача описать (характеризовать) психическое явление, в нашем случае описать (характеризовать) особенности психического и личностного развития учащегося.

Для решения такой задачи используются описательные методы. К описательным методам мы относим наблюдения, опросные методы, анализ результатов деятельности человека. В свою очередь опросные методы включают анкетирование, беседа, интервью, опросники.

Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественного и качественного анализа и интерпретации.

Фиксирование может осуществляться в специально заготовленных бланках (протоколах) с помощью пишущих средств, а также технических средств: видиокамеры, магнитофона и т.п.

В психологии существуют классификации наблюдения по разным критериям. Так, например, по критерию избирательности наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь, как правило, не ограничивает количество наблюдаемых объектов, и в результате использования такого подхода получаются данные, которые трудно обобщить и классифицировать. При изучении проявления личностных свойств в поведении рекомендуется использовать выборочное наблюдение с ограниченным количеством испытуемых (в пределах от 5 до 9 человек). Такое наблюдение продуктивнее в сравнении с сплошным наблюдением, так как оно позволяет отобрать определенное число испытуемых в соответствии с задачами исследования и с учетом возможностей количественного и качественного анализа его результатов. Даже если группа относительно велика, то необходимо в ней выделять для наблюдения подгруппы, внутри которых осуществляется коммуникация, а также фиксировать те редкие обращения членов подгруппы к остальным членам всей группы.

По критерию ограничения во времени можно выделить непрерывное и дискретное наблюдение. Непрерывное наблюдение осуществляется по ходу протекания наблюдаемого процесса, а дискретное проводится в четко зафиксированные временные интервалы, на которых наблюдаемый процесс наиболее соответствует цели и задачам исследования. В наблюдении за поведение испытуемого, как показывает практика, наиболее приемлемым является дискретное наблюдение.

Чаще всего в психологии классифицируют наблюдение по критерию включенности исследователя в наблюдаемый процесс. Так выделяют внешнее и включенное наблюдение. Под внешним наблюдением понимают такой процесс, при котором исследователь осуществляет наблюдения извне, а включенным наблюдением называют такое, при котором исследователь осуществляет наблюдение как участник наблюдаемого процесса, но об этом никто из испытуемых не подозревает.

По форме организации наблюдение может быть свободным или стандартизированным. При свободном наблюдении исследователь, как правило, фиксирует все доступные для данного метода акты поведения с фиксированием в протоколе. После проведения наблюдения в протоколе необходимо выбирать те акты, которые относятся к изучаемому явлению, и их систематизировать и обрабатывать на фоне огромного излишнего количества материала, что невольно ведет к субъективности.

При стандартизированном наблюдении необходимо четко сформулировать тему и конкретизировать ее в задачах, определить единицы наблюдения, заготовить матрицу наблюдения. При наблюдении фиксируются лишь ожидаемые акты поведения, касающиеся изучаемого явления. В этом случае легче систематизировать данные наблюдения. К примеру, перед нами поставлена цель: выявить уровень познавательной активности школьников на уроке. Данную цель можно конкретизировать следующими задачами:

- зафиксировать количество поведенческих актов, связанных с познавательной активностью испытуемых;

- провести количественный и качественный анализ и интерпретацию полученных данных.

Единицами наблюдения могут быть следующие акты поведения: правильный и полный ответ на вопрос учителя, не полный ответ на вопрос учителя, неправильный ответ на вопрос учителя, отказ от ответа на вопрос учителя, желание ученика отвечать на вопрос учителя с помощью жеста - поднятия руки, обращение к товарищу за подсказкой, подсказка, обращение к учебнику, обращение к конспекту (записям), обращение к учителю за помощью и т.д.

В матрице наблюдения отмечаются соответствующие акты поведения на протяжении фиксированного времени за определенной группой студентов. Затем данные матрицы наблюдения подвергаются количественному анализу, на основании которого определяются с помощью статистических приемов уровни познавательной активности школьников.

Анкетированиепредставляет собой метод сбора фактического материала посредством количественного или качественного анализа ответов испытуемых на определенную систему вопросов исследователя, как правило, в письменной форме. Анкеты могут быть с открытыми вопросами, например: « Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?», которые сложнее в обработке, но дают больше информации по сравнению с другими видами анкет. Анкета с закрытыми вопросами по типу: «Чем вы занимаетесь в свободное время? Нужное подчеркнуть. Далее предлагается перечень предполагаемых ответов испытуемого. Могут быть анкеты, в которых необходимо провести шкалирование. Например, «Сколько времени вы тратите на подготовку домашних заданий?» Ответ на этот вопрос требует определить временной интервал, фактически в такой анкете можем получить количественные характеристики изучаемого явления.

Интервью– это метод сбора фактического материала посредством психологического анализа ответов испытуемых на стандартные вопросы исследователя, как правило, в устной форме. Интервью позволяет провести сравнительный анализ ответов испытуемых на одни и те же вопросы исследователя.

Беседа один из сложнейших опросных методов. Она представляет собой метод сбора фактического материала посредством количественного и (или) качественного анализа ответов испытуемого на вопросы исследователя в устной форме. Чтобы получить достоверные данные, необходимо вызвать доверие испытуемого к исследователю. Часто вступительная часть беседы, целью которой является формирование доверия испытуемого к исследователю, занимает много времени. Эффективность использования беседы зависит от опыта и профессионализма исследователя.

Опросник – это метод сбора фактического материала посредством стандартизированного анализа ответов испытуемых на систему вопросов исследователя.

Второй задачей по встречаемости в практической деятельности психолога является задача измерить. Для решения этой задачи используются диагностические методы: тесты, шкалирование, рейтинговые методы, социометрия, референтометрия и многие другие методы, в результате которых получается количественная характеристика (число) изучаемого феномена.

Тест представляет собой определенное задание, которое требуется выполнить, как правило, за фиксированное время.

Тесты в свою очередь классифицируются по различным критериям. Например, в педагогической психологии можно использовать классификацию по задачам практического педагога или психолога. Измерить психические состояния можно с помощью вербальных тестов, которые представляют в форме опросника. В таких тестах формулируются вопросы по определенной системе, а испытуемому необходимо ответить на вопросы определенным образом, например, альтернативно «да» или «нет». В некоторых тестах есть варианты ответов «да», «нет», «иногда», а встречаются тесты, в которых предлагается более подробная шкала ответов. При этом рекомендуется отвечать на вопросы не раздумывая, что первое «пришло в голову». К вербальным тестам можно отнести тесты Айзенка и тест Русалова для изучения свойств темперамента; тест Спилбергера и тест для изучения тревожности и ее особенностей, тест Басса-Дарки для изучения агрессивности личности. Опросник Кеттела позволяет измерить выделенные автором 16 факторов, характеризующих системные личностные образования, а тест ММРI позволяет измерить довольно широкий спектр показателей психического и личностного развития человека.

Тесты задания, чаще используются для измерения показателей развития познавательных процессов, показателей интеллектуального развития личности. Например, тест Амтхауэра, тест ШТУР (Школьный тест умственного развития), тесты для изучения обучаемости школьников (З.И. Калмыкова) и др.

Чтобы характеризовать особенности развития личности в процессе обучения и воспитания используют в педагогической психологии и проективные методы. В основе этих методов лежит проекция бессознательного в поведении и деятельности человека.

Задачу психолога изучить определенные психические явления позволяют решить экспериментальные методы. В психологии межличностного взаимодействия экспериментальным методом называем такую процедуру, в которой устанавливается связь (взаимосвязь, влияние, взаимовлияние, зависимость, взаимозависимость) между специально меняющимися условиями и показателями развития межличностного взаимодействия. Эксперимент может быть естественным, лабораторным, полевым, моделирующим.

Естественный эксперимент проводится в привычных условиях межличностного взаимодействия, при котором испытуемые не подозревают о том, что участвуют в эксперименте. Ценность естественного эксперимента заключается в том, что он позволяет изучить существующие закономерные связи между изучаемыми явлениями в реальном взаимодействии. Недостатком такого эксперимента является сложность создания и изменения условий, влияющих на психическое и личностное развитие таким образом, чтобы не нарушить естественности межличностного взаимодействия и у испытуемых не вызвать излишних переживаний.

Лабораторный эксперимент ценен тем, что предоставляется возможность четко фиксировать и изменять условия и устанавливать влияние этих условий на конкретные показатели межличностного взаимодействия, зафиксированные с помощью специальных технических средств, в наше время чаще всего с помощью компьютерной диагностики. Несмотря на то, что в таком эксперименте получаем относительно объективные фиксированные аппаратурой показатели, негативным является субъективный фактор осознания участия испытуемыми в эксперименте.

Полевой эксперимент отличается тем, что он проводится в экстремальных, непривычных для испытуемых условиях. Все процессы межличностного взаимодействия при таком эксперименте протекают быстрее, выявляя иногда психологические закономерности, которые трудно выявить при естественном эксперименте. Ценность его заключается и в экономии времени. Недостатком полевого эксперимента является нарушение классической «чистоты» исследования, в нем наряду с фиксированными меняющимися условиями возникают непредсказуемые условия, вызывающие искажения в результатах исследования.

Моделирующий эксперимент заключается в установлении связи между специально изменяющими условиями и показателями межличностного взаимодействия с помощью модели. Чаще используется математическая модель явления. Различные стороны психического и личностного развития можно описать как сложную функцию с многими переменными, следовательно, с помощью математического анализа можно описать влияние множества определенных независимых переменных на зависимые показатели изучаемого явления. Ценность результатов такого эксперимента позволяют с наименьшими затратами сил и времени определить силу влияния каждого условия на развитие межличностного взаимодействия, описать критические точки развития, характеризовать оптимальность сочетания определенных факторов на развитие межличностного взаимодействия. Конечно, результаты, полученные в моделирующем эксперименте, проверяется другими экспериментальными исследованиями.

Формирующие методы решают задачи психического и личностного развития индивида или совершенствования обучения и воспитания.

Глава 2. Психология обучения

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...