Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и его психологическая сущность.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, педагогика, социология, психология и др.) Но даже в рамках психолого-педагогической науки нет единого подхода к определению этого понятия.

Наиболее часто встречающееся определение воспитания в учебниках по педагогике следующее. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных его качеств.

В современной социальной психологии воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом социального развития личности, через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В педагогической психологии воспитание определяется как планомерное целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств и личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

В контексте новых социальных отношений в современной педагогике воспитание определяется как целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. В этом определении встречается понятие «жизни, достойной человека», которое не поддается научному определению. Жизнь человека всегда достойна его. Человек сам хозяин своей жизни, и ни кто не в ответе за его качество жизни. И далее в педагогике можно встретить еще и понятие «достойного человека», которое на житейском уровне, как будто понятно, однако трудно сформулировать диффиницию этого понятия.

Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способность выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

Каждое из определений имеет свою логику. Однако с позиции педагогической психологии, на наш взгляд, воспитание - это формирование системы конструктивных отношений личности к себе, другим людям и окружающему миру посредством управления мотивацией активности воспитанника.

Психологическая сущность воспитания сводиться к позитивному изменению системы отношений личности к себе, к другим людям и к окружающему миру, фактически конструктивно изменяется мир мыслей, переживаний, отношений личности.

 

Виды воспитания

Классификация воспитательных воздействий может осуществляться по разным критериям. В психолого-педагогической науке чаще воспитание классифицируется по критерию места воздействия на воспитанника. Так, например, выделяют школьное воспитание, семейное воспитание, дошкольное воспитание, вузовское воспитание и т.п. Такая классификация дает представление об внешних условиях и возможностях воспитания, однако не раскрывает психологической сущности этого процесса.

В отечественной психолого-педагогической науке часто употребляются виды воспитания по критерию модальности, а именно, какая сфера личности в таком воспитании формируется. Например, выделяются такие виды , как идеологическое воспитание, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, художественное воспитание, музыкальное воспитание, физическое воспитание и т.п.

В современном обществе в связи с изменяющимися политическими, экономическими, правовыми отношениями в обществе, особенно при возникновении кризиса развития общества возникает более острая необходимость в идеологическом воспитании личности. Однако, необходимо учитывать основные закономерные особенности воспитания. Во-первых, идеологическое воспитание необходимо осуществлять системно, учитывая исходный уровень развития личности. Особенно важно знать, что не следует неестественно выделять, выпячивать идеологическое воспитание из всей воспитательной системы и навязчиво воздействовать на личность, иначе может возникнуть синдром «негативизма», не принятие содержания и форм воспитания. В идеологическом воспитании необходимо опираться на принцип единства теории и практики, идеологическая пропаганда должна опираться на «правду жизни». Очень важно в идеологическом воспитании учитывать традиции народа, основываться на исторических и культурных ценностях общества, допускать плюрализм мнений. Кроме этого, необходимо учитывать возрастные особенности личности и ее социальный и профессиональный опыт.

Патриотическое воспитание крайне необходимо в современных условиях. Однако следует понимать, что патриотическое воспитание взаимосвязано с интернациональным воспитанием, фактически патриотическое и интернациональное воспитание это одно направление имеет две противоположности. Патриотическое воспитание, формирующее у личности уважительное отношение к истории своего народа, любовь к своему отечеству, глубокое отношение к своей национальности. Не смотря на то, что понятие «национализм» в наше время стало иметь негативную окраску, это качество личности характеризует уровень ее развития. Национализм часто отождествляют с понятием «шовинизм». Человек, который искренне любит свой народ, свою национальность, бесспорно, способен уважать и любить людей других национальностей. Шовинист же противопоставляет свою национальность другим, и приписывает людям своей национальности особые, исключительные качества, которые демонстрируют превосходство своего народа над другими.

Особенно, важно не упускать в системе воспитания нравственное развитие личности. Нравственная направленность включается во все аспекты воспитания, следовательно, нравственное воспитание является интегративным. Определяющей направленностью в нравственном воспитании является просоциальная – это направленность на других людей, проявляющая в эмпатии к ним, альтруизме, любви. Эгоистическая направленность и направленность на деятельность в воспитании меньше способствуют формированию доброты, открытости, порядочности личности.

Cуществуют и другие классификации воспитательных воздействий.

На наш взгляд, с позиции педагогической психологии в воспитании можно выделить виды по мотивации его. Если мотивация обусловлена внешними факторами, то чаще всего это воспитание-воздействие. В таком виде воспитания всегда в большей или меньшей мере отмечается воздействие и элементы психологического насилия над личностью. Воспитание-воздействие может быть иногда оправдано, если проводится в исключительных условиях.

Если мотивация внутренняя, обусловлена психологическим факторами, то такое воспитание вправе назвать самовоспитанием. Этот вид воспитание предполагает сотрудничество воспитанника с воспитателем и относительную самостоятельность в формах, содержании и средствах воспитания.

Воспитание воздействие имеет благую цель – формирование развитой личности. Однако эта цель далеко не всегда осуществляется, так как средства, содержание и методы определяются воспитателем. Вряд ли можно говорить о воспитании личности, если составляется план воспитательной работы, содержащий мероприятия, которые по-разному влияют на развитие отдельных воспитанников. Например, смотр песни и строя будет положительно влиять на отдельных школьников: они станут более собранными, дисциплинированными, у них возникнет чувство гордости и личностной значимости, а других школьников может это же мероприятие унизить, нивилировать личность, размывать индивидуальность, унизить личностное достоинство.

Воспитание-воздействие может принести пользу воспитаннику, если он примет для себя содержание и формы этого процесса.

Самовоспитание является сложным процессом. Для того чтобы появилась потребность в нем, личность должна достигнуть определенного уровня развития. Во-первых, у развивающейся личности должно возникнуть потребность и желание заниматься самовоспитанием. Однако этого иногда не достаточно, чтобы личность проявила активность в этом направлении. В педагогической практике мы часто замечаем, что школьник или студент желает изменить что-то в себе, развить какое-то качество, но не может приступить к конкретным действиям, все откладывает на потом, как называется «с понедельника возьмусь». Вот в такой момент и должен придти на помощь педагог, который может помочь воспитаннику в формулировании личной цели, выборе средств и способов самовоспитания.

Во-вторых, личность должна четко определиться с содержанием, средствами и способами самовоспитания. В-третьих, воспитанник должен предвосхищать результаты самовоспитания, предвидеть возможные трудности и возможности избегания или преодоления их.

Наиболее эффективными психологическим приемами в самовоспитании являются самоприказ, самовнушение, рефлексия, использование элементов игры и др.

Любая классификация воспитания с позиции педагогической психологии имеет право на существование, но главное, чтобы основным критерием в классификации являлось то, насколько воспитание способствует психическому и личностному развитию человека.

3.3. Принципы, методы и содержание воспитания

Психология воспитания как относительно самостоятельный раздел педагогической психологии имеет как бы свою частную методологию – систему принципов и методов.

Определяющим принципом любого воспитательного взаимодействия является принцип «не навреди». Педагог, прежде, чем предпринять какое-то воздействие на учащихся, должен предвидеть его последствия для психического и личностного развития воспитанника, и если есть хотя бы некоторое сомнение, что какой-то педагогический акт может нанести моральный вред воспитаннику, недопустимо идти на неоправданный риск.

Важным принципом является принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип означает, что в воспитаннике в результате воспитательного процесса должны формируются качества, позволяющие легко понимать явления, происходящие в обществе и легко адаптироваться и комфортно взаимодействовать в этом обществе. Формируя качества, приводящие к асоциальному, деликвентному поведению личности не допустимо под любыми предлогами.

Принцип связи воспитания личности с жизнью утверждает, что взаимодействие в воспитательных целях должно соответствовать реалиям жизни. Общество на определенных этапах развития может развивать быстрыми темпами, и педагоги в процессе воспитания молодого поколения должны учитывать все изменения в экономической, политической, идеологической, социальной сферах жизни. На наш взгляд, обучение и воспитание молодежи обладает здоровым консерватизмом и это часто идет на пользу, сохраняя устоявшиеся традиции в этой системе. Однако, имеется предположение, что необходимо учитывать перспективы развития общества и воспитывать учащихся с учетом прогнозов его развития.

Одним из важнейших принципов воспитания является принцип опоры на положительное в воспитаннике. К сожалению, в воспитании встречается тактика борьбы с недостатками. Часто объявляется борьба с недостатками, вредными привычками, которая отнимает много сил и времени и является не эффективной. Каждый человек имеет положительные и отрицательные, а точнее позитивные и негативные качества. В соответствии с обсуждаемым принципом необходимо принять себя и свои негативные качества, а воспитательные воздействия направить на развитие позитивных качеств. Аналогично, надо признавать свои вредные привычки, а все усилия направить на формирование полезных привычек и желательно противоположных вредным.

Принцип гуманизации воспитания. В современном прагматическом обществе, где эффективность всех процессов и явлений определяется материальными категориями, необходимо больше уделять внимание самому человеку, его развитию, его духовному росту и благополучию. Центральным в воспитании должен стать человек. Только то общество эффективно в целом, в котором во всех сферах его главным содержанием является человек, а не результаты деятельности. Известен факт, что развитие точных и естественных наук и в целом развития общества сдерживается недостаточным развитием наук о человеке и его развитии. Следовательно, в соответствии с принципом гуманизма в системе воспитания центральным звеном является психическое и личностное развитие человека.

Принцип личностного подхода в воспитании определяет, что в воспитании необходимо учитывать индивидуально-психологические, гендерные, возрастные особенности и уровень развития личности в целом. Для того, чтобы развивать личность, педагогу необходимо ее знать, изучать ее особенности, учитывать их в развитии, однако, воспитателю вторгаться в психологическую территорию личности воспитанника, ее внутренний мир непозволительно.

Принцип единства воспитательных воздействий можно рассматривать с различных позиций. В широком плане – воспитание в семье, в школе, во внешкольных учреждениях должно совпадать по направленности и образовывать единую систему. Фактически, в соответствии с данным принципом не должно возникать деструктивных противоречий между семьей, школой и другими воспитательными учреждениями. В узком плане – между взрослыми, которые обладают воспитательными возможностями, должно осуществляться единство подходов к воспитанию, единства требований к воспитаннику в плане его поведения.

Методы воспитания. В педагогической теории наиболее полно описаны следующие методы: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, демонстрация, иллюстрация, инструктаж, диспут, доклад, пример, упражнения, а также методы стимулирования – поощрения и наказания. Кроме этого, в воспитательных целях используются психологические методы внушения, увещевания, убеждений, подражания, воздействие общественным мнением, психологические развивающие упражнения с использованием различных психологических технологий и техник психоанализа, НЛП, гештальттерапии, психосинтеза и. т.п.

Содержанием воспитания является культура в широком плане, которая включает в себя всевозможные аспекты деятельности человека. В психологии воспитания используют термин «базовая культура личности», включающая все то, что необходимо человеку для полноты жизни из всего многообразия опыта, наработанного человечеством. В первую очередь, на наш взгляд, это психологическая, экономическая, правовая культура. Конечно, важны в содержании воспитания культура труда, художественная физическая, политическая, демократическая, педагогическая, экологическая культура. Не менее важны для воспитания и казалось бы частные направления – культура семейных отношений, культура здорового образа жизни, культура питания, культура поведения человека в общественном месте и другие.

Нами выделены на первый план психологическая, экономическая и правовая культура не столько по тому, что эти направления более значимы для человека, сколько они востребованы в обществе. К примеру, всем известно, что специалистов по психологии, по экономике и праву в нашем обществе перепроизводство, однако на специальности по этим направлениям конкурс при поступлении в высшие учебные заведения огромен. Конечно, престиж отмеченных специальностей обусловлен и другими причинами, однако в обществе существует огромная потребность в психологических, правовых и экономических знаниях.

Психологическая культура личности определяется совокупностью психологических знаний, умений и навыков использовать эти знания в собственном развитии. Психологическая культура личности позволяет наиболее полно достигнуть целей воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...