Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия.

Учебная деятельность в психологии чаще рассматривается как ведущий вид в психическом развитии младшего школьника. Большинство учителей начальной школы (около 78 %) считает, что развитие младшего школьников осуществляется в учебной деятельности. Да, это так, но при условии, если учебная деятельность включена в педагогическое взаимодействие: она реализуется в общении и направлена на развитие системы отношений ребенка к себе, другим людям и окружающему миру. Для того, чтобы учебная деятельность была включена в «социальную ситуацию психического развития» (Л.В.Выготский), а именно у детей вызвать конструктивные переживания всего того, что происходит в процессе обучения и воспитания, педагогу необходимо теоретически осознать, понимать и использовать в свое работе возрастные и индивидуально-психологические закономерности развития личности.

 

Традиционно для отечественной психологии учебная деятельность рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность индивида, направленная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН).

С позиций современной психологии учебная деятельность рассматривается как активность индивида, направленная на психическое и личностное развитие в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Следовательно, ЗУН настолько ценны, насколько они влияют на психическое и личностное развитие учащегося.

По мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность имеет три основных функции: познавательную, преобразующую и поисковую.

Познавательная функция реализуется с одной стороны - в передаче педагогом знаний, умений и навыков учащемся, а с другой стороны – усвоение учащимися этих ЗУН.

Преобразующая функция предполагает, что полученные учащимися знания в учебной деятельности, преобразуются, изменяются, трансформируются, и в последствии способствуют генерированию собственных суждений и идей.

Поисковая функция учебной деятельности заключается в том, что на каждом уроке, каждом занятии учащийся для себя открывает субъективно новое, т.е. находится в «зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому.

Учебная деятельность имеет психологическую структуру: учебные задачи, мотивация учебной деятельности, учебные действия, самоконтроль и самооценка, результат.

Учебные задачи - это фактически цель обучения, реализуемая в определенных условиях. Следовательно, учебные задачи - это конкретные перспективы психического или личностного развития посредством учебного материала. Например, при заучивании стихотворения, учебной задачей может быть развитие определенного вида памяти. При решении математической задачи, учебной задачей может быть развитие определенных мыслительных операций.

Мотивация учебной деятельности – это побуждения к учению, совокупность мотивов, мотивировок, вызывающих активность ребенка в познании окружающего мира.

Мотив учебной деятельности – это психологическое образование, побуждающее активность учащегося к собственному развитию посредством усвоения знаний, умений и навыков.

Мотивировка в учебной деятельности – приемлемое обоснование и объяснение себе и другим причин свое активности в познании учебного материала. Мотивировки могут и не совпадать с истинными мотивами учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности имеют классификации по различным классификациям. Например, В.С. Мерлин выделяет внешние, личностные и внутренние мотивы. Внешними мотивами называют те, у которых источники находятся вне личности ученика. К примеру, родители материально поощряют ученика за хорошие отметки, и ребенок проявляет познавательную активность, стремиться получить поощрение. Личностные мотивы основываются на потребности личности ученика быть лучшим в учебе, чем другие, или хотя бы не быть хуже других. В таком случае ученик проявляет познавательную активность с оглядкой на общественное мнение, мнение сверстников, педагогов и других людей. Внутренние мотивы основываются на потребности личности в новых знаниях, в новых эмоциональных переживаниях интересной и значимой для ученика информации. Часто внутренняя мотивация ребенком слабо осознаваема, и в мотивировках не обнаруживается.

Л.И. Божович мотивы учебной деятельности школьников делила на две группы: 1) связанные с учебной деятельностью; 2) не связанные с учебной деятельностью. Мотивы, связанные с учебной деятельностью делятся в свою очередь на 2 группы: мотивы, связанные с содержанием учебного материала и мотивы, связанные с процессом обучения. Мотивы, не связанные с учебной деятельностью, делятся на широкие социальные мотивы и узко-личностные мотивы.

Учебные действия – это акты восприятия, мнемические, мыслительные действия, а также разнообразные физические движения, обеспечивающие восприятие, запоминание, переосмысление знаний, умений и навыков, усвоение опыта других людей.

Учебные действия могут быть репродуктивными (шаблонными), по образцу, предлагаемому учителем, а также могут быть творческими (креативными). Чаще всего в процессе обучения доминируют репродуктивные учебные действия. Не следует противопоставлять репродуктивные и творческие учебные действия, они должны органически сочетаться с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и особенностей учебного материала.

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности является одним из важнейших компонентов. Самоконтроль в учебной деятельности представляет совокупность действий по сличению выполняемых учебных действий с запланированными действиями, сопоставлению полученного результата с ожидаемым результатом. Самоконтроль может быть итоговым, поэтапным и прогнозирующим. Самоконтроль способствует проявлению психического новообразования в младшем школьном возрасте – рефлексии. Самооценка формируется на основе самоконтроля и может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной). Важно, чтобы у школьников формировалась самооценка адекватная или с тенденцией к незначительному завышению.

Результатом учебной деятельности в деятельностном подходе считают знания, умения и навыки. С позиции современной гуманистической психологии результатом является психическое и личностное развитие ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Важным показателем психического и личностного развития является проявление и развитие психических и личностных новообразований возраста. Например, в младшем школьном возрасте проявляются рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов, обусловленность межличностных отношений в школьном классе успехами ребенка в учебной деятельности и т.п.

В заключение следует отметить, что в младшем школьном возрасте формируется учебная деятельность: школьник учится ставить учебные задачи, у ученика формируется мотивация, развиваются различные учебные действия, формируются умения и навыки самоконтроля и самооценки, осознаются результаты деятельности. Сформированность учебной деятельности в практической деятельности определяют, как умения школьника учиться. Ученик, который в начальной школе научился учиться, как правило, продолжает и в дальнейшем учиться.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...