Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-профессиональная деятельность и ее структура.

В возрастной психологии учебно-профессиональная деятельность (УПД) является ведущим видом в психическом развитии личности в ранней юности. Это научное положение не всегда учитывают практические педагоги, считая, что в ранней юности, юношеском возрасте продолжается учебная деятельность.

Учебно-профессиональная деятельность (УПД) – это психическая и физическая активность, направленная на профессиональное становление как одну из сторон личностного развития индивида.

Учебно-профессиональная деятельность отличается от учебной деятельности избирательностью и временной перспективой: учащийся усваивает только те знания, умения и навыки, которые, по его мнению, пригодятся ему в будущем.

Учебно-профессиональная деятельность имеет особенности и в психологической структуре. УПД включает следующие компоненты: цели, мотивация, условия, средства, учебно-профессиональные действия, саморегуляция, результат.

В традиционной педагогической психологии целью учебной или учебно-профессиональной деятельности считается тот результат, которого должен достичь педагог в процессе обучения и воспитания. С позиции гуманистической психологии, исходя из того, что учебно-профессиональная деятельность является активностью субъекта, следовательно, ее цель субъективна, и представляет собой результат, который представляет достигнуть сам учащийся.

Цели учебно-профессиональной деятельности представляют собой интегральный образ желаемого результата активности субъекта. Это может быть образ профессионала, или представляемая субъектом совокупность определенных знаний необходимых ему в будущем. Успешным будет учебно-профессиональная деятельность, если ее цель-максимум будет совпадать с жизненными планами. Цель-максимум, как правило, расчленяется на цели-минимумы и очень важно, когда учащийся может ставить перед собой простейшие цели на небольшие промежутки времени, например, на месяц, на неделю, на день.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности представляет совокупность побуждений к активности в усвоении знаний, умений и навыков, связанных с временной перспективой. На мотивацию учебно-профессиональной деятельности влияют осознаваемые личностью склонности к определенной профессии, мотивация выбора будущей профессии.

Условия учебно-профессиональной деятельности с позиции современной психологии могут быть биологические, социальные и психологические.

Биологические условия учебно-профессиональной деятельности сводятся к генетической предрасположенности к профессиональному обучению. В биогенетических теориях данные условия являются определяющими в овладении профессией, обучение лишь может способствовать или сдерживать профессиональное становление.

Социальные условия учебно-профессиональной деятельности усматриваются в формах и содержании обучения. С позиции социогенетичесих теорий генетическая предрасположенность к освоению профессии сводиться лишь к задаткам, а определяющим фактором принято считать обучение. Конечно, важно также в учебно-профессиональной деятельности престижность определенной профессии и в целом образования.

Учащийся является активным субъектом в учебно-профессиональной деятельности и поэтому определяющими условиями являются психологические условия. Успешность профессионального становления и личностного развития в целом определяется уровнем понимания, осознания и переживаний своих биологических и социальных условий, уровнем отношений личности к себе, другим людям и окружающему миру.

Средствами учебно-профессиональной деятельности с внешней позиции являются внешние факторы: наличие учебников, учебных пособий, оснащенность современными технологиями обучения, аудиторный фонд, наличие профессиональных педагогов и психологов и т.п. Однако, с позиции современной педагогической психологии важнейшим средством учебно-профессиональной деятельности являются профессиональные знания, умения и навыки, которые усваивает учащийся. Тщательный отбор профессиональной информации с позиции значимости для профессионального становления во многом определяет успешность развития личности. Не всякие знания в одинаковой мере развивают личность. Как показывает опыт, издержки в профессиональной подготовке специалистов во многом определяются не столько внешними факторами, сколько содержанием обучения. В учебных планах и программах предполагается изучение содержание, которое может быть бесполезным для личностного и профессионального становления, а содержание отдельных дисциплин сдерживает развитие личности, вызывает у нее непринятие, непонимание, агрессию, деструктивные эмоциональные состояния: страх, гнев, зависть и т.п.

Учебно-профессиональные – это акты восприятия, мнемические, мыслительные действия, а также разнообразные физические движения, обеспечивающие восприятие, запоминание, переосмысление профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профеесионального и жизненного опыта других людей. Учебно-профессиональные действия отличаются от учебных направленностью на будущую профессию и личную жизнь. Они могут быть репродуктивными (шаблонными), по образцу, а также могут быть творческими (креативными). Не следует противопоставлять репродуктивные и творческие учебные действия, они должны органически сочетаться с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и особенностей будущей профессии.

Саморегуляция в учебно-профессиональной деятельности включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает способности и умения адекватно оценивать свои возможности, планировать свои действия, осознавать и понимать сущность всех структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности. Аффективный компонент сводится к наличию способностей и умений эмоциональной саморегуляции, управлять своим эмоциональным состоянием. В первую очередь, это устойчивость к стрессам, развитие умений поддерживать стабильное позитивное настроение, формирование эмпатии: умений сочувствовать и сопереживать другим людям. Поведенческий компонент саморегуляции сводится к умениям быть гибким, подбирать цели, средства учебно-профессиональной деятельности адекватные определенной ситуации, успешно разрешать конфликтные ситуации и т.п.

Результатом учебно-профессиональной деятельности с позиции деятельностного подхода являются профессиональные знания, умения и навыки. С позиции гуманистического подхода результатом УПД можно считать профессиональное становление личности, ее личностное развитие. Для современного специалиста наряду с наличием профессиональных знаний, умений и навыков необходим достаточно высокий уровень нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности.

В заключение следует отметить, что в ранней юности формируется учебно-профессиональная деятельность: личность учится ставить цели, развивается мотивационная сфера, юноша осваивает различные учебно-профессиональные действия, формируются умения и навыки саморегуляции, осознаются результаты деятельности. В результате учебно-профессиональной деятельности в ранней юности формируются мечты, идеалы, профессиональные интересы. В ранней юности формируется учебно-профессиональная деятельность, и если юноша ей овладел полностью, то и в дальнейшем у него есть потребность в совершенствовании своего профессионального мастерства.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...