Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни педагогического взаимодействия

Одной из важнейших характеристик педагогического взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного "Я", понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия - психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия является важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности. Однако не всегда учитывается еще одна из значимых характеристик межличностного взаимодействия, которая определяется как его уровень развития. Чаще всего, в отечественной психологии рассматривались в данном контексте уровни общения. Мы согласны с тем, что на более низких уровнях (примитивном, манипулятивном, деловом), в большей мере активность личности проявляется в поведении, а именно в общении. На более высоких уровнях (интимно-личностном, духовном) огромную роль играет внутренняя активность личности (мысли, переживания, отношения).

Педагогическое взаимодействие состоит из контактов. Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и, как правило, включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ. Развернутое взаимодействие протекает по следующей схеме:

Мотивация Вхождение в контакт Действие Выход из контакта Анализ

 

Первая фаза контакта представляет собой осознание цели и мотивов общения, отношений с конкретным человеком, а также гипотетические построения во внутреннем плане возможных вариантов осуществления контакта. На этой стадии контакта человек может продумывать выгодные позиции для осуществления целей общения. Так, например, если человеку необходимо просто удовлетворить эмоциональную потребность в общении, то он может выбрать позицию "рядом" (по Э.Берну "взрослый-взрослый"). При желании подчинить собеседника выбирается позиция "сверху" (по Э. Берну "взрослый - ребенок"), при необходимости вызвать сочувствие предпочитают позицию "снизу" (по Э.Берну "ребенок- взрослый").

Вторая фаза - "вхождение в контакт" - включает в себя уточнение конкретной ситуации общения на месте, восприятие собеседника, его позы, выражения лица, расположения к общению, расстояния до собеседника. На этой стадии имеет огромное значение для дальнейшего развития общения обаяние собеседника. Различают различную природу обаяния. Можно наблюдать "обаяние молодости", о которой сами молодые люди и не задумываются. Блеск глаз, непосредственность движений, открытые позы - эти реакции могут часто вызвать желание общаться. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние интеллигентности и обаяние неудержимой силы. Обаяние зависит не только от природных данных, но может достигаться специальными психологическими приемами и способами. В психологии существует термин "фасцинация", который переводится как "завораживание". Среди способов фасцинации можно выделить особый подкупающий взгляд (строгий, но добрый), богатый в тембровом отношении особый голос, специальный ритм речи (в нужные моменты может успокоить или возбудить), особый склад ума, позволяющий строить словесные конструкции в соответствии с ситуацией и целесообразно пользоваться паузами. На этой фазе общения происходит взаимное оценивание собеседников, улавливается актуальная роль и формируется готовность к непосредственному действию общения.

Третья фаза "действие" предполагает информирование собеседника вербальными и невербальными средствами, установление обратной связи, получение информации от собеседника и дальнейший обмен информацией, эмоциями, состояниями. На этом этапе важны специальные средства и приемы, чтобы общение поддержать. В случае, если общение прерывается, собеседники возвращаются во вторую, а иногда и в первую фазу общения. Неоднократное возвращение одного из собеседников в первую фазу может разрушить его мотивацию общения.

Четвертая фаза "выход из контакта" включает в себя вербальные и невербальные средства, готовящие партнеров по общению к его завершению. Это могут быть определенные движения (поглядывание на часы или на посторонних людей), неадекватные реакции на контакты (сверхдлинные паузы, скептическая улыбка, выражение мимикой и жестами неудовольствия и желания прекратить общение), подведение итогов разговора, перенос продолжения разговора в более удобное место и на более удобное время.

Пятая фаза "анализ контакта" предполагает анализ общения, в котором каждый собеседник во внутреннем плане подводит итоги общения, сопоставляет первоначальные цели общения с его результатами, осознаёт свои преимущества в технике и содержании общения, критически оценивает просчеты в выборе позиций и средств общения. В этой фазе общения необходимо снять все отрицательные эмоции (раздражительность, агрессия, озлобленность, зависть и т.п.), связанные с возможной неудовлетворенностью общением и психологически подготовить себя к новым контактам с разными людьми.

Чтобы развивать педагогическое взаимодействие, необходимо педагогу объективно анализировать уровень собственного общения, общения коллег, учащихся, родителей, а для такого анализа необходимы знания структуры контакта и об его фазах.

Педагогическое взаимодействие имеет следующие уровни: примитивный, манипулятивный, деловой уровень, уровень «развлечение», уровень «игра», интимно-личностный уровень, духовный уровень.

Характеризуем взаимодействие разных уровней. На трех первых уровнях можно фиксировать поведенческие акты, как правило, акты, которые проявляются в внешнем компоненте взаимодействия - общении. Последующие уровни взаимодействия предполагают в большее мере включение характеристик общения, совместной деятельности и межличностных отношений.

Примитивный уровень характеризуется тем, что в общении такого уровня трудно выявить средства всех фаз за исключением третьей - "действия". Личность неосознанно или осознанно не ставит перед собой цели взаимодействия, общение детерминируется неосознанными мотивами (влечением, инстинктами, неосознанными потребностями), человек не ищет целесообразных средств для установления контакта с собеседником, не прогнозирует общение, а сразу действует. После действия не пытается выйти из контакта и анализу свой акт поведения не подвергает. К примитивному уровню можно отнести и "общение-маску", при котором человек обращается к другому человеку и получает ответ на свое обращение почти механически, не меняя даже выражение лица, не устанавливая визуального контакта. В педагогическом взаимодействии такой уровень практически не встречается.

Манипулятивный уровень взаимодействия предполагает общение, в котором, как правило, можно обнаружить акты двух фаз: первой - "побуждение к контакту" и третьей фазы - "действие". При манипуляции человек знает, что хочет, он хорошо осознает мотив взаимодействия. При таком уровне взаимодействия чаще всего прослеживается эгоистическая его направленность и поэтому игнорируется акты, относящиеся ко второй фазе "вхождение в контакт", и сразу же реализуется акты "действия": информирование собеседника или получение информации, передача своего настроения и т.п. На таком уровне общения нет необходимости в актах четвертой и пятой фаз.

Деловой уровень взаимодействия. Для этого уровня характерно наличие актов трех фаз: первой, третьей и пятой. Деловое общение отличается осознанными целями и мотивами, как правило, заранее прогнозируются результаты общения, то есть явно выделяется фаза "побуждение к общению". В деловом общении не обнаруживаются акты фаз "вхождение в контакт" и "выход из контакта" так, как человек, который общается, не считает нужным знать состояние собеседника, его переживаний, - главное для него достичь собственных целей во взаимодействии. Акты третьей фазы "действия" обусловлены совместной деятельностью и по своему содержанию отличаются направленностью на решение поставленных задач. Результаты делового общения, как правило, подвергаются тщательному анализу, а вот средства и сам процесс общения выпадают из анализа. Деловые люди часто придерживаются такого уровня общения и не могут понять, что эффективность его не высока, только потому, что оно не является развернутым и полным по структуре.

Взаимодействие «развлечение" представляет собой достаточно высокий уровень взаимодействия, так как содержит акты всех пяти фаз. Слово "развлечение" в названии этого уровня позаимствовано из работ Э. Берна [33] и означает, что оно образно напоминает, например, развлечение людей в ситуации свободного поведения. Мотивы уровня взаимодействия "развлечения" могут быть слабо осознанными или осознанными. Например, человек, который собирается идти в гости, знает о мотивах своего участия, предполагает о составе компании, примерном содержании общения, о возможных невербальных средствах общения отдельных гостей и приглашающих (одежда, макияж, украшения, эмоциональные состояния и т.п.). В таком взаимодействии можно выделить акты фазы "вхождения в контакт". Например, гости особым образом приветствуют хозяев и всех присутствующих, как правило, улыбкой, располагающим взглядом и жестами, рукопожатиями, а с отдельными собеседниками и располагающими физическими контактами: символическими объятиями, поцелуями, дотрагиванием, похлопыванием, вручением цветов, сувениров, подарков и т.п. Акты фазы "действие" также отличаются развернутостью, открытостью. Акты фазы "выход из контакта" также хорошо выражены. Люди, которые завершают общение, тепло прощаются, как и в актах второй фазы, общение сопровождается богатым арсеналом невербальных средств, назначают встречи, обмениваются телефонными номерами, обещаниями и т.п. Человек, завершивший общение на таком уровне, не раз возвращается в мыслях к происшедшему, фактически анализирует, как правило, все его акты. Следует отметить, что все акты "развлечения", и особенно из фазы "действие" эгоистически направлены. Весь процесс и содержание такого уровня взаимодействия направлены на то, чтобы получить личное удовлетворения, и не только удовлетворить свои потребности в общении, но самоутвердиться, самореализоваться, но и иногда решить личные деловые вопросы.

Уровень "игра" представляет собой полное развернутое во всех фазах общение, как и на уровне "развлечение". Главное отличие "игры" заключается в том, что оно ориентировано не на удовлетворения эгоистических потребностей личности, а на сам процесс общения. Все акты, начиная с первой фазы взаимодействия, направлены на то, как организовать, развернуть, сохранить и продолжить общение. Сначала, человек в соответствии с осознанными мотивами, ставит цель, формулирует для себя задачи, которые необходимо решить в общении, продумывает такую технику общения, чтобы взаимодействие не прекратилось до тех пор, пока поставленные задачи не будут решены. Акты фазы "вхождение в контакт" предполагает первичную оценку психологического состояния собеседника, его позы, мышечной скованности, открытости к общению, его реакций на установление контакта с собеседником с помощью взгляда. Затем выбирается собственная поза, конгруэнтная позе собеседника, мысленно устанавливается связь как бы протягивается "ниточка" между своими глазами и глазами собеседника, используются и другие технические приемы установления контакта, и затем только начинается разговор на значимую для собеседника тему, доминирующим в котором может быть слушание его, и как правило, выражение полного согласия с собеседником невербальными средствами. После того, как возникло доверие у собеседника, поза стала более открытой, снялось мышечное напряжение, взгляд становится открытым, необходимо приступать к актам фазы "действия", подводить собеседник к решению вопросов, которые определены целью общения. Во взаимодействии уровня «игра" и на этом этапе необходимо постоянно следить за проявлением интереса собеседника в общении и всячески ее поддерживать. На четвертой фазе "выход из контакта" главными задачами являются сохранение установившихся доверительных отношений в общении, создание потребности в продолжении контактов и их перспективности, создании морального удовлетворения у собеседника от процесса общения. Анализ такого общения является благоприятным для делового человека тем, что при таком уровне, как правило, результаты наиболее эффективны, сама личность испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса общения, ищет более совершенных средств и приемов общения с новыми партнерами по деятельности.

Интимно-личностный уровень взаимодействия представляет собой развернутый, как и "общение-игра", процесс с обязательным наличием актов всех отмеченных выше фаз и отличается выраженной направленностью на собеседника, на удовлетворение всех его выраженных потребностей. Самым трудным на этом уровне является определение ведущих потребностей собеседника. Именно поэтому наиболее часто встречающей причиной того, что такой уровень взаимодействия не достигается, является приписывание собственных побуждений к общению своему собеседнику, и тогда общение представляет собой не что иное, как манипуляцию.

Духовный уровень взаимодействия отличается от всех ранее описанных уровней общения уж тем, что человек не планирует, не продумывает задач общения, его средств и приемов, не стремится управлять другими людьми, а все его акты в развернутом виде представлены внутри самого процесса. Духовный уровень взаимодействия определяется уровнем развития личности, при котором гармонично, как в природе, у человека в мыслях, чувствах, поступках главенствуют принципы истины, красоты, добра и изобилия. На таком уровне общения, человек и в мыслях не допускает эгоистические побуждения по отношению к другим людям, при общении с собеседником видит его добрым и красивым, желает ему благополучия и счастья, умеет бескорыстно прощать невоспитанность и нравственную слепоту собеседника. В общении отсутствует стремление владеть другими людьми, выражается потребность оказать помощь людям, нуждающимся в ней. Духовный уровень взаимодействия является оптимальным для развития личности. Представленные теоретические положения показывают то, что взаимодействие, как и любой процесс, развивается, и развитие его обусловлено не только природными способностями личности к общению и социальным ее окружением, а и сознательной активностью самой личности, ее желаниями, знаниями, умениями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...