Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ

В педагогике есть только одно, методологически осно­вополагающее понятие — категория «воспитание». Так же как в и философии, всеобщей, всеопределяющей и всеподчиняющей, всеохватывающей, связующей, смыслообразующей категорией является истина воспитания.

В настоящее время сосуществуют различные фило­софские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, пози­тивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический ма­териализм и др.

Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования личности, подчеркивающая ее независимость и отрицающая любые умственные постро­ения относительно цели и смысла жизни. Эта философия сосредоточена на уникальном пути, с помощью которого человек находит себя в этом мире, подчеркивает важность переживаний каждой личности, возлагая на нее полную ответственность за собственную судьбу.

Экзистенциализм с особенным пристрастием рассмат­ривает так называемые пограничные или предельные си­туации, в которые попадает человек, ищущий свою дорогу в этом абсурдном мире. Перед лицом вероятной или на­верняка близкой смерти рушатся любые рациональные по­строения относительно смысла всей жизни вообще или, скажем, пользы образования.

К представителям этой философии относятся НА. Бер­дяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Герма­ния), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Для экзистенциалистов объективный мир су­ществует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформации лич­ности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобра­зия и считают, что индивид должен творить себя сам, утвер­ждая, что цель школы — научить человека «творить себя как личность, учить так, чтобы он создавал себя».

Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения, отрицая объектив­ные знания, программы и учебники в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам опре­деляет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играют не разум, а чувства, мечта, вера.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового рели­гиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в со­временных условиях, учитывают тот факт, что научные зна­ния прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздво­ен на материальный и духовный. Материальный — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в вос­питании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержит­ся резкая критика падения нравственных устоев в совре­менном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции об­щества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. По­следний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональ­ности и забвении «досознательного», в котором якобы на­ходятся источники любви, счастья, свободы и смысла жиз­ни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мне­нию, должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, био­логии на стыке XIX—XX вв., обусловили появление в фи­лософии нового направления — позитивизма. Для его пред­ставителей, зачастую крупных ученых-естественников, пы­тавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытан­ным является только то, что получено с помощью количе­ственных методов. Они объявляют псевдонаучными про­блемы, связанные с классовой борьбой, развитием обще­ства, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а общество-знание относят к области мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней Доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реаль­ные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический де­ятель США. Его книги «Американская средняя школа се­годня», «Подготовка американских учителей» и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разде­ляющие позиции неопозитивизма, оказали большое влия­ние на перестройку содержания естественно-математичес­кого образования в 60—70-е гг. XX столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: глав­ное «не знания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубе­же XIX—XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализ­ма, который уже не мог противостоять материализму. Ос­нователи прагматизма заявили о создании новой филосо­фии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные по­нятия в прагматизме — «опыт», «дело» (от греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуально­му опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — амери­канский ученый Дж. Дьюи. Он считается основателем праг­матической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; воз­буждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сво­дится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рож­дения инстинктов и склонностей. С позиции индивиду­ального опыта Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-ни­будь заранее сформулированными принципами и прави­лами; он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и; поставленная им цель; нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в., ши­роко стал известен в XX в., особенно в странах социализ­ма. Наиболее крупные его представители — К. Маркс и ф. Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной прак­тики в познании, органично соединили материализм и ди­алектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим постулатам: материя первична, а со­знание вторично, оно возникает в результате развития ма­терии (мозга человека) и является его продуктом (прин­цип материалистического монизма); явления объективно­го мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминиз­ма); все предметы и явления находятся в состоянии дви­жения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное ме­сто занимают законы диалектики: переход количествен­ных изменений в качественные, единство и борьба проти­воположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними об­стоятельствами и природной организацией человека. Ве­дущую роль в развитии личности играет воспитание, кото­рое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сего­дня представляет одну из актуальных ее проблем.

Феноменология — учение о пути развития человечес­кого сознания, понимаемого как саморазвитие духа, оно относится к области сотворения человеческой личности в социуме. Она и сам феномен воспитания даны челове­честву изначально и навечно. Переход объективного в субъективное и влияние субъективного на ход объектив­ных процессов в воспитании, развитие в обществе педа­гогических феноменов нашли отражение в педагогичес­кой науке, именно в таких видовых категориях, как педагогическая деятельность, педагогический процесс об­разование и др.

Следует сказать о нескольких научных и религиозны; концепциях объективного происхождения и назначении феномена воспитания. С точки зрения генетики воспитание — необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертие и бесконечность.

С философско-религиозной позиции Бог наделил и ода­рил людей категорией и конкретным социальным фено­меном воспитания как действенным орудием осуществле­ния божественных замыслов на земле. Вера в Бога, хотя и имеет некоторые психофизиологические основания в че­ловеке, но не передается генетически. Воспитание и явля­ется тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение и дорастание человека до Бога. Однако люди — не безуча­стные и бессознательные существа по отношению к вос­питанию. Постепенно познавая окружающий мир приро­ды и общества, совершенствуя свой разум, люди стремятся внести свою лепту в объективные процессы, субъективно усовершенствовать их и преобразовывать в своих интере­сах. Так из родового феномена возникают видовые, субъек­тивные виды воспитания и соответствующие им видовые категории. Чем глубже людьми осознается эта категория и отражаемый его феномен, тем более субъективность, целе­направленность и произвол проникают в этот процесс. Он утрачивает чистую объективность, становится объективно-субъективным, корректируемым субъективными идеями и творческой деятельностью отдельных личностей, групп и организаций. Это естественное и необходимое явление вза­имодействия в воспитании объективного и субъективного факторов как раз и порождает определенное множество корректировок объективного воспитательного процесса, а также отражающих их видовых, субъективированных спе­цифических особенных и единичных категорий, соподчи­ненных феномену воспитания.

Герменевтика — теория и искусство истолкования текстов (рукописей, книг, памятников). Воспитание как объек­тивное конкретно-историческое явление — это прежде все го эмпирический опыт познания мира человечеством, по степенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Он передается детям особенно в таких видах деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Но одновременно содержанием воспитания является и опыт мировой общественной воспитательной практики, который обеспечивает возможность трансляции подрастающим по­колением культуры общества во всех отраслях обществен­ной жизни и сознания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...