Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы педагогического исследования в отличие от методологии необходимы для изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, теоретического исследования и математические.

Методы изучения педагогического опыта направлены на исследование реально складывающегося опыта организа­ции образовательного процесса. Изучается как передовой опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия пе­дагогического процесса, назревшие или назревающие про­блемы. При изучении педагогического опыта применяют­ся такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анке­тирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого ис­следователь получает конкретный фактический матери­ал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов. При этом ве­дутся записи (протоколы) наблюдений. Можно выделить следующие этапы наблюдения: определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуе­мый объект и наиболее обеспечивающий сбор необхо­димой информации (как наблюдать); выбор способов ре­гистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом наблюдаемой группы, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение это очень доступ­ный метод, но он имеет недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Бе­седа — самостоятельный или дополнительный метод ис­следования, применяемый с целью получения необходи­мой информации или разъяснения того, что не было дос­таточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, тре­бующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы яв­ляется интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываю открыто. Анкетирование — сбор материала с помощью кеты, в которой дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося достигнутом уровне его умений и навыков в той или и» области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях игр эксперимент — специально организованная проверка то: или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент помогает опытному моделированию педагогического явления и условий его протекания; активно воздействовать исследователю на педагогическое явление; измерять результаты воздействия и взаимодействия. Выделяют следующие этапы эксперимента:

— теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта ипредмета исследования, его задач и гипс тез);

-методический (разработка методики исследования и го плана, программы, методов обработки полученных ре­зультатов);

— собственно эксперимент — проведение серии опы­тов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

— аналитико-количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование вы­водов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обыч­ного образовательного процесса)'и лабораторный (созда­ние искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изо­лируются от остальных). Наиболее часто используемый ес­тественный эксперимент может быть длительным или крат­ковременным.

Констатирующий эксперимент устанавливает только ре­альное состояние дел в процессе, а преобразующий (раз­вивающий) помогает целенаправленной его организации для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива; он требует наличия для сравнения контрольных групп. При проведении того или иного эксперимента необходимо в совершенстве владеть техникой его организации, особой деликатностью, тактом, щепетильностью со сто­ны исследователя, умением устанавливать контакт с испытуемым. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ выделение и рассмотрение от­ельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом и помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли

от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения про­блем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов клас­сиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодичес­кой педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической ли­тературы, учебников и методических пособий по педагоги­ке и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предпола­гает использование таких методов, как составление биб­лиографии — перечня источников, отобранных для рабо­ты в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых состав­ляет выделение главных идей и положений работы; анно­тирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в ли­тературном источнике.

Математические и статистические методы в педаго­гике применяются для обработки полученных данных ме­тодами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлени­ями. Они помогают оценить результаты эксперимента, по­вышают надежность выводов, дают основания для теорети­ческих обобщений. Наиболее распространенные математи­ческие методы, применяемые в педагогике, — регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных по­казателей: среднее арифметическое (например, определе­ние количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана — показатель сере­дины ряда (например, при наличии 12 учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); сте­пень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих подсчетов применяются соответ­ствующие формулы, справочные таблицы. Результаты, об­работанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм,

таблиц.

В педагогической науке еще много невыявленных свя­зей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. Важнейшим условием успешно­го развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целе­направленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте методологию как учение о принципах по­строения, формах и способах научно-познавательной деятельно­сти.

2. Какова сущность содержания философского уровня мето­дологии?

3. Раскройте содержание:

• общенаучной методологии;

• конкретно-научной методологии;

• технологической методологии.

4. Составьте таблицу уровней методологии, отметьте содержа­ние и функции каждого из них.

 

 


Глава 3

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...