Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЪЕКТЫ И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯПедагогическое проектирование заключается в создании предположительных вариантов педагогической деятельности и прогнозировании ее результата. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий. Начнем с того, что именно проектирует педагог, т.е. с раскрытия объектов проектирования. Первый объект — педагогический процесс. В свою очередь, он не прост и одномерен, как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Его составные части характеризуют переход процесса из одного состояния в другое. Сам педпроцесс в целом есть часть более сложного образования — педагогической системы. Мелкие ситуации входят в процесс, процесс — в систему. Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Ее основные признаки: — полнота компонентов, причастных к достижению цели; — наличие связей, взаимосвязей и общих качеств у компонентов; — наличие ведущего звена и идей, необходимых для объединения компонентов. Педагогические системы бывают малыми, средними, большими, супербольшими. К малым относятся отдельные системы воспитания учащихся, например, для колледжа — производственное обучение, профессиональная работа и т.д.; к средним — системы деятельности в целом: работа колледжа с семьями учащихся, предприятием; к большим — системы образования района, города, области, т.е. большие педагогические комплексы (школы, колледжи, учреждения культуры, сферы быта); супербольшие системы создаются для крупных по размеру и целям регионов, республики в целом. Каждая система имеет свою цель и, следовательно, свой набор компонентов. Так, суперсистема профессионального технического образования включает в себя цели развития, принципы построения и деятельности. Целью любой педсистемы является развитие учащихся и педагогов и их защита от воздействий среды. Ведущее звено в этих системах — учащийся. Система открытая, т.е. способна изменяться под влиянием внешних процессов, в ее рамках создаются педпроцессы. Педагогический процесс — главный для педагога объект проектирования. Чтобы воспитательные отношения приводили растущего человека к развитию, их необходимо определенным образом организовать. Педагогический процесс — способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. С помощью педпроцесса педагог организует взаимоприемлемые отношения с воспитанником, направляет и стимулирует его развитие, защищает от вредных воздействий среды. Педпроцесс всегда имеет одну и ту же структуру, выстроенную всей историей практической педагогики. Дадим краткую характеристику ее компонентам: цель как начальный компонент педпроцесса, дающий представление о конечном результате взаимодействия воспитанника и преподавателя; принципы, предназначенные для определения основных направлений достижения цели; содержание — часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели; методы — действия педагогов и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание. Средства используются в единстве с методами. Формы организации педпроцесса придают ему логическую завершенность. В педпроцессе все совершается последовательно: в соответствии с целями и направлениями их достижения выбираются содержание, методы и средства. Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках педпроцесса. Структура педситуации внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников строится как реализация их сложного внутреннего мира, воспитанности и обученное. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Феномен педситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему. Нельзя из ситуации создать форму. Проектирование педситуации — процесс «подгонки» педпроцесса под конкретных людей. Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педсистемы, педпроцесса, педситуации. Все они взаимозависимы с учетом их целостности и внутреннего единства. Всеобщее падение уровня обученное учащихся в результате педпроцесса, в который мы включаем их, породило потребность в изменении системы образования в целом, видов и типов ее учебных заведений. От построения системы зависит качество педпроцесса, от педпроцессов — качество педситуации. Эта аксиома, к сожалению, не всегда учитывается на практике. Проектирование педсистем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Кем бы ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, она имеет много общего и совершается как ряд следующих друг за другом этапов. Выделяют три этапа (ступени) проектирования: — педагогическое моделирование — разработка целей (общей идеи) создания педсистем, процессов или ситуаций и основных путей их решения; . — педагогическое проектирование — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования; — педагогическое конструирование — дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. В качестве цели могут выступать идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми в дальнейшем строятся педсистемы, процессы, ситуации. Поставленная цел1 заставляет задуматься о том, где и когда воспитанные учащихся качества будут востребованы, как реализованы Создание таких моделей — начало творчества любого педагога. Совершение мысленных процедур возможно благодаря модулирующей способности психики создавать самые разнообразные модели педсистем, ситуаций. Следующая ступень проектирования — создание проекта, т.е. работа с созданной моделью, доводимая до уровня использования преобразования педагогической действительности. Третий этап проектирования — конструирование — еще более детализирует проект, приближая его реальным условиям деятельности. Конструирование учебной педагогической деятельности — методическая задача. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте педагогическое проектирование как предварительную обработку основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов. 2. В чем состоит великая деятельность педагога по отношению к учащимся? 3. Что определяет анализ объекта проектирования? 4. С учетом чего проводится составление документа? 5. Что такое «экспертная оценка проекта»? 6. Что такое «мысленное экспериментирование применения проекта»? Глава 5 ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ОЦЕНКА ИХ ВЫБОРА
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |