Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система мотивации развития карьеры сотрудника в организации

Профессиональные ценности сотрудника Стимулы развития карьеры Компенсация за неудовлетворенные ценности
Профессиональная самореализация    
Профессиональное развитие    
Служебный рост    
Творчество    
Профессиональное общение    

 

Задача № 3.

Познакомиться с одним из современных методов внутрифирменного обучения – методом конкретных ситуаций (кейс-стадии, или гарвардский метод), заключающемся в групповом обсуждении и разборе конкретных профессиональных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. и где возможна и нормальна много вариантность решения одной и той же ситуации. С этой целью необходимо:

- подобрать из учебников и пособий по управлению персоналом несколько ситуаций для обсуждения в группе;

- подготовить задание группе;

- организовать обсуждение;

- подвести итоги и провести анализ занятия.

Занятие проводится поочередно парами студентов в подгруппах по 6 -7 человек. На работу каждой пары (с одним «кейсом») отводится 20 мин.

 

Пример описания ситуации практического задания (кейс-стадии)

 

Задание для анализа.Используя данный опыт, продумайте и разработайте пакет рекомендаций руководителю организации, решающему проблему разработки системы внутрифирменной подготовки своего персонала.

Система обучения, способствующая развитию инноваций на французских предприятиях*

В рамках компании НЕС MANAGMENT уже с 1989 г. функционирует несколько отличающаяся от прочих система обучения “Challennge+”, имеющая целью развитие и создание в стране новых предприятий инновационного направления. Критерием отбора кандидатов на обучение является научно-техническая ценность разработок в рамках представленных ими проектов. Данная система обучения объединяет предпринимателей, которые находятся на разных стадиях разработки своих проектов: одни уже начали собственное дело, другие только что получили авторское свидетельство, третьи пока являются служащими различных фирм, но хотели бы открыть свое предприятие. В большинстве своем это дипломированные специалисты в возрасте от 30 до 50 лет. Одни из них интересуются проблемами, ответы на которые уже известны, другие задают вопросы, которые ранее еще не обсуждались, что как бы предвосхищает ситуации, с которыми могут столкнуться в будущем другие обучающиеся.

Продолжительность курса обучения составляет 6 месяцев, его стоимость 30 тыс.франков. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа обучения включает следующие аспекты:

·диагностику проектов и краткосрочных планов действий;

·заключение коммерческих контрактов по инновациям;

·выбор юридической организации и изучение налоговой системы;

·конъюнктурный анализ и выбор стратегии;

·организацию бухгалтерского учета и информационной системы управления;

· финансовую политику и финансовое планирование;

· среднесрочное планирование развития.

Среди ассоциированных партнеров по организации курса обучения «Challenge +» можно назвать крупные промышленные и финансовые компании: France Telecom, Credit Lyonnais, Bull, UAP и др., участвующие в финансировании обучения (ежегодный взнос каждой составляет 80 тыс.франков), а также такие государственные научные организации, как ANVAR (национальное агентство по внедрению изобретений), ANCE (национальная ассоциация внешней торговли) и министерство исследований Франции.

Государственные организации используются для проведения технических экспертиз предлагаемых нововведений и поиска для них потенциальных потребителей. В процессе обучения предприниматели совместно с опытными экспертами составляют бизнес-планы, детально рассматривают все функции существующего или организуемого в будущем предприятия с точки зрения реализации нововведений. Досье каждого обучающегося получает оценку технических и финансовых экспертов, а также руководителей предприятий. Затем происходит защита авторского проекта перед членами жюри, в состав которого входят вышеперечисленные ассоциированные партнеры. Однако основная ценность такого курса обучения состоит не столько в приобретении каких-либо знаний (большинство обучающихся обладают достаточно высокой научно-технической подготовкой), сколько в получении возможности найти свое место в бизнесе благодаря новой информации и возникающим контактам. Кроме того, это позволяет выиграть время целого этапа в развитии инновационного проекта, на котором просчитываются и конкретизируются такие ключевые моменты, как защита интеллектуальной и промышленной собственности, организация технического сотрудничества, финансового регулирования, набора персонала, сбыта продукта или услуги и т.д. Благодаря системе обучения “Challenge +” в период с 1989 по 1992 гг. 70% из 37 отобранных проектов легли в основу создания нового или способствовали укреплению только что созданного предприятия и 16% проектов вступили в стадию реализации. В течение полугода после прохождения обучения организаторы курсов продолжают держать в поле зрения бывших подопечных, проводя с ними регулярные консультации. Кроме того, руководители курса планируют организацию второго этапа обучения для ранее прошедших данный курс.

 

Задача № 4.

Подобрать упражнения для проведения тренинга специалистов кадрового резерва, направленного на обучение навыкам лидерства и принятия управленческих решений. Провести эти упражнения в подгруппах из 7 - 8 человек.

Проанализировать эффективность проведенного занятия. Используя результаты занятия, провести экспертную оценку навыков лидерства участников совместной групповой деятельности, выработать индивидуальные рекомендации каждому участнику, направленные на его дальнейший профессиональный рост.

Рекомендуемые упражнения для тренинга: «подбор команды», «совещание», «групповая дискуссия», «мозговой штурм».

 

Задача № 5.

Разработать модель индивидуальной профконсультации руководителя среднего звена по вопросам командообразования. В модели должны быть отражены:

- диагностика направленности лидера команды, его ожиданий и намерений;

- диагностика целей и задач, поставленных перед командой;

- требуемые социально-психологические характеристики команды как малой социальной группы;

- процедура подбора команды;

- технология подготовки команды к работе;

- особенности поведения лидера в команде;

- сроки работы команды и процедура роспуска.

 

Задача № 6.

Разработать 3 модели профконсультации по результатам аттестации персонала организации:

1) модель консультации специалистов, не удовлетворяющих стандартам труда в данной организации;

2) модель консультации специалистов, удовлетворяющих стандартам труда и попавших в группы роста;

3) модель консультации специалистов, существенно превышающих стандарты труда.

Задача № 7.

Подобрать и провести в группе апробацию психологических методик работы со следующими неблагоприятными эмоциональными состояниями клиента как результатом ненормативного профессионального кризиса:

1) стрессовыми состояниями;

2) ситуативной тревогой;

3) фрустрацией;

4) агрессивными проявлениями;

5) аффектами.

 

Задача № 8.

Разработать программу профессиональной реабилитации и психологической поддержки специалиста по трудоустройству районных отделов занятости населения.

Объем программы - 36 академических часов.

Цель – психологическая поддержка и восстановление эффективной работоспособности специалиста, работающего в условиях высокой физической и эмоциональной нагрузки. Формы работы: групповая консультация и тренинг.

Задача № 9.

Провести индивидуальную первичную профконсультацию c человеком, оказавшимся в ситуации потери и поиска работы, при поддержке специалиста по профориентации службы занятости.

Место консультирования – районные отделы занятости населения. Оформить результаты консультирования в виде протокола.

Использовать следующий примерный алгоритм консультации:

- установление контакта с клиентом;

- выяснение проблемы клиента;

- определение его профессиональных интересов и склонностей;

- ориентация в состоянии здоровья клиента;

- информирование о ситуации на рынке труда;

- информирование о профессиях, вакансиях;

- проведение экспресс - диагностики;

- информирование о возможном проф. обучении.

 

Задача № 10.

1. Провести интервью с профконсультантом отдела профориентации районного отдела занятости населения. Цель интервью - выявить типичные профконсультационные ситуации и типичные затруднения в оказании психологической поддержки незанятому населению.

2. Составить классификацию профконсультационных ситуаций.

3. Составить классификацию типичных затруднений в оказании психологической поддержки.

4. Сформулировать возможные рекомендации по снятию выявленных затруднений.

5. Разработать инструментарий профконсультанта отдела занятости в соответствии со следующим перечнем: библиографический список необходимой литературы, список рекомендуемых профдиагностических методик, описание психотехник психологической поддержки, описание социальных технологий и методик работы с клиентом, список необходимой документации и инструкций, описание работы профконсультанта.

 

Задача № 11.

Подготовить и провести с группой 3-4 занятия по выбору из программы клуба ищущих работу. Проанализировать следующие особенности занятия:

1. Что дает это занятие его участникам?

2. Какие могут возникнуть затруднения при его проведении?

3. Что позволяет сделать занятие как можно более эффективным?

4. Каким должно быть оптимальное поведение профконсультанта, ведущего занятие? Какие ошибки могут быть им допущены?

Предлагаемые темы программы клуба ищущих работу для занятий со студентами:

1. Составление автобиографии.

2. Поиск работы по объявлениям.

3. Подготовка писем работодателям.

4. Разговор по телефону о вакансиях.

5. Подготовка и участие в собеседовании при приеме на работу.

6. Начало работы.

7. Как сохранить свою работу.

III. Тест

Выбрать вариант ответа: «верно» или «неверно».

Выпишите номера правильных суждений:

1. При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 - 15 минут (оптимальная продолжительность консультации - 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации

2. Профконсультанту не следует «переделывать» клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача - выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учетом своих возможностей.

3. В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очередность и направленность своих действий.

4. Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности.

5. В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Методические указания к написанию и оформлению реферата

Реферат - форма индивидуальной самостоятельной работы студентов, которая предполагает подготовку письменной работы по определенной теме учебной дисциплины.

Объем реферата составляет 10-15 страниц.

Реферат выполняется в печатной форме и должна содержать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список используемой литературы, приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по установленным правилам (см. образец титульного листа).

В содержании указываются все заголовки работы и страницы, с которых они начинаются.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, показывается степень разработанности проблемы, ее теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

В главах основной части работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Заключение – это заключительная часть работы, в которой последовательно и логически стройно должны быть изложены полученные итоги и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.

После заключения оформляется библиографический список использованной литературы, отражающий результаты самостоятельной творческой работы студента. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Они могут быть представлены в виде текстов, графиков, таблиц, карт и содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил и др.

Темы рефератов

1. Общая характеристика процесса профессионального консультирования.

2. Теоретические аспекты профконсультации.

3. Формирование профессионального самоопределения как предмет профессионального консультации.

4. Основные группы задач профессионального консультирования, принципы профессионального самоопределения.

5. Понятие о профессии.

6. Классификация профессий: типы, классы, отделы, группы профессий.

7. Профессиограмма и психограмма.

8. Основные стратегии профконсультационной помощи.

9. Особенности профессионального консультирования в школе.

10. Особенности профессионального консультирования в Службе занятости

11. Основные направления профориентации: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональный подбор

12. Категория жизненной перспективы в контексте проф. консультации. Соотношение профессионализации и социализации.

13. Формы профконсультационной работы.

14. Индивидуальное и групповое консультирование.

15. Организация и процедура проведения первичной профконсультации.

16. Деятельность профконсультанта в конкретных профконсультативных ситуациях

17. Процедура профориентационной беседы.

18. Процедура профессионального отбора.

19. Процедура оценки персонала

20. Этапы профконсультационного взаимодействия.

21. Групповые активизирующие методики.

22. Методика альтернативного выбора.

23. Категории клиентов проф. консультации.

24. Профконсультант как субъект профконсультационного взаимодействия.

25. Факторы профессионального выбора («восьмиугольник» Е.А. Климова).

26. Кризисы профессионального развития, их виды, формы работы с ними.

27. Проблема профессиональных деформаций. Уровни профессиональных деструкций.

28. Обзор диагностических методик по профконсультированию.

29. Методика построения профессионального маршрута.

 

 

Вопросы к экзамену «Основы профессионального консультирования»

1. Профессиональное консультирование – научно-прикладная дисциплина психологического профессиоведения (психология профессий).

2. Проблемы человека при взаимодействии с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности.

3. Развитие психологического профконсультирования за рубежом и в России.

4. Основные принципы профессиональной консультации.

5. Основные направления профконсультирования.

6. Виды профессионального консультирования: по времени действия; по количеству участников; по функциональному назначению.

7. Типы профконсультаций.

8. Теоретические основания профессионального консультирования. Стратегии и стили.

9. Дифференциально – диагностическая модель (Ф.Парсонс, Г.Мюнстерберг, Г.Боген, А.М.Голомшток, К.М.Гуревич, Е.А.Климов).

10. Дифференциально - диагностическое профконсультирование. Цель. Содержание работы. Достоинства и недостатки.

11. Адаптационная модель (проспектированная) модель профессионального развития (Э.Гинцберг, Д.Сьюпер, Д.МакГрегор, М.Р.Гинзбург, А.М.Митина, А.Г.Шмелев и др.).

12. Адаптационное (проспектированное) профконсультирование. Цель. Содержание работы. Достоинства и недостатки.

13. Модель динамической профессиональной мобильности (личностно-развивающее профконсультирование) (Д.Холланд, А.Маслоу, Т.В.Кудрявцев, Н.С.Пряжников и др.).

14. Личностно-равивающее профконсультирование. Цель. Содержание работы. Достоинства и недостатки.

15. Типы консультантов.

16. Психотехнологии профконсультирования.

17. Пятишаговая модель профконсультации. Типичные ошибки в профконсультировании.

18. Психодиагностика в профессиональном консультировании.

19. Профессиональное консультирование в школе.

20. Профессиональное консультирование в Службе занятости.

21. Программа занятий по профессиональной ориентации.

22. Этические проблемы профессионального консультирования.

 

Список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов

Основная:

1. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие / Г.И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 241 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232825

2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учебное пособие / Н.Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104545

3. Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие / Т.В.Мальцева, И.Е.Реуцкая. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 144 с.

4. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941

5. Семенова, О.В. Психологическое консультирование. Конспект лекций : учебное пособие / О.В. Семенова. - М. : А-Приор, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56368

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М.,

2000. – 240 с.

2. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.

3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Под общ ред. Ю.М. Забодина. – М.: Эксмо, 2010 – 384 с.

4. Захарова, Л.Н. Основы психологического консультирования организаций: учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. - 431 с. - (Новая университетская библиотека). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119424

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирования: метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с. — (Сер. Профессиональная ориентация).

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных заведений / Э.Ф.Зеер. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.

9. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование: Учеб. пособие. 2010. - 257 с.

10. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, - 240 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

12. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

13. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и опыт. Учеб. пособие, 2010.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1997.

16. Нельсон-Джоунз Р. Теория и практика консультирования – СПб, 2000. – 464 с.

17. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.,1999.

18. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для бакалавров /Р.С. Немов. – 2-е изд.. перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

20. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2002.

21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М - Воронеж, 1997.

22. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 495 с. - (Высш. проф. образование).

22. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология. Учеб. пособие. 2008.

23. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 423 с.

24. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с. – (Психология для всех).

 

8.2. Перечень ресурсов сети «Интернет», программного обеспечения и информационных справочных систем, необходимых для освоения дисциплины

1. Электронно-библиотечная система IPRbooks

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

2. ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=search.

3. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии

Режим доступа: www.psy.msu.ru/links/liter.html

4. Флогистон, материалы по психологии

Режим доступа: http://flogiston.ru//library/obukhova_2

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...