Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Одновременный контраст – при одновременном действии двух раздражителей.

Последовательный контраст – после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим, ощущение кислого повышает чувствительность к слабому и т.д.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.

Например, под давлением звуков может возникнуть цветовые ощущения. Бархатный голос, темный звук, холодный цвет.

Вопрос 9.

Чувствительность и ее измерение.

Все зависит от индивидуальных особенностей человека. Пороги чувствительности у каждого анализатора разные. Два вида порогов – порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей.

Нижний абсолютный порог чувствительности – когда при наименьшей силе раздражителя впервые возникает едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог чувствительности – когда при наибольшей силе раздражителя еще существует ощущение данного вида.

Для глаз – электромагнитные колебания волн длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон. Различаемый ухом звук воспринимается от 20 до 20 тысяч герц.

Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со шкалами непрерывного изменения силы раздражителя (стимула). Начав, воздействие на орган чувств с подпорогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока не возникнет ощущение. В соответствии с показателями испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор, пока ощущение не исчезнет.

Пороги остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Порогом чувствительности к различению называется та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

Вопрос 10.

Динамика чувствительности. Адаптация и сенсибилизация.

Кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

Сенсибилизация –повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.

Вопрос 11.

Восприятие и его виды. Зависимость восприятия от особенностей органов чувств.

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

В. это форма познания действительности.

В образе восприятия отражается система взаимосвязанных ощущений: осязательных, моторных, кожных, температурных.

В процессе восприятия формируется предметность восприятия, целостность образа. Задействованы такие процессы как, апперцепция (восприятие при наличии прошлого опыта) и перцепция.

Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.

Физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.

Виды восприятия.

В. различается по видам, в зависимости от того какой анализатор задействован. Это – зрительное, слуховое, осязательное. Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов, но один из низ является ведущим. Поэтому можно сказать, что не слышит, а слушает, прислушивается, не видит, а смотрит, рассматривает, всматривается. Все зависит от установки на восприятие.

Наблюдается проявление сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Например во время просмотра фильма возникает зрительно-слуховое восприятие.

Разучивание музыкального произведения предполагает формирование слухо-двигательного восприятия.

Разучивание движений формирует двигательно-зрительное восприятие.

В. различается по видам также в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.

Вопрос 12.

Основные свойства восприятия.

Избирательность восприятия – активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности. И. в. зависит от интересов, установок, потребностей личности.

Осмысленность и обобщенность восприятия – осм. достигается пониманием сущности предметов, т.е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Об. в. отражение любого единичного случая как особого проявления общего. Зависит от особенностей имеющихся у человека понятий, т.е. от уровня и объема знаний.

Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменения расстояния, ракурса, освещенности.

Апперцепция – одно из важнейших свойств восприятия. Проявляется в зависимости от содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний.

Контур предметов в восприятии. Сеченов. Теплов, Ананьев показали, что первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета. Лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета.

Предмет и фон в восприятии. Они динамичны. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга. Пример, лестница Шредера, двойственное изображение женщины. Контрастность, необычность предметов позволяет быстро выделить их из фона. Еще это зависит от задачи направленности человека.

Иллюзорность восприятия.

В результате восприятия возникают ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Бывает Восприятие пространства (зрительный, кинестетический, слуховой анализатор) – зависит от аккомодации и конвергенции зрения, Восприятие времени отображение продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм…

 

Вопрос 13.

Внимание, его виды и свойства.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка.

Физиологическая основа внимания. Павлов выделил оптимальный очаг возбуждения. На мозг. В каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др.). под их влиянием в коре больших полушарий возникает множество различных по силе очагов возбуждения. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее устойчивым в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры.

Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение природы раздражителя или длительное его действие на одни и те же участки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки мозга по закону последовательной индукции.

Виды внимания.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание. Иногда называют его пассивным или эмоциональным. Когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности, связываемыми с этим объектом.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Также вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя, яркость и необычность раздражителя и т.д.

Произвольное внимание. Синонимы: активное, волевое.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание.

Условиями произвольного внимания являются: окружающая обстановка, психическое состояние, словесное напоминание.

Послепроизвольное внимание. Сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Снижается волевое напряжение.

Внешнее и внутреннее внимание. Внешненаправленное или перцептивное внимание включено в познавательную перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга.

Коллективное внимание – сосредоточение всех на одном предмете.

Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.

Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем задании.

Свойства внимания.

Объем внимания. Измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого это 4-6 объектов, не связанных между собой. Можно увеличить объем внимания, объединяя предметы в группы, и этим уменьшить количество объектов, воспринимаемых как отдельные единицы.

Распределение внимания. Выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

Концентрация внимания. Выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможно отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость внимания. Проявляется в длительности сосредоточения на объекте. Это свойство зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Противоположное свойство – отвлечение. В устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания. Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания.

Внимательность как свойство личности. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных.

Вопрос 14.

Методы изучения внимания.

В основном разработаны методики для произвольного внимания. Это метод корректурной пробы – на концентрацию внимания. Методика чисел – на объем внимания. Таблица Бурдона – (зачеркивание букв различным способом) на определение переключение и распределения внимания.

Вопрос 15.

Память, ее виды и свойства.

Память – ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Виды: по модальности: наглядно-образная, эмоциональная, словесно-логическая;

по длительности сохранения: долговременная, кратковременная, оперативная, промежуточная,;

по целям деятельности: произвольная, непроизвольная;

по преобладающему анализатору: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Ассоциативные механизмы памяти: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Виды памяти.

Три вида: словесно-логическая, образная и эмоциональная.

Словесно-логическая – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику.

Образная – память на представления. Выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и др.

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. •

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность' удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяете по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно1 воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Свойства. Объем и точность.

Вопрос 16.

Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти.

Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

В кратковременной памяти возникают эйдетические образы – образ виденного сохраняется в сознании целиком, сохраняется цвет и устойчивая форма.

В долговременной памяти запечатление происходит под сильным эмоциональным впечатлением.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения.

Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события

Произвольное запоминание – возникло в трудовой деятельности, чаще свего человек прибегает к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают дословное, близкое к тексту и смысловое.

По характеру связей выделяют механическое и смысловое запоминание.

Закономерности запоминания:

1. по цели. 2. по средству предъявления материала. 3. по логической структуре. 4. по организации процесса заучивания.

Сохранение. Более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Воспроизведение. Воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.

Включает в себя три уровня: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

1. Быстрое запоминание – быстрое забывание.

  1. Медленное запоминание – медленное забывание.
  2. быстрое запоминание – медленное забывание.
  3. медленное запоминание – быстрое забывание.

Вопрос 17.

Методы изучения памяти.

Г. Эббингауз и его продолжатели ( Мюллер, Пильцкер, Шуман) их изучение памяти было построено на учении об ассоциациях. Метод бессмысленных слогов из трех букв. Бине и Бюлер выдвигали на передний план смысловое содержание. Метод числовых рядов на определение объема кратковременной памяти. Карта Сперлинга на зрительную память. Числа рядов на сложение на слуховую память. Осмысленность в запоминании – пары слов зачитываются, затем по первому слову воспроисводится второе. Избирательный характер памяти – ряд слов прочитывается, затем производится. На осмысление – зачитываются слова, потом зарисовываются, затем по картинке производятся.

Эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше.

 

 

Вопрос 18.

Приемы эффективного запоминания материала.

1. заучивать с желанием знать и запомнить.

  1. ставить цель запомнить надолго.
  2. начинать повторять до того, как материал начинает забываться.
  3. заучивать и повторять небольшими частями.
  4. пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением, смысловой группировкой.
  5. чередовать по сложности.
  6. во время заучивания желательно делать записи, картинки, схемы, диаграммы, графики, делать сравнения с тем, что знали раньше.
  7. выучивать заранее, накануне повторить.
  8. использовать мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Составлять фразы, где первые буквы обозначают запоминаемые слова, составлять нелепые смешные фразы и т.д.
  9. запоминая сложный материал воспроизводить вслух.
  10. использовать ассоциации.

Вопрос 19.

Мышление как психический процесс.

Наше познание от ощущения и восприятия переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Что достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – в восприятии не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, которая является задачей и включает в себя цель соотнесенную с условиями. Мышление начинается с потребности что-то понять. М. совершается в виде операции, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Совершающиеся в ходе мышления проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

Задача м. заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных

зависимостях. Раскрывая существенные связи м. обобщает.

М. как познавательная теоретическая деятельность связано с действием – первичная форма мышления.

Реальное м. – это движение мысли

Инструмент мышления – движение ротового аппарата. Физическое (проговаривание), тоническое (повышение речедвигательной активности), внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь.

Активизация мышления: 1) мотивация; 2) осознание способов мышления; 3) развитие мыслительных качеств; 4) развитие дивергентного (открытого) мышлени; 5) развитие умения саморегуляции.

М Часто развертывается как процесс решения задачи, в к-рой выделяется условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного.

Большую роль в мыслительной деятельности играют змоции обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действии. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. и личности. В контексте проблематики совместной деятельности общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М- выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции другого человека М является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития.

Процессы: понятия, суждения, умозаключения.

Вопрос 20.

Классификация видов мышления.

Три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически - действенное мышление.Мысл. задача решается непосредственно в процессе деятельности. П-д. м. является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Этот вид мышления применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении более сложных задач.

Наглядно – образное мышление.Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обощить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение н-о м. в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. В целом ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность.

Словесно – логическое мышление.Задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс; нравственными: честность, принципиальность).

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Вопрос 21.

Формы и операции мышления.

Формы мышления.

Понятие.Знания, полученные в результате логического познания. Понятийные знания являются результатом опосредованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное об определенном явлении, классе явлений.

Отличительными особенностями понятия от представления (форма чувственного познания) является то, что представление всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является обобщенным отражением и потому, что оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей, поэтому и носит характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы. Например, представления о машине у всех разные (марка, цвет), а именно функциональное ее значение одинаково (ездит, четыре колеса, мотор).

Суждение.Является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить – это прежде всего судить. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный характер.

Суждение первично формируется в действии.

Суждение выражается в отношении субъекта к объекту и другим людям и в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение – это и есть работа мысли над суждением, направленная не установление и проверку его истинности. Суждение – и исходный, и конечный пункт рассуждения.

Умозаключение.Переход из рассуждения в форму, когда из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. В умозаключении в ходе ряда операции, на основе имеющихся знаний, приходят к новому знанию. В этом – основная ценность умозаключения.

Операции мышления.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.

Анализ.Функцией которого является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез. Служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

Сравнение. В ходе которого, устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование. Обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение. Средство объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация. Направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким либо основаниям.

Систематизация. Обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. В форме распознавания, преобразования и контролем над преобразованием.

В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.

При преобразовании мыслительные операции оказываются непосредственно включенными в конкретное содержание деятельности, и обеспечивают целенаправленное изменение объекта.

Умственные действия контроля предполагают направленность мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с образцом и контрольза самим осуществлением операций.

Вопрос 22.

Мышление и речь.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. В тех случаях, когда мышление, совершается в основном не в форме речи, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это выражается в форме представлений и понятий. С помощью речи происходят все мыслительные процессы. Речь вообще имеет свою структуру, которая связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Предпосылкой речевого мышления ребенка является все более разумная практическая деятельность. Развитие речевого мышления является переходом в новый вид мышления – словесно-логический.

Язык –объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяет как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь)

Речь –процесс общения посредством языка. Она является предметом психологического изучения.

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, явление. Эта функция речи получила название сигнификативной.

Другие функции речи – обобщение и коммуникации. В коммуникативной функции речи можно выделить три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление. Волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.

Виды речи.

Два вида – внешняя и внутренняя. Внешняя речь – устная (диалогическая и монологическая) и письменная.

Внутренняя речь формируется на основе внешней. Она по содержанию в форме мысли и более сжата.

Вопрос 23.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...