Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Права Иммануила Канта

Философия права

Конспект лекций

Литература:

Мешель Фуко «надзирать и наказывать» - рождение тюрьмы

Олейник «Тюремная субкультура в России»

Фром «Анатомия человеческой деструктивности»

 

Предмет философии права. История становления философии права

 

Вторая половина XIX - начало XX

Выступает основой у немецких классиков: Кант, Гегель, Фихте

 

Русские правоведы: Чичерин, Соловьев, Новгородцев, Алексеев

В России складывается под влиянием немецким классиком русские философы воспринимали немецкие образцы.

 

В Советский период философии права не было, ее вытеснило ТГП.

До 1990 года - существовала в форме Теории Права и ИППУ.

 

Когда закончился советский идеологический монополизм, снова стали употреблять термины философии права.

 

3 тезиса Шершеневича:

1) Между ФП и юр науками - есть разрыв

2) Юристы не знают философии и не имеют к ней интереса, и аналогично - с философами

3) ФП вызывает отторжение в юридической среде

 

В учебный план ФП вернулась в начале 90 годов - вышли работы Кирмова, Алексеева

 

ФП появилась в начале 1990 годов. Отказ от марксисско-ленинской теории - жить сложно в тоталитарном обществе, но в обществе без него жить еще сложнее.

Особенности современной ФП:

1)Нет методологической четкости

2) нехватка идей - отсутствие концептуальности

3) Несовершенство понятийного аппарата

4) Слабая связь с конкретным с политико-юридическим материалом

 

Структура Философии права:

1 - антология права: проблемы природы права, его бытия, связь права с социальным бытием и его место в обществе. Это правовая реальность

2 - антропология права: рассматриваются антропологические основы права, права человека как выражения личностной ценности права, проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме. Данный раздел отвечает за антропологические основы правопорядка в целом.

3 - гносеология права: это область связана с исследованием особенностей познания в области права, основных этапов и уровней, методов познания, проблемы истины в праве, правовая практика как критерий правовой истины.
[1]

4 - аксеология права: исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценности, исследуются свобода, справедливость, равенство, права человека, Исследуются иерархия этих ценностей. Соотношений права с моралью, политикой, религией; вопросы о правовом идеале и правом мировоззрении.

5 - прикладной раздел: философские проблемы конкретных отраслей права ( гражданского, уголовного, конституционного...)

 

Философия права - это исследование права на языке философии, это способ познания, направленный на выявление предельных оснований политико-правового бытия и его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.

 

Функции Фп:

1) мировоззренческая функция

2) Методологическая функция

3) Информационная функция

4) Воспитательная функция

5) Аксеологическая функция

 

Мировоззренческая функция - формирование у человке общего взгляда на мир права, правовую реальность, эта функция призвана решать вопросы о сущности права и его месте в мире, обществе, судьбе человека, какую ценность право занимает в жизни человека

Методологичская функция - формирование определенных моделей познания права и способствует развитию юридических исследований. Цель, программа, идеал

Информационная функция - призванна адекватное отражение права ка специфического объекта социальной реальности, выявление существенных элементов и структурных связей.

Воспитательная функция - реализуется в процессе формирования правосозгания и правового мышления через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности как справедливость и уважение к закону.

Аксеологическая функция - разработка представлений о таких правовых ценностях как свобода, равенство и справедливость, а так же представление о правовом идеале и интерпретация этого идеала с правовой позиции.

 

Философия права Фихте

• Право и самосознание

• Фихте о правах человека

 

Фихте выводит право их сознания разума, он строит свои рассуждения на основе «Я» и «не Я».

1) Я обладает изначально обладает двумя стремлениями - все присвоить и обособить

2) Для того что бы сделать Я предметом для самого себя, то есть обнаружить себя, Я должно себя отграничить, определить, контурировать, но попытка определить границы ведет к столкновению с «не Я»

3) Для того чтобы граница собственного «Я» не была фиктивной,необходимо признать права и свободу за «не Я», которые «Я» признает за собой.Таким образом, условием самоопредметчивания Я является признание не Я. Возникает модель паритета воль. Условием самосознания личности выступает право ( и наоборот)

 

Фихте о правах человека:

1) природа универсальна и безгранично наделила человека способностями и талантами.

2) Индивидуально они не могут быть реализованы, они могут быть реализованы только в человеческом роде, в бесконечной смене поколений

3) Трагедия человеческого бытия в том, что жизнь конечна, а человек универсально одарен, не может в течение жизни реализовать свой потенциал.

4) То, чего не могу я, могут другие члены рода, другие люди и это придает полноту и смысл моему бытию. Полюби других как самого себя. Страх нереализованности страшнее страха смерти.

5) Государство вправе требовать от каждого гражданина его сил и способностей без исключений. Оно должно унифицировать повседневность, защищать порядок - «обратить взоры к небу и звездам» ( по Фихте).

6) Никто не может обращаться с человеком как с вещью и навязывать ему что-то в собственных интересах. Люди влияют друг на друга и должны влиять друг на друга, но свободно. Это возможно только в сфере культуры ( одно из главных прав по Фихте - культура).

 

 

Г.Ф.Гегель

 

1820 год - «Философия права»

Работа состоит из 3 частей: абстрактное право, мораль и нравственность.

Главная идея работы - воспроизвести универсальный цикл развития идеи права, начиная от абстрактного ( бедное, неразвитое право) до развитых форм; мораль и нравственность.

Философия права не должна диктовать государству, каким она должна быть. Задача ФП - провести исследовать как государство может быть познано.

Предметом Фп является идея или история развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении и воплощенная в предметных формах права и одна из основных задач ФП, по Гегелю, которую она должна выполнить - она должна привести к формированию правильного правового мышления.

В учении о правк Гегель исходит из учения Аристотеле о сущности: от сущности ничего нельзя убавить, она целостна, применительно к государству - даже самые слаборазвитые и несовершенные выступают идеей целостности государства.

 

Гегель - абстрактное право в работе «Философия права»

Это первая часть работы, она посвящена правогенезу. Гегель попытался исследовать универсальную ситуацию, которая была на начальных этапах зарождения права.

-Гегель выводит право из собственности ( частной собственности, но только идею о ней, а не прямое понятие). Собственность - это то, что принадлежит лицу, и то что может принадлежать другим. Человек без собственности - есть голая субъективность. Собственность позволяет определить человека в отношении с другими людьми. Если человек не использует внешние предметы в качестве системы отношений, то ничего сказать о нем нельзя.

Человек вкладывает свою волю в некоторую вещь и делает ее своей, при этом обмениваясь вещами с другими людьми. Обмен выступает формой общественных отношений путем заключения договоров на основе произвола воль, когда права как совокупность норм еще не существует. В условиях такого обмена возможен обман. Постепенно накопление негатива приводит к появлению регулятора.

 

Наказание.

1) рассматривается как месть за попранение общественных устоев

2) Способ предотвращения преступлений

3) Форма сатисфакции потерпевшего

4) Форма и способ перевоспитания преступника

5) Способ устрашения

 

Гегель считает наказание:

1) способом восстановления нарушенного права

2) Способ восстановления права для самого преступника, нарушая норму преступник тем самым нарушает право в целом и для себя.

3) Это способ восстановления преступника в прежних гражданских правах, потому что в отличие от морали наказание есть способ искупления вины.

 

Выводы по наказанию:

• Преступники имеют право на наказание

• Одно преступление - одно наказание

• Наказание не может быть установлено в абсолютных нормам, законодатель должен руководствоваться принципом эквивалентности при назначении наказания.

 

 

Универсальный цикл саморазвития права.

3 степени развития.

1) Абстрактное права - я имею право, другой имеет обязанность в отношении этого права - характеристика примитивного типа правосознания, характеристика неразвитого права и неразвитого правосознания

2) Мораль - «мое право находится в отношении внешней обусловленности с моими обязанностями», человек воспринимает права, как нечто тождественное бытию, а обязанность - навязанное из вне; более развитая система

3) Нравственность - право и обязанность занимают равное положение в правосознании, так как индивидуальная частная воля гораздо больше содержит в себе элемент всеобщего. Истинная свобода как нравственность связана с тем, что воля имеет не только свои корыстные интересы, но и всеобщее содержание.

 

 

Проблема правового идеала:

Он имеет в качестве источника имеет концепцию Спенозы о свободе - есть освобождение через подчинение обязанности закона ( свобода - непознанная необходимость)

Принципы:

1) закон по принципу паритета свободных воль защищает от произвола других лиц

2) Закон освобождает от мучительных рефллексий по поводу должного и запретного

3) Закон освобождает человека от бремени природных аффектов и влечений ( освобождает от страстей)

4) Закон дает человеку возможность разумно располагать последствиями своих поступков, определяет их в виде санкций.

 

Вывод: свобода - это производное от законодательных ограничений и если нет закона, значит нет гражданской свободы, то есть закон является необходимым условие человеческой свободы.

 

Соотношение права и закона:

Гегель опирается на понятие всеобщности: закон соответствует праву на столько, поскольку в нем воспроизведено правовое всеобщее. Функции законодателя состоят не только в установлении общезначимых правил, но и в познании правового всеобщего и выражении его в законе.

Законы, в которых не отражено правовое всеобщее - дурные, но и они должны исполняться. Право и закон не должны совпадать, их необходимо развести.

Законы должны выполняться, так как:

1) неисполнение воспитывает неуважение к закону;

2) Невыполнение дурных законов имеет следствием рутинизацию законодательную деятельность. Закон не плох, его обходят - его нет смысла дорабатывать. Эта область, по Гегелю, не отрегулирована правом.

 

Вывод: разумны те законы государственного устройства, которые соответствуют человеческой природе, они не должны противоречить природе человека. Идея права - это идея свободы, которой человек предоставлен как независимое существо.

 

 

Благодаря европейским философам ( Гоббс, Гроций, Спиноза) право понималось как вечные неизменные ценности. По мнению данных мыслителей феодальное право не соответствует естественной природе права. Общественно политические взгляды способствовали образованию социальной жизни общества. Сменился общественный и политический строй, пришли иные классы.

 

В России во 2 половине 18 века - трактовка права более сдержанная, потому что либералы не ставили целью изменить общественно-политический строй, они хотели подстроить нормы под новые условия. Либеральное дворянство и просветители выступали за очень умеренную либерализацию в рамках абсолютизма.

30-40 годы 19 века - идеи позитивизма: основатель Остин; подхватили Васьковский, Грим, Капустин, Шершеневич. Придя к власти в Европе, буржуазия выдвинула новый лозунг «порядок и прогресс» - общество уже создано. Буржуазия была заинтересована в создании и укреплении государства, равенство формальных прав и свобод. В странах Европы наблюдается развитие товарооборота, высокий уровень бюрократизма. В Европе новый общественно-политический строй победил.

В России юристы увлечены идеями позитивизма и начинают использовать формально-логический метода. Право - представителей позитивизма интересовало как стабильная общественно-политическая система.

 

ШЕРШЕНЕВИЧ

(1862-1912 гг.)

 

Шершеневич был профессором. Является представителем либерального консерватизма.

Работы: «Общая теория права» ( 1910-1912); «Социология» (1910).

 

Антропологическая теория: клеткой выступает отдельный человек, умеющий и отстаивающий свое особое бытие. Основой деятельности человека служит его биологическая специализация - инстинкт самосохранения, природное в человеке - это базовое, необходимое. Биологическая природа в людях преобладает. Человека формирует базовые потребности: общение с другими людьми, бытовые потребности, психические потребности - все это способствует инстинкту самосохранения. Постепенно социальное человека становится его второй природой. Точка равновесия между индивидуальным и социальным никогда не может быть найдена, а раз такая точка найдена быть не может, то таким важнейшим социальным иснтистутам государство и право принадлежит важная социальная роль, они должны урегулировать баланс. В основе соблюдения права ( закон и требование государства) лежит страх под угрозой наказания. Это наиболее сдерживающий регулятор. Именно данный фактор определяет остальные мотивы социального поведения: такие как совесть, чувство законности. Право - это всегда выражение интереса властвующих, право - это всегда итог борьбы власти и подвластных.

По Шершеневичу, государство не связано правом, что оно стоит над правом, а государственная власть - это сила ,а не право. [6]

Государство возникнув из произвола, рано или поздно само скатится в произвол, даже если оно создавалось на благих целях. Что бы защититься от произвола - нужно идти дальше и только общественный прогресс защитит от произвола.

 

Разновидность позитивизма - социлогический позитивизм. Причины:

новый общественно-политический строй в России и Европе привели к тому, что к усложнению общественных отношений. Юристы начинают уделять внимание к динамике права.

В социологии внимание уделяется правоприменительной практике, право живет не в законах, а в актах правоприменения права, решениях судов и административных органов. Коркунов, Муромцев, Ковалевский.

 

Муромцев

С.А. Муромцев (1850 - 1910)

Юрист, председатель первой государственной думы.

Работы: «очерки общей теории гражданского права», «определение и основное изменение права»

На него влияние оказал Огюст Конт.

Основной задачей социолгии является изучение основ общественной жизни.

Право будучи общественным феноменом может быть только понято в обществе.

Фактическое социальное отношение ( ключевое понятие) - это выражение естественных законов материальной и духовной природы, состоящего из субъекта, объекта и окружающей их среды. Особенностью или существенным свойством социального отношения является исходящее от общества защита ( может быть как организованной так и не организованной). Организованная защита - это имперический из самой жизни вырастающая процедура, правовое отношение.

Правовое отношение - основной элемент правовой системы, это частный случай социальных отношений, оно способно воздействовать на социальные отношения и реформировать общество.

 

Новгородцев

(1866-1924)

 

Работы: «введение в философию права»: 1 часть - нравственный идеализм философии права и ГиП; 2 часть - кризис современного правосознания; 3 часть - об общественном идеале.

Положения:

Разумные начала личности - автономная нравственная идея. Новгородцев - идеалист и для него разума есть источник идеи должного морального закона, факт чистого сознания. Разум не зависит от исторической необходимости, он выполняет критическую функцию по отношению к действительности и служит основой для нравственного совершенства. Нравственная идея - императивная идея, не связанная с конкретным содержанием и существует исключительно в личностном сознании, Будучи приложима к сфере общественных отношений, она приобретает форму естественного права, то есть она становится идеальной нормой. Эта нравственная идея позволяет синтезировать личное и общественные, соотнести абсолютное и относительное, позволяет создать нравственные идеалы.

Идеалом и целью оценки существующей правовой реальности является моральная идея личности. Автономная личность - своеобразный идеал, средство для организации идеала правопорядка, основа общественного устройства и политических институтов.

Однако, между идеалом и реальностью в общественной жизни существует разрыв - то личность всегда конфликтует с действующим законом, стоит в оппозиции государственной власти. Именно в таком несоответствии Новогордец усматривает кризис правосознания. Кризис затронул устои государства, возникли неразрешимые конфликты между свободой и демократией. Это противоречие не устранимо ни в одну историческую эпоху, никогда идеал не будет соответствовать обществу,которое этот идеал реализует. Необходимо отказаться от традиционного формального юридического правосознания в пользу религиозного и психологического.

 

 

В современной России.

Неуправляемое насилие

 

Сложившейся подходы к изучению насилия в семье ( США):

Бездействие - отсутствие каких-либо мер в отношении насилия в семье. Такой подход основывается на личном деле - разрешить его могут сами члены семьи.

Сострадание - укрепить семью, а не наказать преступника, сострадание к самому преступнику.

Контроль - жесткое использование институциональных ресурсов для жесткого контроля над уровнем насилия в семье. Выражается в форме практик:

-арест

-неприкращение дела в суде

-обязательное информирование

 

В США был принят закон об обязательном аресте: преступник сразу же арестовывается.

 

 

Основные положения теории Милс:

1) насилие в семье - это не односторонний процесс, это процесс сложный, как минимум две стороны.

2) Следует учитывать уникальный характер семейных отношений.

3) Агрессия и насилие в семье, совершаемые женщинами - это важные составляющая часть этого явления, женщины проявляют агрессию в семье так же часто как и мужчины.

4) Насилие, осуществляемое мужчинами не существует в вакууме. Это динами более или менее значимых форм физического или нравственного насилия.

5) Насилия - действия, направленные на причинение боли или травмы, независимо от того, причинены эти боль и страдания.

6) Насильственный потенциал у сторон данного конфликта разный.

 

 

4 стиля:

-компенсирующий

-примеряющий

-терапевтический

-наказывающий

 

Лучший вариант: примеряющий + терапевтический

 

Принципы Милс - принципы восстанавливающего правосудия. Ее модель - круг домашнего насилия.

 

 

[1]

Высокий уровень правового негилизма в современном обществе.

[2]

Злостная ложь: человек ввел серьезное замешательство в общество. ( ложь - это его выбор, это его поступок)

[3]

Раскольников: он сам создал правила и затем сам разрешил себе их нарушить ( убить).

[4]

Поступай так чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой других людей.

( аналог - в Якобинской конституции, статья 6).

[5]

Рассогласованность - нижайший порог ответсвености. ( Овчинникова)

[6]

Восстание народа - факт действительности. Кто-то победит и будет творить свое право. Государство отлично от произвола, в том - что оно установив нормы права, само должно их соблюдать.

[7]

Позитивистский подход - право = закон;

Либеральный подход - право и закон разграничиваются;

Законы правовые и неправовые.

 

Философия права

Конспект лекций

Литература:

Мешель Фуко «надзирать и наказывать» - рождение тюрьмы

Олейник «Тюремная субкультура в России»

Фром «Анатомия человеческой деструктивности»

 

Предмет философии права. История становления философии права

 

Вторая половина XIX - начало XX

Выступает основой у немецких классиков: Кант, Гегель, Фихте

 

Русские правоведы: Чичерин, Соловьев, Новгородцев, Алексеев

В России складывается под влиянием немецким классиком русские философы воспринимали немецкие образцы.

 

В Советский период философии права не было, ее вытеснило ТГП.

До 1990 года - существовала в форме Теории Права и ИППУ.

 

Когда закончился советский идеологический монополизм, снова стали употреблять термины философии права.

 

3 тезиса Шершеневича:

1) Между ФП и юр науками - есть разрыв

2) Юристы не знают философии и не имеют к ней интереса, и аналогично - с философами

3) ФП вызывает отторжение в юридической среде

 

В учебный план ФП вернулась в начале 90 годов - вышли работы Кирмова, Алексеева

 

ФП появилась в начале 1990 годов. Отказ от марксисско-ленинской теории - жить сложно в тоталитарном обществе, но в обществе без него жить еще сложнее.

Особенности современной ФП:

1)Нет методологической четкости

2) нехватка идей - отсутствие концептуальности

3) Несовершенство понятийного аппарата

4) Слабая связь с конкретным с политико-юридическим материалом

 

Структура Философии права:

1 - антология права: проблемы природы права, его бытия, связь права с социальным бытием и его место в обществе. Это правовая реальность

2 - антропология права: рассматриваются антропологические основы права, права человека как выражения личностной ценности права, проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме. Данный раздел отвечает за антропологические основы правопорядка в целом.

3 - гносеология права: это область связана с исследованием особенностей познания в области права, основных этапов и уровней, методов познания, проблемы истины в праве, правовая практика как критерий правовой истины.
[1]

4 - аксеология права: исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценности, исследуются свобода, справедливость, равенство, права человека, Исследуются иерархия этих ценностей. Соотношений права с моралью, политикой, религией; вопросы о правовом идеале и правом мировоззрении.

5 - прикладной раздел: философские проблемы конкретных отраслей права ( гражданского, уголовного, конституционного...)

 

Философия права - это исследование права на языке философии, это способ познания, направленный на выявление предельных оснований политико-правового бытия и его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.

 

Функции Фп:

1) мировоззренческая функция

2) Методологическая функция

3) Информационная функция

4) Воспитательная функция

5) Аксеологическая функция

 

Мировоззренческая функция - формирование у человке общего взгляда на мир права, правовую реальность, эта функция призвана решать вопросы о сущности права и его месте в мире, обществе, судьбе человека, какую ценность право занимает в жизни человека

Методологичская функция - формирование определенных моделей познания права и способствует развитию юридических исследований. Цель, программа, идеал

Информационная функция - призванна адекватное отражение права ка специфического объекта социальной реальности, выявление существенных элементов и структурных связей.

Воспитательная функция - реализуется в процессе формирования правосозгания и правового мышления через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности как справедливость и уважение к закону.

Аксеологическая функция - разработка представлений о таких правовых ценностях как свобода, равенство и справедливость, а так же представление о правовом идеале и интерпретация этого идеала с правовой позиции.

 

Философия Права Иммануила Канта

• Критика чистого разума

• Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане

• Основа метафизики нравственности

• Метафизика нравов

 

 

Кант исследует право метафизически, то есть выходит в область вечных проблем, о которых нам напоминает опыт губительных неудач и противоречий, но возможности разрешения которых лежит за его пределами. Родовым понятием для права выступает понятие свободной воли. Свободной волей обладает только человек, постольку, поскольку он обладает разумом.

Право - это область практической свободы, способность человека самостоятельно начинать ряд событий.

Человек естественен как и другие живые существа, но при этом может задавать некий причинный ряд и действовать в соответствии со своим разумом.

 

 

Основные постулаты философии права канта:

1) Человеку презюмируется способность и обязанность действовать на основаниях разума.

2) Человек выступает в двух ипостасях: с одной стороны - он есть одно из явлений чувственного мира и подчиняется империческим законам, а с другой, поскольку он обладает разумом, он подчиняется законам, создаваемым разумом. Именно способность разума создавать ограничения в виде понятий, принципов и законов лежит в основе феномена свободы. Свобода - это феномен, произрастающий из ограничений, налагаемых разумом.

3) Свобода по Канту - это особый тип причинности - Долженствование.

 

А)В сфере практической свободы призюмируется человеку способность руководствоваться разумом.

Б)Руководствоваться разумом не означает ничего другого, как создавать правила и подчиняться им.

В)Только разуму присуща способность самостоятельно начинать ряд событий. Специфическая вид - гражданская свобода.

Самостоятельно - означает «основываясь на собственных правилах»( по Канту); разум создает совершенно самостоятельный свой собственный порядок согласной идеи, отсюда, сама свобода имеет свои основание принципы, законы и правила, создаваемые разумом, то есть она производна от ограничений.

Г) Свобода в зависимости от характера, способа и сферы проявления может выступать в следующих видах:

-1 - практическая свобода - это воля, руководствующаяся мотивами, представляемыми только разумом. Произвол - это тоже вид свободы; абстрактная характеристика свободы воли вообще, предельный случай свободы без правил.

-2- кроме практической свободы и произвола есть трансцендентная свобода - это сфера объективного применения чистых понятий разума, основоположений, переходящих за границы возможного опыта. Человек руководствуется положениями, которые побуждают разрушить преграничные столбы и начать новый виток( по Канту).[2]

-3- трансцендентальная свобода - вопрос о трансцендентальной свободы касается только спекулятивных знаний. [3] И может быть оставлен нами совершенно в стороне, так как это касается только спекулятивного знания и он безразличен, когда речь идет о практическом знании . Это гипотетическая свобода.

Д) Поскольку волей и разумом обладает только человек, то это определяет то, что человек подчиняется сознательно законам свободы и это определяет особый тип причинности, особый тип подчинения - долженствования.

 

Право ( по Канту) - варианты:

-право есть ограничение свободы каждого, условием согласия ее с такой же свободой другого на сколько это возможно по всеобщему закону.

-право - это совокупность условий, при которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого ( лица) с точки зрения всеобщего закона свободы. [4]

 

Какими нормами следует руководствоваться:

-запрети себе все то, что ты склонен запретить другим

-требуй с себя все то, что ты считаешь возможным требовать с других. [5]

-разрешить другим все то, что разрешаешь себе

 

Формула Канта: поступай универсализированно.

 

Различие между моралью и правом:

1)Моральные самоопределения предполагают возможность выбора правила, что следует из категорического императива. Следовательно, здесь индивидуальная свобода может быть источником нормы. Максима поступка - как возможный акт всеобщего законодательства. Человек поступает так, потому что это его выбор.

Самоопределение в сфере права - такого выбора правила нет, не предполагается выбора. Норма является возможным условием свободы, принцип освобождения в подчинении закону.

2) моральное долженствование связано с подчинением поступка норме , следование моральному правилу или уклонение от него содержится в самом мотиве поступка. Совсем по другому в праве: достаточным условием правового поступка является формальное внешнее соответствие правовой норме. В праве мотив поступка принимается как формальное обстоятельство, в морали при том же самом мотив играет решающее значение и таких доказательств не требуется.

 

 

Эммануил Кант - Право как основа общественного прогресса ( идея всеобщей и всемирной истории в гражданском праве)

ТЕЗИСЫ:

1) природа позаботилась не о том, чтобы человек хорошо жил, а о том что в следствие глубокого преобразования самого себя он стал достоин жизни и благополучия.

2) Критерием достоинства человека и человечества является развитие его способностей и задатков, которые могут быть развиты не в индивиде, а роде.

3) Средство, которым пользуется природа,что бы обеспечить развитие всех задатков людей - есть антагонизм между ними в обществе.( столкновение интересов).

4) Поскольку лишь в обществе и именно в таком наличиствует величайшая свобода, а значит и постоянный антагонизм между всеми ее членами, и все же самым точным образом определены и сохранятся границы этой свободы в той мере, в какой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен замысел природы, а именно развитие всех природных задатков, вложенных в человечество.

5) Кант связывает главные условия утверждения человеческой истории с просвещенностью и гласностью. Просвещенность - в полной мере способна реализоваться в гражданской свободе, когда человек имеет возможность пользоваться своим разумом. Публичность обеспечивает разумную жизнь общества. Право не может непосредственно регулировать внутреннюю постановку целей человека, значит находится вне его компетенции. Дух народа может воплотиться в законе только как акт публичной воли от которой исходит всякое право. Только взаимодействие политики, права и нравственности может способствовать развитию общества.

 

 

Философия права Фихте

• Право и самосознание

• Фихте о правах человека

 

Фихте выводит право их сознания разума, он строит свои рассуждения на основе «Я» и «не Я».

1) Я обладает изначально обладает двумя стремлениями - все присвоить и обособить

2) Для того что бы сделать Я предметом для самого себя, то есть обнаружить себя, Я должно себя отграничить, определить, контурировать, но попытка определить границы ведет к столкновению с «не Я»

3) Для того чтобы граница собственного «Я» не была фиктивной,необходимо признать права и свободу за «не Я», которые «Я» признает за собой.Таким образом, условием самоопредметчивания Я является признание не Я. Возникает модель паритета воль. Условием самосознания личности выступает право ( и наоборот)

 

Фихте о правах человека:

1) природа универсальна и безгранично наделила человека способностями и талантами.

2) Индивидуально они не могут быть реализованы, они могут быть реализованы только в человеческом роде, в бесконечной смене поколений

3) Трагедия человеческого бытия в том, что жизнь конечна, а человек универсально одарен, не может в течение жизни реализовать свой потенциал.

4) То, чего не могу я, могут другие члены рода, другие люди и это придает полноту и смысл моему бытию. Полюби других как самого себя. Страх нереализованности страшнее страха смерти.

5) Государство вправе требовать от каждого гражданина его сил и способностей без исключений. Оно должно унифицировать повседневность, защищать порядок - «обратить взоры к небу и звездам» ( по Фихте).

6) Никто не может обращаться с человеком как с вещью и навязывать ему что-то в собственных интересах. Люди влияют друг на друга и должны влиять друг на друга, но свободно. Это возможно только в сфере культуры ( одно из главных прав по Фихте - культура).

 

 

Г.Ф.Гегель

 

1820 год - «Философия права»

Работа состоит из 3 частей: абстрактное право, мораль и нравственность.

Главная идея работы - воспроизвести универсальный цикл развития идеи права, начиная от абстрактного ( бедное, неразвитое право) до развитых форм; мораль и нравственность.

Философия права не должна диктовать государству, каким она должна быть. Задача ФП - провести исследовать как государство может быть познано.

Предметом Фп является идея или история развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении и воплощенная в предметных формах права и одна из основных задач ФП, по Гегелю, которую она должна выполнить - она должна привести к формированию правильного правового мышления.

В учении о правк Гегель исходит из учения Аристотеле о сущности: от сущности ничего нельзя убавить, она целостна, применительно к государству - даже самые слаборазвитые и несовершенные выступают идеей целостности государства.

 

Гегель - абстрактное право в работе «Философия права»

Это первая часть работы, она посвящена правогенезу. Гегель попытался исследовать универсальную ситуацию, которая была на начальных этапах зарождения права.

-Гегель выводит право из собственности ( частной собственности, но только идею о ней, а не прямое понятие). Собственность - это то, что принадлежит лицу, и то что может принадлежать другим. Человек без собственности - есть голая субъективность. Собственность позволяет определить человека в отношении с другими людьми. Если человек не использует внешние предметы в качестве системы отношений, то ничего сказать о нем нельзя.

Человек вкладывает свою волю в некоторую вещь и делает ее своей, при этом обмениваясь вещами с другими людьми. Обмен выступает формой общественных отношений путем заключения договоров на основе произвола воль, когда права как совокупность норм еще не существует. В условиях такого обмена возможен обман. Постепенно накопление негатива приводит к появлению регулятора.

 

Наказание.

1) рассматривается как месть за попранение общественных устоев

2) Способ предотвращения преступлений

3) Форма сатисфакции потерпевшего

4) Форма

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...