Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И их ценность как исторического источника

 

Для защиты своей точки зрения каждая сторона обращается к источникам ― письмен-ным (нарративным и документальным) и археологическим. Поскольку археологические источники не всегда являются релевантными для определения этнической принад-лежности, основная баталия шла по поводу достоверности письменных свидетельств. К сожалению, последние весьма немногочисленны.

 

Основное произведение, вокруг которого развернулась полемика — это хроника Анонима, или «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum), написанные неким нотарием (кли-риком, подписывавшимся magister P. dictus) венгерского короля Белы, в XI или XII в.4 Для начала нужно уточнить, что данный источник, как и все другие произведения этого жанра, является тенденциозным и пропагандистским, предназначенным восхвалять про-шлое венгров, прославлять венгерских правителей и преуменьшать, по возможности, заслуги других народов. Например, почти все важные действия концентрируются вокруг Арпада, героя-основателя новой страны венгров в Паннонии. В источнике имеются определенные пропуски, анахронизмы или ссылки на устные традиции, которые трудно проверить или подтвердить во всей точности представляемых ими сведений. С этой точки зрения, данная хроника не отличается существенно от других, более ранних или современных ей, которые используют историки, реконструируя реалии средневековой эпохи. С другой стороны, все специалисты признают, что речь идет об аутентичной ра-боте, относящейся к соответствующей эпохе, а не о позднем фальсификате. Между тем, оставшийся анонимным автор хроники — видный клирик, получивший образование в одном из ранних западных университетов, располагавшемся, по-видимому, на севере Италии5 — делает в 42-й главе своей работы значимое уточнение: он сообщает, что

4 В попытках идентифицировать личность венгерского правителя в данном вопросе брались в расчет все че-тыре короля, носившие имя «Бела». Некоторое время спустя были исключены из дискуссии первый король Бела (1060–1063), и последний, Бела IV (1235–1270) — на основании аргументов, которые казались неопровержимыми. В течение нескольких десятилетий исследователи колебались между Белой II (1131–1141) и Белой III (1172–1196), причем венгерская историография предпочитала Белу III, а румынская — Белу II (см.: Pascu Şt. Voievodatul Transilvaniei. Vol. I. Ediţia a II-a. Cluj, 1972. P. 26–28; Csaba Cs. Az Anonymus — kérdés története. Budapest, 1978; Pop I.-A. Romanians and Hungarians from the 9thto the 14thCentury. The Genesis of the Transylvanian Medieval State. Cluj-Napoca, 1996. P. 74–79; Madgearu A. Românii în opera Notarului Anonym. Cluj-Napoca, 2001. P. 19–25). Сравнительно недавно благодаря новым интересным и заслуживающим доверия данным была возрождена идея о том, что данная хроника редактировалась в период правления короля Белы I, то есть во второй половине XI в. (Sălăgean T. Ţara lui Gelou. Contribuţii la istoria Transilvaniei de nord în secolele IX–XI. Cluj-Napoca, 2006. P. 11–57).

5 Sălăgean T. Ţara lui Gelou… P. 16–20.


 

54 Петербургские славянские и балканские исследования


И.-А. Поп. Формирование средневековой государственности...

отказывается от воспроизведения народных исторических традиций, сохраненных крестьянами (которые он считает ложными), так же как и измышлений странствую-щих певцов, предпочитая «ясно узнавать правду из надежного анализа письменных документов и из четкой интерпретации исторических фактов»6. Даже если он не сумел сделать это на уровне требований современной историографии, важным является само намерение, так как оно не обнаруживается в столь четкой форме у его современников. Поэтому большинство реалий, представленных Анонимом — даже те, что прежде оспа-ривались или ставились под сомнение — представляются правдоподобными или даже поддаются проверке посредством других источников. Таковыми являются, например, болгарское господство (гегемония) в IX в. в нижнем течении Тисы и к югу от долины Муреша, помощь, оказанная одному из довенгерских правителей, по имени Салан (Salanus), со стороны «императора греков» и «дукса болгар» (то есть византийской фемы Болгарии), присутствие хазар в стране Менуморута или сведения о влахах (Blaci). В целом, венгерские авторы признали достоверность данных из упомянутой хроники и, в частности, тех, что относятся к Трансильвании, за одним исключением, ставшим почти лейтмотивом — сведений о румынах, называемых Blaci или Blasi. Эти этнонимы рассматриваются ими либо как чистая выдумка, либо как названия, скрывающие под собой другие этносы или группы людей (этнонимом Blacus якобы тогда не называли румын, так же как имя дукса Джелу (Gelou) будто бы было создано воображением хрониста из топонима Джилэу (Gilău) (населенный пункт в 14 км от Клуж-Напоки)). Между тем, румынские и зарубежные историки, специализирующиеся на этом вопросе, доказали, с помощью приемлемых аргументов, что все три фрагмента хроники, в ко-торых появляются Blaci (Blasi), являются аутентичными, что они находятся в прямой связи с румынами, и что румынский дукс (воевода) Джелу был реальным персонажем, который правил румынами и славянами, оставив свое имя более позднему топониму. Впрочем, установлено, что во всей ранней истории венгров антропонимы давали рож-дение топонимам (или что имена людей становились названиями мест), а не наоборот. Подобным же образом доказано, что Аноним, даже если пропустил имена значимых правителей, не изобретал персонажей, и особенно — что он остерегался сознательно вводить в предшествующую эпоху персонажей из эпохи последующей7. Другими сло-вами, он не поставил, например, короля Иштвана I (который жил около 1000 г.), вести венгров в Паннонию (событие, произошедшее до 900 г.), хотя и приписал этим героям некоторые славные свершения, произошедшие после их жизни. Сегодня, в целом, румынские историки тоже не верят безусловно всем сведениям из Хроники Анонима

 

и не считают это историческое сочинение полностью неопровержимым, ставя его на со-ответствующее ему место в ряду источников этой эпохи. Разумеется, еще существуют

и румынские историки, которые безоговорочно верят каждой детали, присутствующей в данной работе, так же как существуют некоторые венгерские историки (признаю-щие ценность этого произведения как источника), которые продолжают опровергать только сведения о румынах. Однако, в рядах, главным образом, молодого поколения румынских и венгерских историков имел место полезный и плодотворный диалог, продемонстрировавший определенные позитивные результаты. Мы также участвовали

6 Madgearu A. Românii în opera Notarului Anonym. P. 30.7 Madgearu A. Românii în opera Notarului Anonym.P. 30.


 

Commentarii


2012. № 1 (11). Январь—Июнь 55


Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

в этом диалоге, написав книгу о румынско-венгерских отношениях в IX–XIV вв.8, по-священную именно генезису трансильванской государственности, и координировав, вместе с двумя коллегами (немцем и венгром), издание первой истории Трансильвании (в трех томах, около 1600 страниц), написанной историками, принадлежащими ко всем трем основным этносам Трансильвании и объединенными доброй волей к выявлению исторической правды — в той мере, в какой она для нас достижима. Совсем недавно мы вновь проанализировали завершающий этап процесса формирования Трансильвании и начало эпохи утверждения здесь королевского воеводства в связи с ролью, которую играли румыны во властных отношениях в средневековой Венгрии9.

 

Название Трансильвании

 

Слово «Трансильвания», вопреки двум латинским вокабулам, не является ни антич-ным термином, ни румынским, ни данным румынами. Ему предшествовало другое название-синоним, а именно «Ultrasilvania» или «terra Ultrasilvana», и появилось оно в X–XI вв., то есть в тот период, когда граница Венгрии находилась где-то в зоне боль-шого леса, отделявшего Кришану от внутрикарпатских регионов. С венгерской точки зрения, страна, которой тогда владели венгры, была «по эту сторону» большого леса, а то, что находилось «за» или «по ту сторону от» (ultra, trans) леса, было местностью пока неизвестной. Поэтому земля, где правил румын Джелу, именовалось венграми Erde-elw (позже Erdély), то есть «Залесье» или «земля за лесом», и это название со-хранилось за ней как на венгерском языке, так и на латыни (латинская форма является переводом с венгерского). Эволюция латинского названия, в хронологическом порядке, была следующей: от Ultrasilvana к Transilvana и затем к Transilvania.

 

Кроме этого названия, Трансильвания в XIII в. именовалась также Septem Castra — термином, данным «саксами» (на немецком — Siebenbürgen), что означает «семь кре-постей», что, по-видимому, связано с семью городами-крепостями, основанными «сак-сами», но также и с важным значением, приписываемым в Средние века числу «семь» и со способом, которым это значение отражалось в самих реалиях Трансильвании: семь саксонских и семь секейских престолов, семь комитатов, семь венгерских «племен». На-звание Septem Castra будет заимствовано затем и в другие языки, включая славянские.

 

Румыны, по-видимому, не имели специального обозначения для всего внутрикарпат-ского региона, потому что они не успели создать в этой местности страну с румынским названием, то есть феодальное политическое образование, собственное централизован-ное государство. Скорее всего, у них было название для «дуката» Джелу (но источники не донесли его до нас), так же как существовало обозначение для всех земель, распола-гавшихся на территории Трансильвании, Баната, Кришаны и Марамуреша, как и для тех, что находились к югу и востоку от Карпат. Подобными названиями были «земля Хацег» (Ţara Haţegului), «земля Фэгэраш» (Ţara Făgăraşului), «земля Марамуреш» (Ţara Maramureşului), «земля Бырса» (Ţara Bârsei), «земля Беюш» (Ţara Beiuşului), «земля Нэсэуд» (Ţara Năsăudului) и т. д. К югу и востоку от Карпат, где маленькие «земли» (государства) объединились в составе больших, централизованных, у румын

8 Pop I.-A. Romanians and Hungarians from the 9thto the 14thCentury. The Genesis of the Transylvanian MedievalState. Cluj-Napoca, 1996.

 

9 Pop I.-A. «Din mâinile valahilor schizmatici…» Românii şi puterea în Regatul Ungariei medievale (secolele XIII–XIV).Bucureşti, 2011.


 

56 Петербургские славянские и балканские исследования


  И.-А. Поп. Формирование средневековой государственности...          
       
       
с неизбежностью появилось обобщающее, общее и родовое название — «Румынская    
   
земля» (Ţara Românească), называвшаяся иностранцами «Большая Валахия», на юге, Commentarii  
и Молдова, которая в средневековых зарубежных источниках именовалась Малой  
Валахией, на востоке. В Трансильвании маленькие «земли» не успели соединиться  
в большую, кроме как через венгерское завоевание. Поэтому Трансильвания,  
не будучи государством, организованным во имя румын, с румынской политической  
властью, не имела в румынском языке специфического обозначения. Позже, вероятно,  
из административных соображений, а также в связи с контактами и коммуникацией,  
   
в румынский язык был заимствован термин «Ардял» (Ardeal) — от венгерского Erdély.    
Попытки некоторых исследователей установить другую (довенгерскую) этимологию    
   
для слова «Ардял», хотя и имели место, не были обоснованы достаточно убедительно.    
Позже, по мере эволюции литературного языка и в результате книжного влияния    
в румынском языке предпочитаемым стал — это верно и для сегодняшнего дня — термин    
«Трансильвания», лучше отражающий романский характер румынского языка.    
В географическом и историческом отношении Трансильвания представляет собой    
территорию прежнего воеводства, которое функционировало до 1541 г. Позже княжество    
включило в себя Марамуреш, Кришану и часть Баната, как и другие соседние регионы,    
поэтому смысл понятия «Трансильвания» расширился. В настоящей работе это понятие    
будет использоваться в обоих смыслах, причем будут делаться, по мере необходимости,    
уточнения, требуемые контекстом, так как наше исследование касается равным образом    
и внутрикарпатской территории, и упомянутых областей к западу.    
Этнический состав Паннонии и Трансильвании около 900 г.10    
Этап румыно-славянского сосуществования, часть которого охватывает и время сла-    
вянского господства над латинофонами и ранними румынами, тесно связан с появлением    
первых средневековых государств, о чем свидетельствуют как материалы археологии,    
так и данные письменных источников. Эту ситуацию отражает и упоминавшийся выше    
памятник, называемый Gesta Hungarorum, который наряду с другими источниками по-    
вествует о событиях истории венгров со времени их прихода в Паннонию (конец IX в.)    
до правления короля Эндре I (1046–1060)11. Многие источники сходятся в утвержде-    
нии, что в момент изгнания венгров из степей Северного Причерноморья болгарами    

и печенегами Паннония и Трансильвания были населены общностями, гетерогенными по своей этнической структуре12. Согласно традиции, представленной у Шимона де Кеза (в 1285 г.) и в других родственных хрониках, после смерти сыновей Аттилы

 

и распада гуннской «империи» Паннонию населяли славяне (Sclavi), греки (Graeci), тевтоны (Teutonici), мезийцы (Messiani) и румыны (Ulahi), оказавшиеся в определенный момент под властью Святополка, правителя Великой Моравии, а затем завоеванные, в результате имевших место сражений, венграми13. Если абстрагироваться от некоторых

10 См. также: Pop I.-A. Testimonies on the Ethno-Confessional Structure of Medieval Transylvania and Hungary (9th–14th centuries) // Pursuing Diversity. Demographic Realities and Ethno-Confessional Structures in Transylvania / Ed. by I.-A. Pop, S. P. Bolovan, and I. Bolovan. (Transylvanian Review. 2010. Vol. XIX. Supplement No. 1). P. 9–18.

11 Последнее точно датируемое историческое событие, упомянутое в хронике — смерть короля Петра I Орсеоло

в 1046 г. (Sălăgean T. Ţara lui Gelou… P. 23).

12 Spinei V. Migraţia ungurilor în spaţiul carpato-dunărean şi contactele lor cu românii în secolele IX–XI // ArheologiaMoldovei. 1990. Vol. XIII. P. 15.

13 Spinei V. Migraţia ungurilor... P. 121–122; Pop I.-A. The Ethno-Confessional Structure of Medieval Transylvania andHungary. Cluj-Napoca, 1994. P. 15.


 

2012. № 1 (11). Январь—Июнь 57


Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

анахронизмов, присущих всем средневековым gestae, эти сообщения не кажутся удиви-тельными, потому что присутствие моравских славян, греков (византийцев), германцев («тевтонов», восточных франков), болгар («мезийцев») и румын (влахов) в Паннонии или, по крайней мере, на ее границах в период, предшествовавший появлению венгров, подтверждается другими источниками14.

 

Упомянутая хроника анонимного нотария сообщает, что в период проникновения венгров в Паннонию (в 896 г.) в ней проживали Sclavii, Bulgarii et Blachii ac pastores Romanorum, другими словами — славяне, болгары и румыны, причем последние пред-ставлены как «пастухи римлян»15. В целом, Аноним, как видно, сообщает о шести по-литических образованиях, именуемых «дукатами» или княжествами, существовавших в дако-паннонском регионе около 900 г. Три из них расположены к востоку от Тисы, будучи представлены в контексте нападения на них венгров после 900 г. Речь идет о «дукатах» Менуморута, Глада и Джелу. Также появляется персонаж с важной по-литической ролью, а именно комит (comes) — фактически комендант крепости Hung (ныне Ужгород, Украина) — Loborcy, именуемый на языке местных жителей «duca»16. Правда, надо признать, что имя Loborcy славянского происхождения, но жители мест-ности Hung, которые называли правителя «duca», могли быть и румынами: термин «duca» происходит от латинского dux, -cis, и единственные жители данной местности, которые могли иметь подобное слово в своем языке — румыны17. Этот термин будет со временем заменен румыно-славянским voievod (воевода), но пара ducăvoievod, по-видимому, держалась некоторое время в средневековом румынском языке, как и пара júde (лат. iudex) — cnez (славянское заимствование). С другой стороны, уже в первыхканцелярских документах из Венгрии, касающихся населения комитатов Унг, Берег и Угоча, среди их жителей упоминаются и румыны.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...