Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дукат Менуморута в Кришане (около 900 г.)

 

Параллельно с серией набегов во всех направлениях, венгры атакуют и область «дуката» Менуморута, расположенную между Тисой (на западе), Мурешем (на юге), Сомешем (на севере) и Западными Карпатами, а точнее Месешскими Воротами (на вос-токе). Резиденция дукса Менуморута находилась в крепости Бихаря (Бихор, Byhor)18, в 14 км от современного города Орадя. После серии яростных сражений упомянутый

14 Spinei V. Migraţia ungurilor... P. 22.

15Anonymus, cap. IX. (Дается сноска на главы, поскольку существуют многочисленные издания хроники. См., например: Anonymus. Faptele ungurilor (Gesta Hungarorum) // Popa-Lisseanu G. Izvoarele istoriei românilor. Vol. I. Bucureşti, 1934). Шимон де Кеза полностью разъясняет смысл приведенного выше выражения и пояснительное значение латинского союза ac, когда пишет: «Румыны, которые были пастухами и крестьянами (земледельцами) римлян, оставаясь по доброй воле в Паннонии…» («Blachis, qui ipsorum <Romanorum> fuere pastores et coloni, remanentibus sponte in Pannonia…»). См.: Simon de Keza. Cronica (Gesta Hunnorum et Hungarorum) // Scriptores rerum Hungaricarum tempore ducum regumque stirpis Arpadianae gestarum / Ed. E. Szentpétery. Vol. I. Budapest, 1937. P. 156–157. Мы не будем более возвращаться к вопросу о достоверности подобных источников, так как он выяснен. Как и все средневековые gestae в Европе, они имеют относительную степень достоверности. Нельзя подтвердить надежными аргументами, что подобный источник является полностью достоверным в том, что касается данных об одном народе, и спорным тогда, когда касается другого народа, или что сведения о Паннонии (Венгрии) являются достоверными, тогда как сведения о Дакии (Трансильвании, Банате и т. д.) таковыми не являются.

16Anonymus, cap. XIII.

17 Drăganu N. Românii în veacurile IX–XIV pe baza toponimiei şi onomascicei. Bucureşti, 1933. P. 357–361.

18 Топонимы и оронимы, упомянутые Анонимом в его хронике, обнаруживаются, в большинстве своем, на мест-ности в идентичных или похожих формах, увековеченные во времени.


 

58 Петербургские славянские и балканские исследования


И.-А. Поп. Формирование средневековой государственности...

дукс сдался, в дальнейшем оставшись во главе своего княжества, но уже в качестве подданного венгерского вождя Арпада. Об этнической принадлежности Менуморута не говорится ничего определенного. Утверждение, что он бился «с сердцем болгарина» и славянский отзвук в его имени не являются решающими фактами в этом отношении. Существует, однако, возможность того, что бихорский дукс был славянином. В тексте Анонима Менуморут ссылается на своего «повелителя, константинопольского импе-ратора», что, по-видимому, указывает на то, что до того как подчиниться правителю венгров, он признавал сюзереном василевса.

 

Этническая структура страны Менуморута также неясна. Точно известно только то, что она была довольно гетерогенной. В нескольких местах Аноним упоминает разные nationes, проживающие в этом дукате. Один раз хронист сообщает, что страна Мену-морута была населена и некими «nationes», именуемыми cozar (хазары)19. Между тем,

о хазарах упоминает одна из теорий, касающихся происхождения секеев ― известно, что в Кришану вошли и дружины секеев, которые находились в авангарде войска, по-сланного Арпадом. Хронист Шимон де Кеза, который жил в Бихоре, тоже сообщает

 

о том, что секеи были прямыми потомками гуннов, оставшихся в Паннонии (Hunnorum sunt residui). Секеи вышли навстречу венграм, когда последние проникли на территориюсвоей будущей родины, и вместе с ними заняли ее20. «И после того, как они завоевали вместе Паннонию, они получили ее часть, но не в Паннонской равнине, а в окраинных горах, где имели одну судьбу с румынами. Поэтому говорят, что они, смешавшись с румынами, пользуются письменами последних»21. Можно предположить, что после падения Бихора часть секеев осела и сосуществовала с местными румынами до XI в., до момента начала фактического завоевания Трансильвании. Позже, после того, как секеи были поселены венграми на востоке Трансильвании, они снова будут сосуще-ствовать с местными румынами и бороться вместе с ними против татар22. Возвращаясь к общей этнической структуре, надо предположить, что в долине Тисы, как и в осталь-ной Паннонии, жили славяне, болгары, секеи и румыны (представленные как земле-дельцы и пастухи, потомки римлян); к этому нужно прибавить и аварские элементы, оставшиеся после падения Аварского каганата. Крепостями страны Менуморута были Byhor (Бихаря), Zotmar (Сату-Маре) и Zyloc (Залэу).

 

На руинах дуката Менуморута образовался значительно позже (вероятно, во второй половине XI в.) замковый´ комитат с центром в Бихоре. Согласно традиции и некоторым письменным свидетельствам, епископия в Ораде была основана при Ласло I (1077– 1095)23. Один документ, датируемый примерно 1067 г., упоминает некоего чиновника (pristaldus) комита Штефана из Бихора. Эти два института, комитат и епископия, несо-мненно, функционировали в 1111 г., когда упоминаются епископ Сикст (Syxtus) и комит Саул из Бихора (Saul de Bihor)24. Между тем, после 1067 г., «Венская иллюстрированная хроника» сообщает об опустошении целой местности Нир (Nir) до крепости Бихаря «куманами» (печенегами)25. Со временем, особенно в XIII в., эта местность интенсивно

19 Anonymus, cap. XI.

20 Simon de Keza. Cronica… P. 36–37.

21 Ibid.

22 Spinei V. Moldova în secolele XI–XIV. Bucureşti, 1982. P. 161.

23 Istoria oraşului Oradea / Coordonatori L. Borcea, G. Gorun. Oradea, 1995. P. 83–84.

24 Ibid. P. 92.

25 Ibid.


 

Commentarii


 

2012. № 1 (11). Январь—Июнь 59


Studia Slavica et Balcanica Petropolitana

колонизируется венгерским населением. Наконец, Бихор стал включать в себя только ядро бывшего дуката Менуморута, тогда как целые местности этого княжества вошли в состав других комитатов (Заранд, Сатмар, Сольнок и др.).

 

Организация комитатов и установление контроля королевской власти и католической церкви над этой местностью не смогли разрушить старые румынские институты и реа-лии в Кришане. Румыны продолжали жить в рамках восточной церкви и своих мелких политических образований — кнезатов, воеводатов, иногда официально именуемых дистриктами. Только в комитате Бихор источники упоминают в течение всего Средневе-ковья десять румынских кнезатов и воеводатов26 (некоторые под именем дистриктов)27, организованных по старой традиции.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...