Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра психологии и педагогики

БГУ культуры и искусств

Кафедра психологии и педагогики

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Студент… ……..группы ФТБКиСИ …………………………………………………

2012/13 уч.год

Автор: доцент Ольга Олеговна Грачёва

 

Введение. Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание общеобразовательных и профильных дисциплин. Диапазон профессий, по которым проводится подготовка студентов, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы произведений разных видов искусств и специалисты в сфере культуры. В рамках каждой из перечисленных профессий можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой.

Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.

Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.

Для того, чтобы понять сущность и закономерности процессов артпедагогики, важно постоянно соотносить научные, теоретические выкладки и личный опыт ученичества в системе художественного образования, которым обладает каждый, кто учится в БГУКИ. Анализ указанного опыта, вычленение из него типичных педагогических ситуаций призваны стимулировать профессиональную рефлексию, формировать основы педагогического мастерства артпедагога.

Основной целью изучения курса профессиональной педагогики является формирование и развитие у студентов профессиональной ком­пе­тент­ности, позволяющей им самостоятельно анализировать и решать практические и теоретические задачи в сфере художественно-педагогической деятельности.

 


 

Раздел 1. Теоретические основы профессиональной педагогики

Тема 1.СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

1. Предмет, задачи, основные категории современной педагогики искусства (АРТПЕДАГОГИКИ)

2. Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование».

3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.

4. Направления деятельности артпедагогики на разных уровнях учебно-воспитательного процесса.

 

Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства

Виды эстетической деятельности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, рассмотрим классификацию по характеру деятельности субъекта воспитательного процесса. Здесь можно выделить три вида эстетической деятельности:

перцептивная, т.е. ……………………………

когнитивная, т.е. …………………………..

креативная, т.е. ……………………………..

 

 

Другая, не альтернативная, а дополняющая первую классификация основывается на различии образов, создаваемых в процессе художественного творчества. В их дифференциации важную роль играет феномен хронотопа, т.е. соотношения пространства/времени. В этой классификации выделяют пять видов художественно-творческой деятельности:

• литературное творчество (создает …………………………….. образы);

• изобразительное творчество (создает …………………………. образы);

• музыкальное творчество (создает ……………………………. образы);

• театральное творчество (создает …………………………………образы);

• техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.). Их можно назвать ……………………….. образами

 

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. …….……………………………………………………………………………….

 


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристики АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОСУГОВЫЕ
Приоритетные цели ……………………. (знания, умения, навыки) и ……………………… (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) ……………………….. и …………………….. (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств)
Содержание образования ……………………….., ориентированное на преемственность ступеней образования ……………………….., индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов
Сроки обучения Стандартизированы Индивидуализированы
Формы контроля за результативностью образовательного процесса    
Формы фиксации результатов контроля Документ государственного образца, имеющий ………………….. силу Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п.

Задачи художественного образования

КУЛЬТУРА

 

Система материальных и духовных ………………….. человечества
Деятельность человека по ………………….. культурных ценностей
……………………………… ценностей культуры (инкультурация)

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
       
       
       

Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:

 

 

Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.

Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом

 

2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования

Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).

Характер эстетической оценки передают категории

прекрасногои……………………………..,

возвышенногои…………………………..,

трагическогои……………………………,

а также

Ужасного

Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.

Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.

 
 

 


Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.

Приведите примеры

взаимосвязи этических и эстетических категорий и ценностей в искусстве и предложите прием исполь-зования этой взаимосвязи в системе художественного образования.

БГУ культуры и искусств

Кафедра психологии и педагогики

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...