Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра международных отношений,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международных отношений,

Связей с общественностью и журналистики

Панин В.Н.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «внешняя политика россии»

 

Для направления подготовки

Конфликтология»

Очная форма обучения

 

 

Пятигорск 2009


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

 

_________________

Проректор по академической

политике и инновационному развитию

профессор Ю.Ю. Гранкин

«02» февраля 2009 г.

 

________________________

Начальник учебно-методического

управления

доцент Ю.П. Дмитриева

«02» февраля 2009 г.

 

 

Кафедра международных отношений,

Связей с общественностью и журналистики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «внешняя политика россии»

 

Для направления подготовки

040300.62 – «Конфликтология»

Очная форма обучения

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от «30» января 2009 г.

 

 

Пятигорск 2009

ББК 66.4р30 П 16 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУВПО «Пятигорского государственного лингвистического университета»

 

Панин, В.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внешняя политика России» / В.Н. Панин. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 58 с.

Материалы составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации второго поколения цикла общепрофессиональных дисциплин в рамках дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом к дисциплине «Внешняя политика России» по направлению подготовки 040300.62 «Конфликтология».

Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к уровню освоения курса), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, список рекомендуемой литературы, основные понятия, контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации.

 

 

Рецензент: кафедра международных отношений, связей с общественностью и журналистики.

 

© В.Н.Панин, 2009

© ПГЛУ, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организационно-методический раздел
1.1. Проектирование учебного процесса по дисциплине для данной образовательной профессиональной программы
1.2. Междисциплинарные связи учебной дисциплины
1.3. Цели изучения дисциплины
1.4. Задачи учебной дисциплины
1.5. Место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки
1.6. Требования к уровню освоения содержания курса
2. Содержание курса
2.1. Тематический план дисциплины «Внешняя политика России»
2.2.Содержание программы курса
2.3. Содержание семинарских занятий
3. Учебно-методическое обеспечение изучения курса дисциплины
3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины
3.2 Формы и методы контроля усвоения материала
3.3 Банк контрольных заданий
3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов
3.5 Словарь терминов

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Проектирование учебного процесса по дисциплине для данной образовательной профессиональной программы

Курс «Внешняя политика России» позволяет дать целостное научное представление о внешней политики Российской Федерации на современном этапе развития государства.

В рамках данной дисциплины рассматриваются про­блемы общетеоретических и правовых основ внешней политики РФ; места России в мировом сообществе и роли российской внешней политики в целом; основных проблем российско-американских отношений; отношений России с Европейским Союзом; внешней политики России по отношению к отдельным европейским странам; отношения России со странами СНГ; внешней политики России на Дальнем Востоке; внешнеполитической роли России в Азии; отношений России с развивающимися странами; участия России в международных организациях.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета международных отношений, специализирующихся в области конфликтологии, изучающих дисциплину «Внешняя политика России» на I и II курсах (II -III семестры). Данный комплекс составлен с учетом обязательного минимума содержания программы по специальности 522700 – «Конфликтология»

Курс предусматривает 52 лекционных часа и 50 часов семинарских занятий. Общая трудоемкость дисциплины составляет 178 часов.

 

Основные дидактические единицы

 

Предмет, метод и задачи внешней политики; источники, инструмент, основы. Механизмы выработки и реализации внешней политики; объекты направления внешнеполитических акций. Основные документы, регламентирующие внешнеполитическую деятельность российских органов власти, место России в системе международных отношений в постбиполярном мире, специфика двусторонних отношений Российской Федерации с главными акторами современных международных отношений, а также особенности работы России в ведущих международных организациях.

Основные приоритеты внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль России в новом миропорядке. Российская Федерация и международные организации. Российская внешнеполитическая доктрина: основные цели и установки.

Проблема безопасности России в современном мире. РФ и СНГ. Отношения России с ведущими державами современности. Роль Российской Федерации в урегулировании современных конфликтов.

 

1.2. Междисциплинарные связи учебной дисциплины

Статистика представляет собой целостную систему научных дисциплин, объединяющую теорию международных отношений, политологию, геополитику, мировую политику. социологию международных отношений, конфликтологию, юриспруденцию.

Таким образом, учебная дисциплина «Внешняя политика России» находится в тесной взаимосвязи с конфликтологией, теорией международных отношений, философией, политологией, социологией, правоведением.

1.3. Цели изучения дисциплины

Данный курс построен по региональному принципу. В ходе его проведения предполагается осветить узловые проблемы, стоящие на сегодняшний день перед российским внешнеполитическим руководством в различных регионах мира, а также указать возможные пути их решения, подчеркивая при этом неразрывную связь между внутриполитическими и внешнеполитическими явлениями.

 


1.4. Задачи учебной дисциплины

Задачами курса «Внешняя политика России» является научить студентов:

- разбираться в основных проблемах внешней политики и национальной безопасности России на современном этапе, знать историю развития этих проблем, понимать подход России к этим проблемам и факторы, его определяющие, разбираться в основах внешнеполитических концепций Российской Федерации;

- детально разбираться в важнейших международных проблемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции России, в том числе в проблемах, существующих в зоне "ближнего зарубежья", знать генезис этих проблем, уметь прогнозировать их развитие;

- владеть категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений и мировой политики, знать современные теории и концепции международных отношений, уметь применять основы этих знаний при анализе и прогнозе развития внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных отношений;

- владеть практическими навыками сбора и анализа внешнеполитической информации.

 

1.5. Место учебной дисциплины в системе

профессиональной подготовки

Изучение данной учебной дисциплины позволяет студентам овладеть основами знаний о наиболее общих принципах формирования, выработки и реализации внешней политики России. Данная дисциплина служит важным элементом совершенствования методов конфликтологического анализа, составляя фундамент для последующего изучения целого ряда общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании курса студент должен знать:

- Общетеоретические и правовые основы внешней политики;

- Место России в мировом сообществе и роли российской внешней политики в целом;

- Основные направления развития российско-американских отношений;

- Отношения России с Европейским Союзом в целом;

- Внешнеполитический курс России по отношению к отдельным европейским странам;

- Отношения России со странами СНГ;

- Внешнеполитические устремления России а Азиатско-тихоокеанским регионе;

- Внешнеполитическую роль России в Азии;

- Отношения России с отдельными развивающимися странами;

- Участие России в международных организациях.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Тематический план дисциплины

«Внешняя политика России»

№ П/П Наименование темы Всего часов Самост. работа Аудиторные занятия
Лекции Семинары
Общетеоретические и правовые основы внешней политики
Место России в мировом сообществе и российская внешняя политика в целом
Российско-американские отношения
Отношения России с Европейским Союзом в целом
Внешняя политика России по отношению к отдельным европейским странам
Отношения России со странами бывшего СССР
Внешняя политика России в АТР
Внешнеполитическая роль России в Азии
Отношения России с развивающимися странами
Участие России в международных организациях
ИТОГО:

 

2.2. Содержание программы курса по дисциплине

«Внешняя политика России»

Содержание семинарских (практических) занятий

Тема 1

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют основные подходы к определению и выработке внешней политики?

2. Виды и типы национальных интерес.

3. Какова взаимосвязь национальных интересов и внешней политики?

4. В чем заключается государственный характер внешнеполитической деятельности государства?

5. Какова связь внутренней и внешней политики в трактовке различных школ международных отношений?

6. Охарактеризуйте роль российских регионов во внешней политике РФ.

7. Проанализируйте основные документы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государства.

8. Каковы основные положения Концепции национальной безопасности РФ и Концепции внешней политики Российской Федерации?

 

Основные понятия

 

Внешняя политика. Государственный характер внешнеполитической деятельности. Национальный интерес. Либерализм. Реализм. Модернизм. Конструктивизм. Связь внутренней и внешней политики в трактовке различных школ международных отношений. Внутриполитические события, имеющие международное значение. Роль российских регионов во внешней политике РФ. Основные документы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государства. Конституция Российской Федерации. Концепция национальной безопасности РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации. Аналитические справки.

Тема 2.

Политика в целом (4 час.)

 

План первого семинарского занятия

 

1. Современные конфигурации международных отношений

2. Национально-государственные интересы России в современном мире.

3. Основные тенденции в эволюции общественного мнения Российской Федерации на уровне политической элиты и масс в отношении внешнеполитического курса России.

 

План второго семинарского занятия

 

1. Модификация внешнеполитической стратегии Российской Федерации.

2. Стратегические направления российской внешней политики.

3. Место России в современном мире.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите основные современные конфигурации международных отношений.

2. Проанализируйте внешние национально-государственные интересы России.

3. Охарактеризуйте основные тенденции в эволюции общественного мнения Российской Федерации в отношении внешнеполитического курса России.

4. В чем заключается модификация внешнеполитической стратегии Российской Федерации?

5. Каковы на Ваш взгляд основные стратегические направления российской внешней политики?

6. Какое место должна занимать России в современном мире?

Основные понятия

 

Однополярный мир. Двухполярный мир. Многополярный мир. Мировое правительство. «Глобальная деревня». Политическая элита. Группы влияния. Внешнеполитическая стратегия. Национально-государственные интересы России в современном мире. Конфигурация международного порядка. Национально-государственные интересы. Мировой порядок.

 

Тема 3.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику российско-американских отношений после 1991 года.

2. Каковы последствия расширения НАТО на восток с точки зрения национальной безопасности России?

3. Дайте основные положения концепции гуманитарной интервенции и ее практической реализации.

4. Что из себя представляют силы ядерного сдерживания как фактор мировой политики на современном этапе?

5. Охарактеризуйте двусторонние соглашения между Россией и США в военной области и какова перспектива их модификации?

6. В чем заключаются перспективы совместной борьбы России и США с терроризмом и распространением оружием массового уничтожения?

7. Проанализируйте экономическое сотрудничество двух держав в энергетической сфере.

8. Проведите ситуационный анализ современного этапа российско-американских отношений.

 

Основные понятия

 

“Медовый месяц» в Российско-американских отношениях и период «холодного мира». Расширение НАТО на восток. Концепция гуманитарной интервенции. Война в Ираке 2003. Силы ядерного сдерживания. Двусторонние соглашения в военной области и перспектива их модификации (ПРО, СНВ). Международный терроризм. Распространение оружия массового уничтожения. Экспорт двойных технологий. Энергетическая безопасность. Антидемпинговые меры.

Тема 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте стратегию ЕС по отношению к России и стратегию России по отношению к Европейскому Союзу.

2. Каковы основные направления развития экономического взаимодействия между Россией и ЕС?

3. В чем заключается проблема антидемпингового законодательства и ужесточения экологических мер стандартизации?

4. Каково влияние расширения ЕС на экономику России?

5. Каковы перспеткивы безвизового режима между Россией и ЕС.

6. Проведите Ситуационный анализ российско-европейских отношений.

Основные понятия

 

Нормативно-правовая база межгосударственных отношений. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года. Европейский Союз. Стратегия ЕС по отношению к России и стратегия России по отношению к Европейскому Союзу. Антидемпинговое законодательство. Киотский протокол.. Расширение ЕС. Шенгенские соглашения.

Тема 5.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте политические, экономические и культурные аспекты российско-германских отношений.

2. Каково современное состояние и перспективы российско-французских отношений?

3. Проанализируйте политические, экономические и культурные аспекты российско-британских отношений?

4. Внешняя политика России с скандинавскими странами, каковы основные направления?

5. Балканское направление во внешней политики России.

6. Внешняя политика России по отношению к странам Восточной Европы и странам Балтии.

7. Дайте сравнительный анализ отношений России с ведущими европейскими государствами.

Основные понятия

Двусторонние отношения. Многосторонние отношения. Политические, экономические и культурные аспекты этих отношений. Защита прав человека. Региональные направления внешней политики России по отношению к странам Восточной Европы и странам Балтии. Сравнительный анализ отношений России с ведущими европейскими государствами.

Тема 6.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте исторические предпосылки создания СНГ.

2. Какую роль играет СНГ во внешней политике Российской Федерации?

3. Каковы основные направления сотрудничества России со странами СНГ в энергетической и военной сфере?

4. Охарактеризуйте внешнюю политику России со странами Балтии.

5. В чем причины перехода к «равноскоростной» интеграции.

6. Охарактеризуйте внешнюю политику России со странами Средней Азии

7. Какова роль ОДКБ во внешней политике России?

8. Охарактеризуйте российско-украинские отношения.

9. Проведите анализ российско-армянских, российско-азербайджанских и российско-грузинских отношений.

10. Охарактеризуйте внешнюю политику России в отношении новых стран Южного Кавказа (Абхазия и Южная Осетия)

11. Проведите ситуационный анализ внешней политики России в странах бывшего СССР

Основные понятия

 

Содружество независимых государств. Сотрудничество в энергетической и военной сфере. Совместная борьба с контрабандой наркотиков. Российско-украинские и российско-грузинские отношениях. Российско-армянские и российско-азербайджанские отношения. Августовский кризис 2008 года. «Равноскоростная» интеграция. Союз России и Белоруссии. ОДКБ. ГУАМ. «Цветные революции».

Тема 7.

Регионе (4 час.)

План первого семинарского занятия

1. Российско-китайские отношения.

2. Внешняя политика России с Японией,

3. Экономическое сотрудничество России с Китаем и Японией.

 

План второго семинарского занятия

 

1. Российско-корейские отношения.

2. Политика России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

3. Ситуационный анализ внешней политики России на Дальнем Востоке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Проведите анализ российско-китайских отношений.

2. Дайте характеристику внешней политики России с Японией.

3. Каковы основные направления экономического сотрудничества России с Китаем и Японией?

4. Дайте характеристику российско-корейских отношений.

5. Проведите анализ политики России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

6. Проведите Ситуационный анализ внешней политики России в АТР.

 

Основные понятия

Нелегальная иммиграция. Проблема Курильских островов.. Экономическое сотрудничество России с Китаем и Японией. Сотрудничество в научно-технической сфере и в сфере поставки вооружений. Двусторонние российско-корейские отношения. Проблема ядерного оружия на Корейском полуострове.

Тема 8.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные направления российско-индийского сотрудничества?

2. Какую роль играет АСЕАН во внешней политике Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте внешнюю политику России со странами Южной Азии?

4. Какую роль играет российская дипломатия в ближневосточном мирном процессе?

5. Какова позиция российской внешней политики в послевоенном урегулировании в Ираке?

6. Охарактеризуйте основные направления сотрудничества России с Ираном.

7. Дайте общую характеристику политики России со странами Ближнего Востока.

8. Охарактеризуйте российско-турецкие отношения и дайте перспективы их развития.

9.Проведите Ситуационный анализ внешней политики России со странами Азии.

Основные понятия

 

Российско-индийское сотрудничество в военной сфере. Геополитический треугольник Москва – Пекин – Дели. АСЕАН. Ближневосточный мирный процесс. Пороговые страны. Послевоенное урегулирование в Ираке. Российско-иранские отношения. Ближний Восток. Средний Восток. Южная Азия. Международный терроризм. Региональные конфликты.

Тема 9.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные направления внешней политики Российской Федерации в отношении стран Африки и Латинской Америки?

2. Проведите сравнительный анализ отношений России с африканскими и латиноамериканскими государствами.

3. Каковы основные направления экономического сотрудничества со странами Латинской Америки?

4. Охарактеризуйте роль России в региональных процессах в Африке

5. Каковы перспективы развития отношений России с латиноамериканскими странами?

 

Основные понятия

 

Внешняя политика Российской Федерации со странам Африки и Латинской Америки. Сотрудничество в области образования и научного обмена. Африканский Союз во внешней политике Российской Федерации. Союз латиноамериканских государств.

Тема 10.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте роль России в Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и Совете Европы.

2. Основные направления отношений Российской Федерации с блоком НАТО.

3. Охарактеризуйте отношения России и Международным Валютным Фондом.

4. Каковы основные направления взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами, а также с международными банками?

5. В чем заключаются проблемы вступления России во Всемирную Торговую Организацию?

6. Каково место АТЭС во внешней политике РФ?

7. Дайте характеристику роли Россия как члена «Большой Восьмерки».

8. Охарактеризуйте взаимоотношения России с международными неправительственными организациями

 

Основные понятия

 

Организация Объединенных Наций. Совет безопасности ООН. Генеральная Ассамблея. ОБСЕ. Совет Европы. Международный Валютный Фонд. Парижский клуб. Лондонский клуб. Всемирная Торговая Организация. АТЭС. «Большая Восьмерка». МНПО. ТНК.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Ознакомиться с публикациями в отечественной периодике, посвященным внешней политике Российской Федерации

2. Ознакомиться с публикациями в зарубежной периодике, посвященным внешней политике Российской Федерации

3. Подобрать электронные источники информации, касающиеся текущей работы России в ведущих международных организациях

4. Регулярная подготовка аналитических записок в отношении внешней политики России со странами изучаемых регионов.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

Банк контрольных заданий

Словарь терминов

1. Автаркия(англ.: autarky) — национальная самодостаточность в экономической, политической и других сферах.

 

2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС(англ.: Asia-Pacific Economic Cooperation, APEQ — форум для обсуждения и переговоров по вопросам торговли и другим проблемам между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Россию, США, Японию и Китай, а также многие другие страны этого региона.

 

3. Баланс сил(англ.: balance of power) — концепция в рамках реализма, которая описывает, как государства решают проблемы национальной безопасности. Балансирующая система создается путем противопоставления одних национальных интересов в противовес интересам других государств. Мир между государствами понимается как равновесие в распределении сил между государствами в рамках этой системы.

 

4. Биполярная система(англ.: bipolar system) — система международных отношений с двумя центрами силы. Примером биполярной системы международных отношений была холодная война.

 

5. Блоки(англ.: blocs) — группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Примерами могут служить такие военно-политические блоки, как НАТО, Организация Варшавского Договора, или торговые блоки, например НАФТА.

 

6. Бреттон-Вудская система(англ.: Bretton Woods System, BWS) — система, охватывающая политические и экономические отношения; создана по результатам встречи ряда государств в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, в июле 1944 г. Участники встречи исходили из необходимости: стабилизировать обменные курсы валют; активизировать международную торговлю; оказать помощь странам, экономика которых в значительной степени пострадала в результате Второй мировой войны. Тогда же созданы такие институты, как МВФи Всемирный банк.

 

7. Валовой внутренний продукт, ВВП(англ.: gross domestic product, GDP) — мера измерения экономического производства в стране. В отличие от ВНП, ВВП оценивает производство внутри страны. ВВП принят как международная мера измерения показателя национальной экономики.

 

8. Валовой национальный продукт, ВНП(англ.: gross national product, GNP) — общая стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВНП — это размер экономической активности страны.

 

9. Валютный союз(англ.: monetary union) — установление единой валюты на территории двух или более государств.

 

10. Вестфальский мир(англ.: Peace ofWestphalia)—договор, который был подписан по окончании Тридцатилетней войны в Европе в 1648 г. Он положил начало формированию системы национальных государств и государственно-центристской модели мира.

 

11. Взаимозависимость(англ.: interdependence) — взаимосвязь государств и других акторов, в результате которой поведение одного влияет на других и мировую ситуацию в целом.

 

12. Внешняя политика(англ.: foreign policy) — система приоритетов, принципов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ.

 

13. Военная интервенция(англ.: military intervention) — использование вооруженных сил одного государства для оказания влияния на власти другого, ставшего объектом интервенции.

 

14. Военно-промышленный комплекс, ВПК(англ.: military-industrial complex) — термин, подразумевающий тесную взаимосвязь между производителями вооружений, военнослужащими, высокопоставленными лицами в государственных структурах, которые занимаются военно-политической проблематикой и заинтересованы в получении военных заказов, усилении военной мощи и т.п.

 

15. Возобновляемые ресурсы(англ.: renewable resources) — такие, например, ресурсы, как воздух, запас которых неограничен или постоянно возобновляется в естественном (природном) процессе.

 

16. Восстановление мира(англ.: peacebuilding) — создание условий, в том числе институтов гражданского общества, способствующих укреплению мира.

17. Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ(англ.: World Health Organisation, WHO) — специализированное учреждение ООН, занимающееся проблемами здравоохранения.

 

18. Всемирная торговая организация, ВТО(англ.: World Trade Organisation, WTO) — организация, созданная по результатам Уругвайского раунда ГАТТ. Функции ГАТТ и сферы его деятельности расширились. В результате ВТО стала охватывать новые области — сельское хозяйство, сервисные услуги, торговлю интеллектуальной собственностью.

 

19. Встреча на высшем уровне(англ.: summit) — встреча глав государств.

 

20. Гарантированное взаимное уничтожение(англ.: mutual assured destruction, MAD) — доктрина устрашения, в соответствии с которой ни одна сторона не начнет ядерную войну из-за страха самой быть уничтоженной.

 

21. Гендерное неравенство(англ.: gender inequality) — неравенство между мужчинами и женщинами в экономической, социальной, политической сферах, выражающееся в неравной оплате за одинаковую работу, меньших возможностях в получении образования, продвижении по службе, ограничении участия в политической жизни и т.п.

 

22. Генеральная Ассамблея ООН(англ.: General Assembly) — главный совещательный орган Организации Объединенных Наций, представляющий всех членов ООН и уполномоченный Уставом решать широкий круг политических, экономических и социальных вопросов.

 

23. Геополитика(нем.: Geopolitik) — по ряду параметров также может рассматриваться как одно из направлений, исходящих из основных положений реализма. В геополитике мощь государства рассматривается исходя из его территории, географического положения, климата, топографии, демографии, ресурсов, наличия выхода к морю и т.п. Главная задача государства, согласно точке зрения геополитиков, заключается в расширении и увеличении этих ресурсов. Сам термин «геополитика» активно использовался в Германии на службе агрессив­ным целям Третьего рейха.

24. Глобализация(англ.: globalization) — процесс, в результате которого все более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях — экономике, социальном взаимодействии и т.п.

 

25. Глобальное управление(англ.: global governance) — процесс, с помощью которого различные акторы стараются выработать общие для мирового сообщества правила поведения на мировой арене.

 

26. Гонка вооружений(англ.: arms race) — наращивание вооружений, к которому прибегают две или более страны с целью достигнуть безопасности и защиты друг от друга.

 

27. Горизонтальное распространение ядерного оружия(англ.: horizontal nuclear proliferation) — увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием.

 

28. «Горячая линия»(англ.: hot line) — линия телефонной связи между Москвой и Вашингтоном, позволяющая двум лидерам связываться друг с другом напрямую, установленная после Карибского (Кубинского) кризиса.

 

29. Государственно-центристская модель мира(англ.: state-centric model) — поли­тическая система мира, образованная в результате Вестфальского мира (отсюда ее другое название — Вестфальская модель мира), центральным звеном которой является государство.

 

30. Государство(англ.: state) — политическое образование, которое включает в себя территорию населяющих ее людей; легитимное правительство, признание другими государствами.

 

31. Изоляционизм(англ.: isolationism) — государственная политика, ориентированная на ограничение отношений (политических, экономических и т.д.) с другими государствами.

 

32. Импортные квоты(англ.: import quotas) — ограничение на количество импортируемого в страну товара.

 

33. Индекс физического качества жизни(англ.: Physical Quality of life Index, PQL1) — включает показатели продолжительности жизни, уровня детской смертности, грамотности и т.д. Определяет степень удовлетворения основных человеческих потребностей в разных странах.

 

34. Индекс человеческого развития(англ.: Human Development Index, HDI) — индекс, основывающийся на таких показателях, как продолжительность жизни, уровень грамотности, средняя продолжительность получения образования, уровень доходов и др.

 

35. Иностранная помощь(англ.: foreign aid) — предоставление одним государством другому ссуд, экспортных кредитов, а также технической и военной помощи.

 

36. Интеграция(англ.: integration) — процесс сближения, объединения на межгосударственном уровне.

 

37. Интервенция(англ.: intervention) — военное, экономическое или дипломатическое вмешательство одной страны во внутренние дела другой, а также вторжение на ее территорию.

 

38. Исследование проблем мира(англ.: peace research) — одно из направлений в международных исследованиях, которое занимается изучением вопросов при­чин возникновения вооруженных конфликтов, а также их предотвращения, урегулирования и разрешения.

 

39. Киотский протокол(англ.: Kyoto protocol) — соглашение, подписанное в Киото (Япония) в 1997 г. Подписавшие его стороны обязывались сократить выбросы в атмосферу газов, которые вызывают парниковый эффект, во избежание глобального потепления и изменения климата.

 

40. Коллективная безопасность(англ.: collective security) — система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора.

 

41. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, КБО(англ.: Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stocking of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction, BWC) — Конвенция 1972 г., запрещающая как применение, так производство и накопление бактериологического оружия.

42. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, КХО(англ.: Chemical Weapons Convention) — подписана в 1993 г. в Париже. Предусматривает запрет на производство химического оружия, а также строгие санкции в отношении тех, кто нарушает данные договоренности, включая страны, которые не присоединились к Конвенции.

 

43. Контроль над вооружениями(англ.: arms control) — соглашения по поводу ограничения, усовершенствования, накопления и применения определенных видов вооружений в ряде сфер.

 

44. Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД(англ.: United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) — постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. и ориентированный на решение экономических проблем развивающихся стран. Это постоянно действующий международный институт, который проводит встречи примерно раз в четыре года; его членами на начало 2002 г. было 191 государство.

 

45. Конфликт низкой интенсивности(англ.: low-intensity conflict) — вялотекущий конфликт, при котором столкновения между противоборствующими сторонами не приводят к полномасштабным боевым действиям.

 

46. Концепция ограниченного развития(англ.: limits to growth school) — исходит из надвигающейся угрозы нехватки ресурсов и резкого ухудшения окружающей среды. Согласно этой концепции, экономический рост необходимо приостановить, если человечество хочет выжить.

 

47. Кризис(англ.: crisis) — острая политическая ситу

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...