Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие педагогические идеи в истории человечества на ранних этапах.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний , клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла.
"Родительская почта" и "Телефон доверия":
Члены семьи имеют возможность в записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.

Библиотека игр:

Игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Это очень интересная форма работы с родителями. Родители придумали и оформили совместно с детьми : игру «Зеркало души», «Словарь вежливых слов», «Варежки эмоций» «Коврик мира», «Гном и дети», «Верно не верно», «Волшебные очки». Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров.

4. Диагностика псих. Развития ребенка в образовательном процессе в ДОУ

 

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Виды диагностик: 1. Скрининговая диагностика Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. 2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах. 3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы. При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы: – комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик; – изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения; – педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем; – участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов); Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание: – физическое развитие и состояние ребенка; – психофизиологические особенности его возраста; – динамику физического развития (анамнез); – состояние слуха, зрения; – особенности развития двигательной сферы; – нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); – координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); – особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). Неэкспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, беседа, опросник. Диагностические методы: тесты. Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете. Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

5. Дошкольное образование и воспитание в современных условиях. Содержание дошкольного образования.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания словий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.

Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.

Содержание дошкольного образования определяется

· Федеральными Государственными Требованиями,

· общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными),

· системой дополнительного образования,

· уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,

· формированием здорового образа жизни;

· системой работы с социумом.

Содержание дошкольного образования предусматривает:

· формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;

· воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;

· утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;

· развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.

 

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

13.Основы направления деятельности педагога-психолога в системе образования

Деят-ть педагога-психолога связана с решением след.задач:

· содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формиров-е у них способности к самовоспит-ю и саморазв-ю;

· обеспечение индивид-го подхода к кажд. реб-ку на основе психолого-пед.изуч-я детей;

· профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном разв-и реб-ка.

Направления деят-ти:

психологич. просвещение, психологич. профилактика, психологич. диагностика, психокоррекционная и развивающая работа с детьми, консультативная деятельность.

Психологич. просвещение обеспеч-ет формиров-е у обучающихся, воспитанников и их родителей, пед. работников и руководителей образ.учрежд-й потребности в психологич. знаниях, желания использовать их в интересах собственного разв-я; созд-е усл-й для полноценного личностного разв-я и самоопредел-я обуч-ся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных наруш-й в становлении личности и разв-и интеллекта.

Позволяет знакомить учителей и родителей с основами детской, пед. и соц. психологии; учащихся - с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологич. исслед-й; формировать потребность в психологич. знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

формы психологического просвещения: консультации, лекции, беседы, публикаций початых материалов.

Психологич. профилактика - это деят-ть по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образ. учрежд-ях, разработке конкретных рекомендаций пед. работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспит-я, обуч-я и разв-я.

предполагает:

1. ответственность за соблюдение в детском образ. учрежд-и (д/сад, интернат, детский дом, школа и пр.) психологич. усл-й, необходимых для полноценного психич. разв-я и формиров-я личности ребенка на каждом возрастном этапе

2. своевременное выявление таких особенностей ребенка, кот-е могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном разв-и, в его повед-и и отнош-ях;

3. предупрежд-е возможных осложнений в связи с переходом детей на след. возрастную ступень.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями.

Психологич. диагностика это область психологич. практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств психич. и психофизиологич. особенностей, черт личности. включает углубленное психолого-пед. изуч-е обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обуч-я, определений индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обуч-я и воспит-я, в профессиональном самоопределении, выявление причин и механизмов нарушений в обуч-и, разв-и, соц. адаптации.

Психологич. диагностика - обязательный этап и средство реш-я многих практич. задач в детских образ. учрежд-ях: контроль за интеллектуальным и личностным разв-ем учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; решение проблем трудных детей и др.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - это активное воздействие на процесс формиров-я личности в детском возрасте и сохран-е её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деят-ти педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, дошк. педагогов и др.

В коррекционной работе педагог-психолог имеет определ-й эталон психич. разв-я, к кот-му стремится приблизить реб-ка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы разв-я для созд-я таких усл-й, в кот-х реб-к сможет подняться на оптимальный для него ур-нь разв-я. За коррекционной работой - смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Виды психокоррекции:

· по содерж-ю: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотнош-й; детско-родительских;

· по форме работы с клиентом: индивидуальную;групповую: в закрытой естественной группе; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую);

· по наличию программ: программированную; импровизированную;

· по характеру управл-я воздействиями: директивную; недирективную;

· по продолжительности: сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную;

Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, пед. работникам и др. участникам образ. процесса в вопросах разв-я, воспит-я и обуч-я посредством психологич. консультирования.

Критерий эффективности этого вида деят-ти - появление у другого человека новых переживаний в той или иной ситуации. Консультирование включает в себя следующие виды работ:

· выработку и точную формулировку психолого-пед.рекомендаций,

· ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением необходимых психолого-пед.рекомендаций;

· работа с учителями и родителями в рамках психологич. Всеобучающ. системы повышения квалификации.

Психологич. консультиров-е может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Групповые проводятся после предварительных индивид. консультаций для людей со сходными психологич. проблемами. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологич., профессиональное, психолого-пед., кризисное и др. виды психологич. консультиров-я.

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на ранних этапах.

Цель и содержание воспитания в условиях первобытно- общинного строя. Возникновения школы и воспитания в цивилизациями Древнего Востока. Расцвет педагогической теории и практики в Древней Греции (афинская и спартанская системы обучения) и Риме. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Средневековье. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения и становления капитализма (ХIV–ХVII вв.). Развитие образования и педагогической мысли в ХVII–ХIX вв. (Жан- Жак Руссо, Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег). Развитие образования и педагогической мысли в новейшее время. Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. На заре человечества воспитание появляется как целенаправленный процесс в деятельности людей. Осмысление его началось 35–40 тыс. лет назад, т. е. практически в тот же период, когда человек выделился из животного мира как субъект общественно-исторической деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытно- общинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. С появлением скотоводства, земледелия, ремесел возникла необходимость в более организованном воспитании. Родовая община поручала его более опытным людям. Они прививали трудовые навыки, знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, обучали письму появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества, началось расслоение общества по социальным и имущественным признакам.

Воспитание и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе. Начало истории возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности связано с цивилизациями Древнего Востока, зарождение которых относится к IV тыс. до н. э. (Междуречье, Китай, Индия, Египет).Так, в Междуречье появляется т.н. «Дома табличек», призванные обучить писцов, необходимых для выполнения государственной службы. Вместе с тем воспитание Древнего Востока основывалось не на личных интересах ребенка, а на подготовке его к жизни. Методы воспитания были довольно жесткими, подразумевали телесные наказания. Наравне с семейным и государственным 6

воспитанием в цивилизации Древнего Востока имело место религиозное воспитание. Подлинного расцвета педагогическая теория и практика достигли в Древней Греции и Риме. Древняя Греция представляет две системы воспитания – спартанскую и афинскую. В Спарте воспитание имело военно-физический характер и служило подготовке мужественных и преданных городу-государству людей – членов военной общины, главным для которых было находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость, насилие, презрение и безжалостность к рабам, становиться воинами, будущими рабовладельцами. Иной подход представляла афинская система воспитания. Его идеал сводился к многозначному понятию – совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. У афинян воспитание пронизывала идея личной независимости. Организованное обучение основывалось на принципе соревнования: дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

В педагогических идеях Древнего Рима приоритеты в педагогических идеалах отдавались гражданскому воспитанию. Вместе с тем особую роль в формировании личности юных римлян играло и домашнее обучение. В первые века новой эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. Росло рабовладение, увеличивалось богатство и расслоение населения, что привело к делению школ по имущественному признаку (элементарные – для плебеев; грамматические – для «привилегированных» детей; риторические – для знатных юношей). Воспитание, образование и педагогическая мысль в феодальном обществе В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья. Важнейшим фактором, укреплявшим западноевропейскую цивилизацию и определившим специфику философско-педагогических воззрений этой эпохи, явилось христианство. В то же время продолжала действовать античная традиция, поддерживаемая идеями мусульманского Востока.

В период Средневековья сложилась следующая система воспитания и образования: церковные школы – для подготовки служителей культа; дети 7-15 лет (только мальчики); рыцарские школы – для феодалов (графов, герцогов; городские школы – светские учебные заведения; университеты – высшие школы, выпускники которых становились бакалаврами («украшенные лавром»). Развитие ремесел и торговли привело к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение их самому ремеслу осуществлялось либо в семьях, либо в процессе цехового ученичества. Объединениями купцов – гильдиями – создавались гильдейские школы. В целом, педагогика в Средние века первоначально была скована идеологией церкви, однако постепенно стало развиваться и светское

образование, возникла высшая школа, в которой лекции, диспуты, репетиции, практические упражнения служили основными методами обучения, а запоминание – главным его принципом.

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения и становления капитализма (ХIV–ХVII вв.) В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества. Педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась новая педагогика (как совокупность идей и практики), хотя как самостоятельной науки ее пока не было. Становление капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали повышенный интерес к античному культурному наследию. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый вид общего образования, получившего название классического. Его главное содержание составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое образование, стала гимназия. Виднейшие деятели той эпохи выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. В области образования это проявилось в его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, характерной для средневековой школы. Главной задачей педагогов того времени было стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для учеников процесс. Это был период широкого использования в воспитании и образовании наглядности всех видов: игр, экскурсий, уроков среди живой природы и др. Доминирующей стала организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлечением. В эту эпоху появляются труды Я.А. Коменского, которые заложили начало науке о процессе обучения. Коменский обосновал принцип сообразности воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), сформулировал систему принципов дидактики. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в труде «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Развитие образования и педагогической мысли в ХVII–ХIX вв. В XVIII – начале XIX в. в содержании классического образования произошли значительные изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков; были расширены такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание.

В среде французских просветителей XVIII в. возникает новая педагогическая теория. Ее основателем был великий французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778). Он отрицал существующую систему семейного и общественного воспитания и обосновал метод естественного, свободного воспитания, средствами которого должны стать природа, окружающая среда, люди, вещи. Он предполагал и свободу, основанную на уважении личности ребенка. Учитель при этом организует среду, воздействующую на воспитуемого. Задачами воспитателя он признавал знание возрастных особенностей ребенка, глубокое изучение его индивидуальных склонностей. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1866) главной задачей обучения признавал развитие умственных сил и способностей детей, а также содействие нравственному воспитанию. Он создал дидактику развивающего обучения, изложил ее требования в виде 33 законов и правил обучения. Сформулировал требования, предъявляемые к учителю, в соответствии с которыми тот должен определять успех учебы; хорошо владеть предметом, любить свою профессию и детей; постоянно работать над собой. В XIX в. наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В них доминируют предметы естественно-математического цикла. Реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII в. Первым в мире учебным заведением такого типа была открытая в Москве в январе 1701 г. по указу Петра I Школа математических и навигационных наук. Реальное образование развивалось параллельно, а часто и в противоборстве с классическим.

Развитие образования и педагогической мысли в новейшее время

В первой половине ХХ в. в мировом образовании и педагогике происходили существенные сдвиги, чему способствовали следующие факторы: возрастающий объем знаний, навыков, умений, которые должны были усвоить учащиеся; результаты исследования природы детства, проблем психологии и педагогики; опыт экспериментальных учебных заведений; заметный рост числа педагогических центров, контактов педагогов. При этом в зарубежной педагогике прослеживались две основные парадигмы: педагогический традиционализм (Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер, Дж. Адамсон, Ф. В. Ферстер, Э. Шартье, А. Н. Уайтхед) и новое воспитание, или реформаторская педагогика (А. Ферьер, О. Декроли, Я. Корчак, М. Монтессори, Э. Кей, И. Керчмар, П. Лапи, В. А. Лай, А. Бине, Г. Холл, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Валлон, Д. Дьюи, Э. Зальвюрк, Р. Штайнер, Э. Клапаред, Г. Кершенштейнер), представители которой считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять их самостоятельность и активность. В XX в. система образования в развитых странах приобрела некоторые общие черты при сохранении своеобразия, обусловленного национальными традициями. Светское среднее образование было представлено тремя типами школ:9

1) массовые общедоступные, во многих государствах – обязательная средние школы; 2) частные платные школы для детей богатых родителей; 3) государственные школы для одаренных детей. В последние десятилетия ХХ в. возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом воздействии и взаимодействии нуждаются не только дети, но и взрослые, на которых также должны быть направлены внимание и усилия педагогики и педагогов. В начале XXI в. среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и образования следует выделить демократизацию школьных систем; диверсификацию и дифференциацию образования; гуманистическую направленность воспитания; использование форм и методов обучения и воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизация классно-урочной системы; внедрение в образование новейших технических средств; интеграционные процессы в высшем образовании (Болонский процесс). Таким образом, педагогика прошла большой и сложный исторический путь, пока стала наукой, вобрав лучшие традиции и опыт предыдущих поколений; ее развитие отражает развитие общества (экономики, политики, идеологии, социальной структуры). В центре педагогических знаний находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама идей и теорий. Со временем происходило постепенное превращение педагогики из суммы эмпирических суждений в науку. Появившись на заре человечества, педагогическая мысль все более обретала внутренний динамизм, при этом для нее было характерно сосуществование традиционного и нового, рождение неизведанного и отмирание старого, что в значительной степени и определяет историческое движение и развитие данной науки.

 

2. Взаимодействие детского сада и школы: содержание и формы.

Цель взаимодействия: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

· проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

· проведение открытых уроков и занятий

· участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.

· воспитание и обучение.

· разработка “сквозных” программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,

· ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,

· выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)

В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немало важными являются связи между детским садом, школой, другими учреждениями, семьей:

1. сотрудничество с методическим кабинетом;

2. совместное участие в педагогических советах и семинарах;

3. посещение детьми подготовительной группы детского сада первого класса;

4. сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;

5. сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь в социализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенка в школу.

 

3. Взаимодействие педагога с родителями: содержание и формы.

Главная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Вывод: отношения образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита.

День открытых дверей:

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп , где воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями.

Беседы:

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
В нашей группе проводились беседы : «Беседа за круглым столом о секретах воспитания» «Режим дня в детском саду», «Все начинается с понимания»,

Консультации:

Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
Мы проводили консультации: «Здоровье и спорт рядом идут», «Родителям на заметку», «Баюшки – баю» - все про детский сон, «Особенности детских игр»,«О слове, о речи, о культуре общения», «Как научить детей сочинять и рассказывать», «Чем занять ребенка в выходной день» и т.д.

Семинары – практикумы:

Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания:

Групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, логопеда. Предусматриваются выступления родителей. Главное здесь важен не принцип параллели а принцип сотрудничества. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции:

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников учреждения, членов семей.
Недавно у нас прошла конференция «Как хорошо что есть семья».
Обмен опытом семейного воспитания.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний , клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных фор<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...