Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика профессиональной деятельности воспитателя в ДОУ.

Специфика педагогической деятельности. Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – воспитанник. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения. Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса.

Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

главная задача - формирование знаний, навыков и умений.

Результат – личность, полезная и успешная в обществе.

Вопросы для решения поставленных задач : а) кого учить? б) кому учить? в) как учить? г) чему учить?

функции из структуры ответа: воспитательно-образовательная (Присмотр и уход за детьми. Охрана жизни и укрепление здоровья детей. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.), учебно-методическая (Планирование и осуществление воспитательно-образо­вательной работы в соответствии с программой, реали­зуемой в МБДОУ.), социально педагогическая (Содействие социализации воспитанников. Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание кон­сультативной и практической помощи в вопросах воспи­тания и развития детей.).

Профессиональные умения воспитателя (Е. А. Панько): конструктивные (умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т. д.), организаторскоие (умение увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения), гностическогие (это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей), коммуникативные ( умение взаимодействовать с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией), Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Основные личностно-профессиональные качества педагога (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

·педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

·эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

·педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

·педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

·педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

·культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

·педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Харатеристика профессиональных трбований и уровни профессионального опыта воспитателя:

II категория (требования): - Должен отвечать общим требованиям к воспитателю, - Организует работу по познавательному развитию детей для достижения «Зоны ближайшего развития», - Владеет элементарными навыками педагогической диагностики, - Обеспечивает положительное взаимодействие воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей, воспитателя и коллег, - Использует передовой педагогический опыт коллег в своей работе, - Активно участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия).

I категория: - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю II квалификационной категории. Организует воспитательно-образовательную работу с детьми на основе диагностики, отслеживает результаты. - Осуществляет дифференцированный подход к детям с различным уровнем их развития. - Общение с детьми строит на основе личностно-ориентированного взаимодействия. - Использует в работе вариативные программы, педагогические технологии и методики, учитывая условия ДОУ.- Активно участвует или организует методическую работу в городе (районе).- Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый в городе (районе).

Высшая категория: - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю квалификационной категории.Проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит свои коррективы.Участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий или их разработке и апробации. Имеет авторские разработки (перспективное, тематическое планирование, дидактические пособия и др.).Владеет навыками публичных выступлений (выступает на МО, КПК, конференциях и др.).Проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования дошкольников, результатом которой является обобщенный опыт.

Принципы деятельности воспитателя: общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.

 

  1. Организация познавательной деятельности детей в практике ДОУ

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

виды деятельности детей в ДОУ:

двигательная , игровая Музыкально-художественная. Чтение (восприятие) художественной литературы, Трудовая, Коммуникативная, продуктивная и Познавательно-исследовательская.

познавательно-исследовательская деятельность - это форма активности ребенка, познание свойств и и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

структура: постановка познавательной задачи, кк результат осознания проблемы и анализа проблемной ситуации. оиск путей решения проблемы.Определение плана действий по решению познавательной задачи. существление плана действий по решению познавательной задачи (проведение наблюдения, эксперимента). Аализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов и формулировка выводов.

Виды познававательно-исследовательской деятельности: экспериментирование, исследование, моделирование.

Содержание познав.деят. - развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству.

Формы организации познавательной деят. Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы) *по замыслу, *на заданную тему.

Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):*украшения к праздникам, *поделки для выставок детского творчества,*подарки, сувениры,*декорации к театрализованным спектаклям,*украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:*по образцу (схеме, чертежу, модели),*по условиям, *по замыслу.

Конструирование из бумаги:*по выкройке,*схеме (оригами).Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

Творческая продуктивная деятельностьс использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Разнообразная интегративная деятельность:*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

Детский дизайн:*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...